Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна Кафедра: клинической психологии ф/кп Должность: Старший преподаватель
Лекций: 7
Объем программы, часов: 72
Психология общения
Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна Кафедра: клинической психологии ф/кп Должность: Старший преподаватель
Лекций: 7
Объем программы, часов: 72
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель:
Формирование у обучающихся представлений об эффективном общении и возможностях его использования в профессиональной деятельности врача, а также для саморегуляции, налаживания отношений в группе и самопрезентации.
Задачи:
Содержание дисциплины
Раздел 1. Психологические аспекты общения.
Тема 1.Общение в социальной психологии
Определение, цели и задачи дисциплины. Определения коммуникации в разных подходах, филогенетический и онтогенетический ракурсы рассмотрения общения. Структура коммуникации.
Разные виды и функции общения. Установки, помогающие и препятствующие общению. Интроверсия / экстраверсия. Слабый и сильный стили коммуникации. Системная теория коммуникации П. Вацлавика.
Тема 2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
Характеристики коммуникатора и реципиента, поле коммуникации (стили, скрипты), коммуникативные барьеры. Разные цели и смыслы коммуникации, определение целей коммуникатора и формирование адекватной им реакции реципиента. Перцепция: ошибки, эффекты (ореола, первого впечатления, фундаментальная ошибка атрибуции). Принципы интеракции: самопрезентация, обратная связь, управление очередностью.
Тема 3. Вербальная и невербальная коммуникация.
Различия в функциях и средствах вербальной и невербальной коммуникации. Проксемика, кинесика, контакт глаз и их роль в установлении контакта. Поле коммуникации. Установление уместных границ в коммуникации, разные дистанции в коммуникации (интимная, личная, социальная, публичная). Разные стили невербальной коммуникации.
Раздел 2. Групповая динамика и командообразование.
Тема 4. Групповая динамика.
Определение индивидуальных особенностей участников группы и функций групповых ролей. Построение контакта. Принципы внимательного слушания, первичной психокоррекции. Эмпатия.
Тема 5. Командообразование и управление конфликтами.
Диагностика конфликтных ситуаций и способов их разрешения. Наиболее эффективные способы совладания. Выстраивание алгоритмов коммуникации в группе и в индивидуальном взаимодействии с клиентом. Ключевые особенности реципиента (клиента), влияющие на ход обсуждения диагноза и лечения. Ключевые параметры коммуникатора (клинического психолога), оптимизирующие процесс обсуждения.
Раздел 3. Стратегии лидерства и организации коммуникации.
Тема 6. Лидерство и самопрезентация.
Формальное и неформальное лидерство. Диагностика групповых ролей и управление динамикой как форма лидерства. Самопрезентация: диагностика индивидуальных особенностей и стратегий саморегуляции во взаимодействии. Соотношений черт и акцентуаций характера с эффективными и неэффективными лидерскими стратегиями. Управление коммуникацией.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.