Преподаватель: Лобанова Елена Евгеньевна Кафедра: общественного здоровья и здравоохранения Должность: Доцент, кандидат медицинских наук
Лекций: 30
Объем программы, часов: 164
Организация профессиональной деятельности
Преподаватель: Лобанова Елена Евгеньевна Кафедра: общественного здоровья и здравоохранения Должность: Доцент, кандидат медицинских наук
Лекций: 30
Объем программы, часов: 164
Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Экзамен состоит из двух этапов: тестирования и собеседования по контрольным заданиям и ситуационным задачам.
Экзамен проводится в период экзаменационной сессии согласно расписанию занятий.
Оценивание обучающегося на тестировании
Обучающимся предоставляются
8
вариантов тестов по
30
тестовых заданий в каждом.
Таблица 13. Оценивание на тестировании
Оценка
Количество верных ответов, %
Зачтено
71 и более
Не зачтено
70 и менее
Оценивание обучающегося на собеседовании
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные задания и ситуационные задачи, которые формируются в билеты
Таблица 14. Оценивание знаний
Оценка
Критерии оценки
Отлично
«Отлично» выставляется обучающемуся, показавшему полные и глубокие знания программы дисциплины, способность к их систематизации и применению приобретенные знания в стандартной и нестандартной ситуации.
Знает основы современного менеджмента в здравоохранении; основы организации работы коллектива исполнителей; принципы делового общения в коллективе; демографические проблемы Российской Федерации, региона; состояние здоровья населения Российской Федерации; значение мониторинга; медицинскую статистику; вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи населению; принципы организации оплаты труда медицинского персонала учреждений здравоохранения; основные вопросы ценообразования, налогообложения и инвестиционной политики в здравоохранении; принципы организации медицинского страхования; виды медицинской документации, используемые в профессиональной деятельности; принципы ведения учета и отчетности в деятельности фельдшера; основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность; основные численные методы решения прикладных задач; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники; компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации; методы защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации; использование компьютерных технологий в здравоохранении.
Ответы на вопросы задачи даны правильные, умеет вычислить показатели, оценить полученные результаты. Умеет анализировать эффективность своей деятельности; применять методы медицинской статистики, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
Хорошо
«Хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему хорошие/серьезные знания программы дисциплины, способному применять приобретенные знания в стандартной ситуации, но не достигшему способности к их систематизации и применению их в нестандартной ситуации.
Знает основы современного менеджмента в здравоохранении; основы организации работы коллектива исполнителей; принципы делового общения в коллективе; демографические проблемы Российской Федерации, региона; состояние здоровья населения Российской Федерации; значение мониторинга; медицинскую статистику; вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи населению; принципы организации оплаты труда медицинского персонала учреждений здравоохранения; основные вопросы ценообразования, налогообложения и инвестиционной политики в здравоохранении; принципы организации медицинского страхования; виды медицинской документации, используемые в профессиональной деятельности; принципы ведения учета и отчетности в деятельности фельдшера; основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность; основные численные методы решения прикладных задач; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники; компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации; методы защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации; использование компьютерных технологий в здравоохранении.
Ответы на вопросы задачи даны правильные, умеет вычислить показатели, оценить полученные результаты. Умеет анализировать эффективность своей деятельности; применять методы медицинской статистики, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
Удовлетворительно
«Удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему слабые знания, но владеющему основными разделами программы дисциплины, необходимым минимумом знаний и способному применять их по образцу в стандартной ситуации.
Знает основы современного менеджмента в здравоохранении; основы организации работы коллектива исполнителей; принципы делового общения в коллективе; демографические проблемы Российской Федерации, региона; состояние здоровья населения Российской Федерации; значение мониторинга; медицинскую статистику; вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи населению; принципы организации оплаты труда медицинского персонала учреждений здравоохранения; основные вопросы ценообразования, налогообложения и инвестиционной политики в здравоохранении; принципы организации медицинского страхования; виды медицинской документации, используемые в профессиональной деятельности; принципы ведения учета и отчетности в деятельности фельдшера; основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность; основные численные методы решения прикладных задач; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники; компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации; методы защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации; использование компьютерных технологий в здравоохранении.
Ответы на вопросы задачи даны правильные, умеет вычислить показатели, оценить полученные результаты. Умеет анализировать эффективность своей деятельности; применять методы медицинской статистики, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
Неудовлетворительно
«Неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации.
