Преподаватель: Тишков Евгений Александрович Кафедра: анестезиологии и реаниматологии л/ф Должность: Доцент
Лекций: 6
Объем программы, часов: 108
СПО_Реаниматология
Преподаватель: Тишков Евгений Александрович Кафедра: анестезиологии и реаниматологии л/ф Должность: Доцент
Лекций: 6
Объем программы, часов: 108
Реаниматология - наука о профилактике и коррекции общепатологических неспецифических реакций организма, вызываемых болезнями и повреждающими факторами внешней среды, наука о поддержании и управлении жизненно важными функциями организма в критических состояниях, наука об общих закономерностях угасания жизненных функций при умирании и их восстановления после оживления.
( Неговский В.А., Мороз В.В.)
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА» ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России |
Факультет |
Среднего профессионального образования |
Кафедра(ы) |
Анестезиологии - реаниматологии |
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по учебной работе |
/ И.В. Маев / |
25 июня 2019 г. |
М. П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) |
Реаниматология. ПМ.03.Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе |
Наименование дисциплины и Профессионального модуля (при наличии) |
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности |
31.02.01 Лечебное дело |
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
Фельдшер |
Квалификация выпускника |
Очная |
Форма обучения |
РАССМОТРЕНА |
||||||||||
Программа обсуждена на заседании кафедры |
Анестезиологии - реаниматологии |
|||||||||
|
Наименование кафедры |
|||||||||
Протокол от |
14.05.2019 |
№ 10 |
||||||||
|
Дата протокола |
Номер протокола |
||||||||
Заведующий кафедрой |
|
/ В.В. Мороз |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
ПРИНЯТА |
||||||||||
Программа одобрена на заседании Ученого Совета факультета |
Среднего профессионального образования |
|||||||||
|
Наименование Ученого Совета факультета |
|||||||||
Протокол от |
11.06.2019 |
№ 9 |
||||||||
|
Дата протокола |
Номер протокола |
||||||||
Председатель Ученого совета факультета |
|
/ С.Д. Арутюнов |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
СОГЛАСОВАНО |
||||||||||
Начальник учебно-методического Управления |
|
/ Н.В. Ярыгин |
||||||||
Директор фундаментальной библиотеки |
|
/Е.А. Ступакова |
||||||||
Председатель Учебно-методического совета |
|
/О.В. Зайратьянц |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
СОСТАВИТЕЛИ |
||||||||||
Доцент, к.м.н. |
|
/ В.В. Тишков |
||||||||
|
|
|
||||||||
Рецензент:
И.Ю. Яковенко- Заведующий кафедрой общей хирургии МГМСУ, д.м.н., профессор |
ФИО, ученая степень, звание, место работы |
Оглавление
1. Цели и задачи дисциплины.. 3
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5
5. Структура и содержание дисциплины.. 5
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 9
6.1. Задания на самостоятельную работу. 9
6.1.1. Задания на самостоятельную работу по разделу 1. 9
6.1.2. Задания на самостоятельную работу по разделу 2. 9
6.1.3. Задания на самостоятельную работу по разделу 3. 10
6.1.4. Задания на самостоятельную работу по разделу 4. 10
6.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе 10
6.3. Оценка самостоятельной работы обучающихся. 11
7. Фонд оценочных средств дисциплины для проведения промежуточной аттестации по дисциплине 12
7.1. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации 12
7.1.1. Оценивание обучающегося на тестировании. Ошибка! Закладка не определена.
