Общественное здоровье, организация и экономика здравоохранения - 4 курс стомато…

Преподаватель: Кочеткова Ирина Олеговна
Кафедра: общественного здоровья и здравоохранения
Должность: Доцент, кандидат медицинских наук

Лекций: 3

Объем программы, часов: 108

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для оценки качества учебной деятельности обучающегося на этапах формирования компетенций в течение изучения дисциплины (модуля) разработаны критерии оценивания компетенций по различным контролируемым видам деятельности - контроль текущей успеваемости.

Таблица 4. Критерии оценивания текущей успеваемости

Контролируемый вид деятельности

Оценка

Критерии оценивания

Тестирование

Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Уровень освоения учебного материала позволяет обучающемуся давать верные ответы на 70% и более тестовых заданий в тесте.

«Не зачтено» в тесте менее 70% ответов верных.

Собеседование по контрольным вопросам

Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Знание правил оформления медицинской документации; -  социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа статистического материала; принципов организации и управления в сфере здравоохранения; системы оценки качества оказания стоматологической помощи и видов научных исследований

«Не зачтено» нет знаний грамотно сформулировать ответ на поставленный вопрос

Собеседование по ситуационным задачам

Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Уметь грамотно составлять и оформлять основные медицинские документы, учетные и отчетные формы деятельности стоматологической организации; использовать и анализировать основные показатели здоровья и стоматологической заболеваемости населения; применять формы, методы управления стоматологической медицинской организацией и структурных подразделений; оценивать качество оказания стоматологической помощи с использованием основных медико-статистических показателей; применять основные методы научного исследования общественного здоровья и здравоохранения

«Не зачтено» Отсутствуют грамотно сформулированные ответы на поставленные задачи

  1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Контрольные задания или иные материалы для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

  • уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
  • степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
  • приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Контрольные задания и иные материалы носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики освоения новых знаний.

Каждое контрольное задание или иные материалы проверяет уровень сформированности одной или нескольких компетенций.

Перечни контрольных заданий или иных материалов в совокупности охватывают все компетенции, формируемые дисциплиной (модулем). Выполнение контрольных заданий и иных материалов способствует получению навыка и опыта деятельности.

Промежуточная аттестация предназначена для определения уровня освоения изученного объема дисциплины (модуля).

Для проведения промежуточной аттестации из перечня контрольных заданий или иных

материалов формируются

задание в тестовой форме и билеты

Каждый билет включает:

  • Два контрольных вопроса для оценивания результатов обучения в виде знаний;
  • Ситуационную задачу для оценивания результатов обучения в виде умений.

Итоговый результат оценивания соотносится на весь заявленный в программе перечень результатов обучения по дисциплине (модулю).

Процедура оценивания результатов обучения проводится с использованием оценки успеваемости обучающихся.

Балл промежуточной аттестации переводится в академическую оценку. Текущая успеваемость не влияет на формирование академической оценки.

Устанавливаются следующие шкалы оценивания уровней освоения компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины (модуля).

Таблица 5. Шкалы оценивания уровней освоения компетенций

Формы аттестации

Баллы

2

3

4

5

Зачет

Не зачтено

Зачтено

Зачтено

Зачтено

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель:

Формирование у студентов системы теоретических знаний в области охраны здоровья населения, практических умений ведения медицинской документации, принятия управленческих решений, навыков сбора и представления медико-статистических данных.

Задачи:

Подготовка к применению на практике знаний по ведению медицинской документации в медицинских стоматологических организациях.

Применение социально-гигиенических методик сбора информации и медико-статистического анализа стоматологической заболеваемости.

Применение в профессиональной деятельности врача-стоматолога принципов управления и организации оказания медицинской помощи населения.

Осуществление комплекса мероприятий по оценке качества оказания стоматологической помощи

Освоение методик критической оценки статистических данных профессиональной литературы

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение реализуется в базовой части учебного плана по специальности 31.05.03 Стоматология очной формы обучения.

Дисциплина (модуль) изучается на третьем курсе в пятом семестре.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

ОПК-6 Готовность к ведению медицинской документации

ПК -4 Способность и готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о стоматологической заболеваемости

ПК-14 Способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

ПК-15 Готовность к участию в оценке качества оказания стоматологической помощи с использованием основных медико-статистических показателей

ПК-18 Способность к участию в проведении научных исследований

Содержание дисциплины

  • 1. Теоретические основы дисциплины Государственная политика в области здравоохранения

Тема № 1 Общественное здоровье и факторы его определяющие

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья и его обусловленности, о роли организации медицинской помощи в сохранении здоровья населения. Место дисциплины среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования. Значение дисциплины в практической деятельности врача.

Тема № 2 Федеральный закон от 21.11.2011. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, законодательные акты, решения, постановления и др.). Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные принципы отечественного здравоохранения.