Не знает основы современного менеджмента в здравоохранении; основы организации работы коллектива исполнителей; принципы делового общения в коллективе; демографические проблемы Российской Федерации, региона; состояние здоровья населения Российской Федерации; значение мониторинга; медицинскую статистику; вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи населению; принципы организации оплаты труда медицинского персонала учреждений здравоохранения; основные вопросы ценообразования, налогообложения и инвестиционной политики в здравоохранении; принципы организации медицинского страхования; виды медицинской документации, используемые в профессиональной деятельности; принципы ведения учета и отчетности в деятельности фельдшера; основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность; основные численные методы решения прикладных задач; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники; компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации; методы защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации; использование компьютерных технологий в здравоохранении.
Ответы на условие задачи даны неправильные, не умеет вычислить показатели и оценить полученные результаты. Не умеет анализировать эффективность своей деятельности; применять методы медицинской статистики, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
Цели и задачи дисциплины
Цель:
Формирование необходимых всесторонних знаний умений и навыков в области организации профессиональной деятельности, направленных на оценку здоровья населения, показателей, характеризующих деятельность медицинских организаций и систему охраны здоровья населения.
Задачи:
Изучение демографических проблем Российской Федерации, региона; состояния здоровья населения Российской Федерации, методов медицинской статистики
Изучение основных нормативных и правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность
Изучение принципов организации медицинского страхования, основных вопросов экономики, планирования и финансирования здравоохранения, основ организации лечебно-профилактической помощи населению, видов медицинской документации, используемых в профессиональной деятельности
Изучение основ современного менеджмента в здравоохранении, организации работы коллектива исполнителей, принципов делового общения в коллективе, методов защиты информации, основных понятий автоматизированной обработки информации, использования компьютерных технологий в здравоохранении
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина
Организация профессиональной деятельности ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность изучается на 3,4 курсе (ах) в 6,7 семестре (ах) и базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины.
Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
№
Код
Содержание компетенции
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 6.1.
Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
ПК 6.2.
Планировать свою деятельность на фельдшерско-акушерском пункте, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.
ПК 6.3.
Вести медицинскую документацию.
ПК 6.4.
Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах, офисе общей врачебной (семейной) практики.
ПК 6.5.
Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
Раздел дисциплины
Содержание раздела дисциплины структурированное по темам
Общественное здоровье и факторы его определяющие
Тема 1. Общественное здоровье и здравоохранение в системе медицинских наук.
Общественное здоровье и здравоохранение в системе медицинских наук. Показатели общественного здоровья. Факторы, определяющие здоровье населения. Показатели оценки индивидуального здоровья. Показатели общественного здоровья. Уровни здоровья.
Тема 2. Методы изучения и оценки заболеваемости населения.
Методы изучения и оценки показателей заболеваемости, их значение для планирования деятельности фельдшера. Первичная заболеваемость, общая заболеваемость, инфекционная, госпитализированная, основными неэпидемическими заболеваниями, по данным медицинских осмотров.
Тема 3. Заболеваемость населения.
Методы изучения и оценки показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Методика вычисления показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности. МКБ-10 и ее значение для изучения заболеваемости. Инвалидность, основные причины, группы инвалидности, структура и показатели.
Тема 4. Медицинская демография.
Медицинская демография. Разделы медицинской демографии. Основные характеристики и тенденции демографических процессов в Российской Федерации. Основные демографические показатели. Методика вычисления и оценки основных демографических показателей.
Теоретические и организационные основы здравоохранения
Тема 5. Основные положения Федеральный закон от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Виды, условия, формы оказания медицинской помощи.
Тема 6. Системы здравоохранения. Номенклатура медицинских организаций.
Системы здравоохранения (государственная, муниципальная, частная). Номенклатура медицинских организаций. Лечебно-профилактические медицинские организации. Медицинские организации особого типа.
Тема 7. Медицинское страхование в Российской Федерации.
Субъекты и участники обязательного медицинского страхования в РФ. Базовая программа обязательного медицинского страхования. Территориальная программа обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование.
Тема 8. Экспертиза временной нетрудоспособности.
Экспертиза временной нетрудоспособности в профессиональной деятельности фельдшера. Общие принципы экспертизы временной нетрудоспособности. Функции листка нетрудоспособности, его содержание и значение. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при беременности и родах. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком до 18 лет. Состав и функции врачебной комиссии при экспертизе временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза.
Тема 9. Правовое положение медицинских работников.
Гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная, административная и уголовная ответственности медицинских работников.
Организация и управление здравоохранением
Тема 10. Организация работы городской поликлиники.