7.1.2. Оценивание обучающегося на собеседовании. 12
7.1.3. Оценивание практической подготовки. 13
8. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины 13
8.2. Дополнительная литература. 13
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 14
11.1. Программное обеспечение. 14
11.2. Информационные справочные системы. 15
12.2. Материально-технический фонд. 15
13. Иные сведения и (или) материалы.. 16
Дисциплина |
|
||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Профессионального модуля (при наличии) |
|||||
относится к |
|
||||
|
|||||
Место дисциплины (цикл) в учебном плане |
|||||
реализуется в |
вариативной |
части учебного плана по специальности |
|||
|
базовой/вариативной |
|
|||
|
|||||
Код и Наименование специальности |
|||||
очная |
формы обучения. |
||||
очной/ очно-заочной |
|
||||
Цель: |
|||||
|
|||||
Задачи: |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся компетенций.Дисциплинаобеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
№ |
Код |
Содержание компетенции |
|
ОК-3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
ПК-3.3 |
Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. |
|
ПК-3.5 |
Осуществлять контроль состояния пациентов. |
|
ПК-3.7 |
Оформлять медицинскую документацию. |
Планируемые результаты обучения по дисциплине выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине.
Таблица 2. Результаты обучения
№ |
Код компетенции |
Результаты обучения |
|
ОК-3 |
Знать: патофизиологию и механизмы развития критических состояний Уметь: выполнять основные лечебные мероприятия в стандартных и нестандартных ситуациях, связанных с нарушением жизненно-важных функций организма Навыки:владения методами интенсивной терапии при критических состояниях Приобрести опыт: принятия решений в лечебных мероприятиях при критических состояниях в стандартных и нестандартных ситуациях |
|
ПК-3.3 |
Знать:механизмы развития критических состояний, а также современные методы и принципы интенсивного лечения критических состояний (острая кровопотеря, нарушения дыхания, шок, кома, остановка сердца). Уметь: выполнять основные лечебные мероприятия при нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Выявлять жизне-угрожающие состояния (кровопотеря, шок, острая дыхательная недостаточность, кома, остановка сердца) и применять современные методы интенсивного лечения. Восстанавливать проходимость верхних дыхательных путей, пользоваться воздуховодом и мешком Амбу, проводить искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот» или «рот в нос», оксигенотерапию. Навыки: владения методами общеклинического обследования и методами сердечно-легочной реанимации. Приобрести опыт: в проведении базисной сердечно-легочной реанимации (Восстанавливать проходимость верхних дыхательных путей, пользоваться воздуховодом и мешком Амбу, проводить искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот» или «рот в нос», проводить закрытый массаж сердца). |
|
ПК-3.5 |
Знать: патогенез критических состояний Уметь: осуществлять контроль за состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем с помощью современных методов Навыки: интерпретации функциональных исследований кровообращения и дыхания при критических состояниях различной этиологии Приобрести опыт: мониторного контроля и функциональных исследований при оценке функции кровообращения и дыхания |
|
ПК-3.7 |
Знать: методику оформления медицинской документации с учетом состояния больного в критическом состоянии Уметь: правильно и грамотно оформить необходимую медицинскую документацию больных в критическом состоянии различной этиологии Навыки: оформления медицинской карты больного Приобрести опыт: в оформлении медицинской документации больных в критических состояниях на догоспитальном этапе |
Дисциплина |
|
||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Профессионального модуля (при наличии) |
|||||
изучается на |
4 |
курсе (ах) в |
8 |
семестре (ах) и базируется на знаниях и |
|
|
цифрой (ами) |
|
цифрой (ами) |
|
|
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины .
