Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна Кафедра: клинической психологии ф/кп Должность: Старший преподаватель
Лекций: 12
Объем программы, часов: 72
Психофизиология
Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна Кафедра: клинической психологии ф/кп Должность: Старший преподаватель
Лекций: 12
Объем программы, часов: 72
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель:
Введение студентов в круг проблем, касающихся естественнонаучных основ психологии; понимания и системного изучения процессов, протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно–генетическом уровнях; научить студентов использовать данные естествознания для решения задач фундаментальной и прикладной психологии; сформировать осознание тесной диалектической связи психических процессов и мозга, неразрывного единства структуры и функций.
Задачи:
Изучить теории мозговых процессов, лежащих в основе психических процессов;
Освоить основные психофизиологические теории памяти, сна, мотиваций, эмоций, внимания, восприятия, сознательного и бессознательного.
Освоить основные экспериментальные подходы к психофизиологическому исследованию того или иного психического процесса, основные психофизиологические показатели, регистрируемые у субъекта в ходе эксперимента
Научиться на основании психофизиологических показателей делать заключение о развитии того или иного психического процесса.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Предмет и задачи психофизиологии. Основные понятия психофизиологии.
Тема 1. Предмет и задачи психофизиологии История развития психофизиологии. Физиологическая психология и психологическая физиология, психобиология. Психофизиология и нейронауки. Методологические аспекты исследования взаимоотношений между мозгом и психикой. Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению.
Тема 2. Современное понимание мозговой локализации высших психических функций. Современное состояние проблемы мозговой локализации высших психических функций. Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии: «классическая психофизиология», «Человек-Нейрон-Модель» (векторная психофизиология), «системная психофизиология».
Раздел 2. Психофизиология функциональных состояний. Психофизиология стресса и эмоций.
Тема 1. Психофизиология функциональных состояний и методы его оценки. Понятие функционального состояния. Регуляция функциональных состояний, роль нейронов-модуляторов и модулирующих систем мозга. Сон как особое функциональное состояние. Методы оценки функционального состояния.
Тема 2. Психофизиология стресса и эмоций. Понятие стресса, функции стресса. Виды стресса. Понятие общего адаптационного синдрома. Механизмы стресса. Понятие стресс-реализующих и стресс-лимитирующих систем. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей. Классификация потребностей. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотивов. Физиологические теории мотиваций. Физиологический субстрат эмоций. Межполушарная асимметрия и эмоции. Теории эмоций. Методы изучения и диагностики эмоций. Статические методы ЭЭГ в оценке эмоций.
Раздел 3. Психофизиология когнитивных процессов и переработки информации.
Тема 1. Основные положения когнитивной психофизиологии. Основные направления фундаментальной психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации. Кодирование информации в нервной системе. Нейронные модели восприятия. Электроэнцефалографические исследования восприятия. Топографические аспекты восприятия. Электроэнцефалографические корреляты восприятия. Топографические аспекты мозгового обеспечения восприятия. Взаимодействие полушарий мозга в обеспечении перцептивной деятельности.
Тема 2. Психофизиология когнитивных процессов. Психофизиология внимания. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности. Нейронные механизмы внимания. Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. Ориентировочная реакция как основа непроизвольного внимания. Нервная модель стимула и выраженность ориентировочной реакции. Методы диагностики внимания. Реакция активации. Общие принципы функционирования системы избирательного внимания и их психофизиологические механизмы. Исследования связи различных видов внимания с определенными структурами мозга. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Психофизиология памяти. Психофизиология научения. Классификация видов памяти с позиций анализа состояния энграмм. Временная организация памяти. Концепция активной памяти. Декларативная и процедурная память. Рабочая память.2. Множественность нейронных систем памяти. Мозжечок и процедурная память. Миндалина и эмоциональная память. Функции гиппокампа в процессах памяти. Научение. Виды научения. Нейронные механизмы пластичности. Психофизиология мышления, воображения и креативности Виды мышления. Основные операции мышления. Основные формы мышления. Электрофизиологические исследования мышления. Вторая сигнальная система по И.П. Павлову. Взаимодействие первой й второй сигнальных систем. Символьное отображение стимула. Категоризация стимулов. Потенциал готовности. Моторный потенциал. Внутренняя Функциональная асимметрия мозга и мышление. Понятие об интеллекте и мыслительных процессах. Специфика воображения как формы психического процесса. Виды воображения. Функции воображения.
Раздел 4. Дифференциальная психофизиология.
Тема 1. Основные положения дифференциальной психофизиологии. Предмет и методы дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Физиологический, психологический и поведенческий уровни в комплексных исследованиях индивидуальных различий. Факторы, определяющие индивидуальные различия человека и животных: наследственность и среда, врожденное и приобретенное. Понятия "организм", "личность", "индивидуальность", их соотношение. Структура индивидуальности и личности с позиций дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Тема 2. Психофизиология индивидуальных различий. Типологические свойства нервной системы как нейрофизиологические детерминанты индивидуальности. Типологическая концепция И.П.Павлова. Специально человеческие свойства нервной системы: "художники", "мыслители" и "средний тип". Лекция 3. Вклад Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в развитие психофизиологии индивидуальных различий. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в трудах Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина. Место теории свойств нервной системы в концепциях зарубежных психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г. Айзенк, Р.Б. Кэттелл, Дж. Грей). Соотношение мотивации, темперамента, способностей, характера с типологическими свойствами нервной системы. Теория способностей Б.М.Теплова. Общие и специальные способности. Талант. Гений.
Тема 3. Отечественная дифферециональная психофизиология. Вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности. «Саморегуляция» и «направленность» как интегральные параметры характера (Д.Н.Левитов). Соотношение темперамента и характера. Акцентуации.Значение исследований индивидуально-типологических различий для теории и практики: 1) индивидуальность и личность в поведении и общении; 2) индивидуальные различия в факторах риска; 3) роль индивидуально-типологических различий в формировании индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности; 4) значение индивидуально-типологических различий в профессиональном отборе.
Раздел 5. Психофизиология сознания.
Тема 1. Понимание сознания в психофизиологии. Проблема определения феномена сознания. Экспериментальные подходы к исследованию механизмов сознания и бессознательного. «Осознаваемое» и «неосознаваемое» в деятельности мозга. Измененные состояния сознания.
Тема 2. Нейробиологические теории сознания. Лекция 2. Межполушарная асимметрия и сознание. Сознание и расщепленный мозг. Речь и сознание.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.