Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение

Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна
Кафедра: клинической психологии ф/кп
Должность: Старший преподаватель

Лекций: 15

Объем программы, часов: 180

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель

Освоить базовые теоретические представления в области специальной психологии и диагностические, психокоррекционные приемы в работе с детьми с патологией развития.    

Задачи

Сформировать представление о теоретических основах, положений и принципов специальной психологии.

Сформировать основные принципы интерпретации экспериментального материала и навыки написания отчётов и рекомендаций по результатам экспериментально-психологического исследования.

Сформировать навыки диагностической и психокоррекционной работы с детьми с патологией в развитии.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы специальной психологии.

Тема 1.Общее представление о специальной  психологии как отрасли психологии.

Психическое развитие как  целостное, системное и динамическое образование. Принципы специальной  психологии. Неравномерность развития Высших психических функций (ВПФ). Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии факторах психического развития.

Тема 2. Характеристика видов аномалий развития.

Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств волевой сферы и поведения. Психология детей со сложными нарушениями развития.

Тема 3. Принципы и методы помощи детям со специальными нуждами.

Теоретические основы диагностики аномального  развития и коррекционно-развивающего обучения.

Раздел 2. Психологическая диагностика детей с патологией в развитии.

Тема 4. Проблема диагностики патологии в развитии детей до 7 лет.

Эмоционально-социально-интеллектуальный диагностический срез детей дошкольного возраста.  Основные диагностические методики. Возрастные нормы и патология развития.

Тема 5. Методы диагностики и коррекции детей с патологией развития.

Анализ  психологических особенностей детей с  патологией в развитии. Анализ диагностических и коррекционных методик по возрастным группам.

Тема 6. Диагностика детей по возрастным группам.

Ведение протокола. Анализ результатов. Оформление заключения и написание аналитической справки о развитии детей  данного учреждения.

 Раздел 3. Психологические рекомендации и коррекционные занятия в специализированном учреждении.

Тема 7. Медико-психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики.

По результатам диагностики подготовка рекомендации для педагогов, психологов и родителей. Планирование устного сообщения для медико-психолого-педагогического консилиума.

Тема 8. Наблюдение коррекционных занятий.

Наблюдение коррекционных занятий психогимнастики, проводит психолог игро-терапевт.

Наблюдение коррекционного занятия логоритмики, проводит специальный  педагог.

Тема 9. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Коррекция эмоционально-поведенческая (групповая, индивидуальная). Коррекция познавательных процессов (групповая, индивидуальная). Подведение итогов, анализ отчётов, результатов коррекции, отзывов.

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.