Психология общения

Преподаватель: Ходос Юлия Владимировна
Кафедра: клинической психологии ф/кп
Должность: Старший преподаватель

Лекций: 7

Объем программы, часов: 72

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель:

Формирование у обучающихся представлений об эффективном общении и возможностях его использования в профессиональной деятельности врача, а также для саморегуляции, налаживания отношений в группе и самопрезентации.

Задачи:

  • сформировать представления о специфике общения в профессиональной деятельности клинического психолога;
  • ознакомить с приемами регуляции поведения в процессе межличностного общения;
  • обучить навыкам эффективного выстраивания согласованных взаимоотношений с пациентом (и его родственниками), а также членами профессиональной команды
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины

Раздел 1. Психологические аспекты общения.

Тема 1.Общение в социальной психологии

Определение, цели и задачи дисциплины. Определения коммуникации в разных подходах, филогенетический и онтогенетический ракурсы рассмотрения общения. Структура коммуникации.

Разные виды и функции общения. Установки, помогающие и препятствующие общению. Интроверсия / экстраверсия. Слабый и сильный стили коммуникации. Системная теория коммуникации П. Вацлавика.

Тема 2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

Характеристики коммуникатора и реципиента, поле коммуникации (стили, скрипты), коммуникативные барьеры. Разные цели и смыслы коммуникации, определение целей коммуникатора и формирование адекватной им реакции реципиента. Перцепция: ошибки, эффекты (ореола, первого впечатления, фундаментальная ошибка атрибуции). Принципы интеракции: самопрезентация, обратная связь, управление очередностью.

Тема 3. Вербальная и невербальная коммуникация.

Различия в функциях и средствах вербальной и невербальной коммуникации. Проксемика, кинесика, контакт глаз и их роль в установлении контакта. Поле коммуникации. Установление уместных границ в коммуникации, разные дистанции в коммуникации (интимная, личная, социальная, публичная). Разные стили невербальной коммуникации.

Раздел 2. Групповая динамика и командообразование.

Тема 4. Групповая динамика.

Определение индивидуальных особенностей участников группы и функций групповых ролей. Построение контакта. Принципы внимательного слушания, первичной психокоррекции. Эмпатия.

Тема 5. Командообразование и управление конфликтами.

Диагностика конфликтных ситуаций и способов их разрешения. Наиболее эффективные способы совладания. Выстраивание алгоритмов коммуникации в группе и в индивидуальном взаимодействии с клиентом. Ключевые особенности реципиента (клиента), влияющие на ход обсуждения диагноза и лечения. Ключевые параметры коммуникатора (клинического психолога), оптимизирующие процесс обсуждения.

Раздел 3. Стратегии лидерства и организации коммуникации.

Тема 6. Лидерство и самопрезентация.

Формальное и неформальное лидерство. Диагностика групповых ролей и управление динамикой как форма лидерства. Самопрезентация: диагностика индивидуальных особенностей и стратегий саморегуляции во взаимодействии. Соотношений черт и акцентуаций характера с эффективными и неэффективными лидерскими стратегиями. Управление коммуникацией.

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.