  • 2. Основы медицинской статистики и организация статистического исследования. Статистический анализ

Тема № 1 Медицинская статистика.

Медицинская статистика и её роль в практической деятельности врача. Статистическая совокупность, определение и виды статистической совокупности. Организация статистического исследования, составление программы и плана исследования в соответствии с целью и задачами исследования, определение объекта и единицы исследования, составление макетов статистических таблиц.

Тема № 2 Статистические величины.

Абсолютные и относительные величины. Виды относительных величин, методика их расчета, графическое изображение.  Средние величины, виды и методы    вычисления. Оценка достоверности результатов статистического исследования.  Динамический ряд и его анализ. Определение, область применения и их характеристики. Методы оценки достоверности относительных и средних величин. Методы анализа динамики явления, динамический ряд, определение, вычисление показателей динамического ряда, практическое применение. Виды графических изображений, их использование для анализа явлений.

Тема №3 Корреляционная связь.  Стандартизованные показатели и методы их расчета.

Функциональная и корреляционная связь, коэффициент корреляции, его оценка. Метод стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы медицинских организаций. Методы расчета обобщающих коэффициентов, характеризующих состояние здоровья населения, деятельность медицинских организаций.

  • 3. Общественное здоровье и факторы его определяющие

Тема № 1 Медицинская демография.  Заболеваемость населения, значение для организации медицинской помощи.

Показатели и факторы, характеризующие общественное здоровье. Медицинская демография как наука и её значение для организации здравоохранения, ее медико-социальные аспекты, определение, разделы. Методы получения информации о демографических данных, важнейшие показатели, методика их вычисления, динамика и оценка. Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в Российской Федерации. Демографическая политика и её основные направления в Российской Федерации.  Заболеваемость, определение, виды заболеваемости, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости.  Методы изучения заболеваемости, основные показатели, характеризующие заболеваемость, методика их вычисления и оценки.  Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения в Российской Федерации, факторы, их определяющие.

  • 4. Организация медицинской помощи населению

Тема № 1 Организация медицинской помощи населению.   

Медицинская помощь населению в медицинских организациях государственного, муниципального и частного здравоохранения. Преемственность и взаимосвязь между различными медицинскими организациями. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Организация медицинской помощи в амбулаторных условиях. Поликлиника, ее организационно-функциональная структура, задачи, направления деятельности, роль в изучении здоровья населения.  Участковый принцип и диспансерный метод в деятельности амбулаторного звена здравоохранения, их значение и реализация в современных условиях. Профилактическая работа поликлиники, виды профилактических осмотров. Роль поликлиники в формировании здорового образа жизни. Скорая медицинская помощь: определение, принципы. Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. Организация медицинской помощи в условиях стационара. Стационары, их виды по направлениям деятельности, функции, организационная структура. Дневные стационары. Паллиативная помощь, условия оказания. Общие принципы экспертизы нетрудоспособности. Функции лечащего врача, врачебной комиссии и медико-социальной экспертизы. Порядки выдачи листка нетрудоспособности по причинам нетрудоспособности. Инвалидность, виды и причины инвалидности. Виды медицинской профилактики. Роль санитарного просвещения в работе врача, методы и средства. Диспансеризация и медицинские осмотры.

  • 5. Управление и экономика здравоохранения

Тема № 1 Управление и экономика здравоохранения

Управление в здравоохранении. Основные понятия, уровни, функции, ресурсы. Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи. Экономическая эффективность. Пути повышения экономической эффективности в здравоохранении. Финансирование здравоохранения. Экономические аспекты деятельности медицинских организаций, стоимость основных видов медицинских услуг, принципы ценообразования.

Тема № 2 Маркетинг в здравоохранении. Медицинское страхование

Маркетинг в здравоохранении. Маркетинговые исследования.  Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Медицинское страхование как вид социального страхования. Обязательное и добровольное медицинское страхование, законодательная база, принципы и программы. Лицензирование и аккредитация как условие деятельности медицинских организаций в системе медицинского страхования.

  • 6. Организация стоматологической службы

Тема № 1 Организация стоматологической помощи.

Номенклатура и структура учреждений, их функции. Организация работы врачей-стоматологов в поликлинике, отделении и кабинете. Организация работы врача-стоматолога: терапевта, хирурга, ортопеда, ортодонта, врача, прошедшего подготовку по заболеваниям пародонта и слизистой оболочки полости рта. Медицинская документация. Вычисление и анализ показателей деятельности. Нагрузка на приеме. Классификаторы услуг врача-стоматолога в системе ОМС. Экспертиза качества стоматологической помощи. Диспансерный метод - средство профилактики стоматологических заболеваний. Плановая санация полости рта и зубов, ее задачи и показатели. Организация стационарной помощи больным с заболеваниями челюстно-лицевой области. Медицинская документация, показатели деятельности.

Вид промежуточной аттестации

Зачет

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.