Система первичной медико-санитарной помощи населению. Роль среднего медицинского персонала. Организация медицинской помощи в амбулаторных условиях городскому населению. Структура, задачи, функции, поликлиники. Медицинская документация, показатели деятельности поликлиники.
Тема 11. Организация работы стационара.
Организация медицинской помощи в условиях стационара. Структура, функции стационара. Медицинская документация, показатели деятельности.
Тема 12. Организация скорой медицинской помощи.
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи. Роль среднего медицинского персонала.
Медицинская документация, показатели деятельности.
Тема 13. Организация медицинской помощи женщинам.
Организация работы женской консультации. Структура, функции женской консультации. Роль среднего медицинского персонала, медицинская документация, показатели деятельности. Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. Структура и задачи перинатального центра. Родильный дом и его отделения. Роль среднего медицинского персонала. Медицинская документация, показатели деятельности.
Тема 14. Организация медицинской помощи детям.
Организация работы детской поликлиники. Структура и функции детской поликлиники, роль среднего медицинского персонала. Медицинская документация, показатели деятельности. Организация медицинской помощи детям в условиях стационара.
Тема 15. Организация ПМСП населению.
Фельдшерско-акушерский пункт как элемент ПМСП. Положение о фельдшерско-акушерском пункте. Должностные инструкции работников фельдшерско-акушерского пункта. Организация амбулаторного приема и медицинской помощи на дому в ФАП. Организация медицинской профилактики. Виды медицинской профилактики. Диспансеризация населения. Организация медицинской помощи женщинам и детям. Показатели деятельности ФАП и методика их вычисления. Медицинская документация.
Тема 16. Управление здравоохранением.
Субъект и объект управления. Уровни и функции управления. Иерархия управления на примере медицинской организации. Ресурсы управления. Основной ресурс управления, требования, предъявляемые к основному ресурсу управления. Алгоритм принятия управленческого решения. Деловое общение.
Тема 17. Стили управления.
Стили управления, их сравнительная характеристика.
Тема 18. Контроль качества медицинской деятельности.
Понятие качества медицинской помощи. Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Критерии оценки качества медицинской помощи
Медицинская статистика
Тема 19. Медицинская статистика и ее значение для профессиональной деятельности фельдшера. Виды статистических величин и их применение в профессиональной деятельности фельдшера. Абсолютные и относительные величины. Виды относительных величин, методика вычисления, графическое изображение.
Тема 20. Динамический ряд и его показатели.
Виды динамических рядов. Показатели динамического ряда и методика их вычисление.
Тема 21. Средние величины, виды и методы их вычисления
Виды средних величин. Методика вычисления средней арифметической величины ее применение в медицине. Методика вычисления среднего квадратического отклонения и его значение для медицинских исследований.
Тема 22. Организация статистического исследования.
Этапы статистического исследования. Виды статистических таблиц, методика их построения. Использование статистических таблиц в практической деятельности фельдшера.
Тема 23. Оценка достоверности результатов статистических исследований.
Критерии достоверности результатов статистических исследований. Генеральная совокупность, выборочная совокупность. Методика вычисления средней ошибки средней арифметической величины, ошибки репрезентативности относительного показателя.
Тема 24. Корреляционная связь.
Виды количественных связей между признаками. Корреляционная связь между признаками. Направление и сила корреляционной связи. Методика расчета и оценки коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Экономические основы здравоохранения
Тема 25. Основы экономики здравоохранения. Экономическая деятельность организаций здравоохранения. Финансирование в здравоохранении. Налогообложение. Оплата труда в здравоохранении.
Тема 26. Рыночные отношения в здравоохранении.
Принципы и законы рыночных отношений. Структура рынка. Особенности рынка медицинских услуг. Рынок медицинских товаров и услуг. Маркетинг в здравоохранении.
Информационное обеспечение профессиональной деятельности
Тема 27. Информационные ресурсы.
Работа с информационными ресурсами. Представление о контекстном поиске. Принципы контекстного поиска. Запросы и виды поиска. Рекомендации по правильному формированию запросов. Русскоязычные и англоязычные поисковые системы Интернета. Правила работы с каждой из поисковых систем. Поиск профессиональной информации в сети Интернет.
Тема 28. Электронный документооборот.
Цель, задачи и принципы электронного документооборота. Офисное обеспечение и программные комплексы. Создание электронных архивов. Электронная почта, принципы ее организации и работы. Правила ведения переписки с использованием электронной почты. Меры предосторожности при работе с электронной почтой. Переписка и с использованием электронной почты.
Тема 29. Структуризация информации.
Цель, задачи и принципы структуризации информации. Понятие базы данных и систем управления базами данных. Классификация баз данных.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.