Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна Кафедра: клинической психологии ф/кп Должность: Старший преподаватель
Лекций: 15
Объем программы, часов: 180
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна Кафедра: клинической психологии ф/кп Должность: Старший преподаватель
Лекций: 15
Объем программы, часов: 180
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель
Освоить базовые теоретические представления в области специальной психологии и диагностические, психокоррекционные приемы в работе с детьми с патологией развития.
Задачи
Сформировать представление о теоретических основах, положений и принципов специальной психологии.
Сформировать основные принципы интерпретации экспериментального материала и навыки написания отчётов и рекомендаций по результатам экспериментально-психологического исследования.
Сформировать навыки диагностической и психокоррекционной работы с детьми с патологией в развитии.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы специальной психологии.
Тема 1.Общее представление о специальной психологии как отрасли психологии.
Психическое развитие как целостное, системное и динамическое образование. Принципы специальной психологии. Неравномерность развития Высших психических функций (ВПФ). Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии факторах психического развития.
Тема 2. Характеристика видов аномалий развития.
Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств волевой сферы и поведения. Психология детей со сложными нарушениями развития.
Тема 3. Принципы и методы помощи детям со специальными нуждами.
Теоретические основы диагностики аномального развития и коррекционно-развивающего обучения.
Раздел 2. Психологическая диагностика детей с патологией в развитии.
Тема 4. Проблема диагностики патологии в развитии детей до 7 лет.
Эмоционально-социально-интеллектуальный диагностический срез детей дошкольного возраста. Основные диагностические методики. Возрастные нормы и патология развития.
Тема 5. Методы диагностики и коррекции детей с патологией развития.
Анализ психологических особенностей детей с патологией в развитии. Анализ диагностических и коррекционных методик по возрастным группам.
Тема 6. Диагностика детей по возрастным группам.
Ведение протокола. Анализ результатов. Оформление заключения и написание аналитической справки о развитии детей данного учреждения.
Раздел 3. Психологические рекомендации и коррекционные занятия в специализированном учреждении.
Тема 7. Медико-психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики.
По результатам диагностики подготовка рекомендации для педагогов, психологов и родителей. Планирование устного сообщения для медико-психолого-педагогического консилиума.
Тема 8. Наблюдение коррекционных занятий.
Наблюдение коррекционных занятий психогимнастики, проводит психолог игро-терапевт.
Наблюдение коррекционного занятия логоритмики, проводит специальный педагог.
Тема 9. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Коррекция эмоционально-поведенческая (групповая, индивидуальная). Коррекция познавательных процессов (групповая, индивидуальная). Подведение итогов, анализ отчётов, результатов коррекции, отзывов.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.