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины
№ |
Наименование дисциплины , практики |
Необходимый объём знаний, умений, владение |
|
Патофизиология |
Знать: общепатологические процессы в организме. Этиологию, патогенез, принципы диагностики и лечения критических состояний. Уметь: проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики и лечения критических состояний. Навыки: диагностики гипоксии; основными диагностическими методами (лабораторными и функциональными) нарушений кровообращения, дыхания и почечной функции. Приобрести опыт: в анализе посиндромных нарушений жизненно-важных органов и систем организма |
|
Фармакология |
Знать: современные лекарственные препаратыв лечении критических состояний Уметь: правильно применять основные лекарственные препараты при лечении критических состояний и купировать возможные осложнения при их введении Навыки: владенияболюсным и постоянным внутривенным введением препаратов при лечении недостаточности кровообращения. Приобрести опыт: в применении лекарственных препаратов при лечении критических состояний |
Изучение дисциплины
|
Наименование дисциплины и Профессионального модуля (при наличии) |
является базовым для последующего освоения дисциплин, практик: |
|
Наименование дисциплин, практик, последующего изучения |
В основе преподавания дисциплины лежат следующие виды профессиональной деятельности: |
|
Наименование видов профессиональной деятельности |
Общая трудоемкость дисциплины |
||
|
||
Наименование дисциплины и Профессионального модуля (при наличии) |
||
составляет |
108 |
академических часов |
Таблица 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
||||||||
акад. час. |
по семестрам (акад.час.) |
||||||||
8 |
|
|
|
||||||
Общая трудоемкость дисциплины |
108 |
108 |
|
|
|
||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
72 |
72 |
|
|
|
||||
|
|
72 |
72 |
|
|
|
|||
|
|
|
36 |
36 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
36 |
36 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
36 |
36 |
|
|
|
||||
Промежуточная аттестация: |
Экзамен |
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
Содержание дисциплины структурировано по разделам. Трудоемкость разделадисциплины разбиваетсяпо видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины в зависимости от видов учебных занятий.
Контактная работа обучающихся с преподавателемвключает в себя:
занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся. |
Виды контактной работы обучающихся с преподавателем |
Таблица 5. Структура дисциплины в академических часах
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр (1-12) |
Общая трудоемкость |
из них: |
|||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
Самостоятельная работа |
||||||||||
Аудиторная работа |
В/а[1] работа |
||||||||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ[2] |
Практикум |
ЛР[3] |
Коллоквиум |
|
|||||
|
Анатомия и физиология жизненно-важных функций органов и систем организма. |
8 |
4 |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
- |
|
Сердечно-легочная реанимация |
8 |
12 |
4 |
|
4 |
|
|
|
|
4 |
|
Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний |
8 |
52 |
16 |
|
18 |
|
|
|
|
16 |
|
Оснащение рабочего места в отделении реанимации и современный мониторинг в реаниматологии |
8 |
22 |
6 |
|
8 |
|
|
|
|
10 |
5. |
Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. |
8 |
12 |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
4 |
6. |
Медицина катастроф |
8 |
6 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Итого: |
|
108 |
36 |
|
36 |
|
|
|
|
36 |
При изучении дисциплины предусматривается применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.
Таблица 6. Интерактивные формы проведения учебных занятий
№ п/п |
Раздел /тема дисциплины |
Вид занятия |
Используемые интерактивные формы проведения занятий |
|
Диагностика критических состояний |
ПЗ |
Ролевая игра |
|
Оснащение рабочего места в отделении реанимации |
Лекция |
Групповая дискуссия |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам,включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 7. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Тема лекции и ее содержание |
|
Анатомия и физиология жизненно-важных функций органов и систем организма. |
Лекция 1. Анатомия и физиология жизненно-важных функций организма. Анатомия и физиология центральной нервной системы, кровообращения, органов дыхания, пищеварения, печени и почек с позиции реаниматолога.
|
|
Сердечно-легочная реанимация |
Лекция 2.Сердечно-легочная реанимация. Патофизиология терминальных состояний. Виды остановки кровообращения. Причины остановки кровообращения. Этапы сердечно-легочной реанимации. |
|
Определение понятия «критическое состояние» и виды критических состояний |
Лекция 3. Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний. Патофизиология критических состояний. Гипоксия. Виды гипоксий. Клинико-лабораторная диагностика гипоксий. Интенсивное лечение гипоксий. Лекция 4.Острая недостаточность кровообращения. Острая недостаточность кровообращения: причины, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Виды шока. Лекция 5. Острая дыхательная недостаточность. Острая дыхательная недостаточность: классификация, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Искусственная вентиляция легких. Лекция 6. Нарушения жизненно-важных органов и систем при сочетанной травме и гнойно-септических осложнениях. Диагностика, клиническая картина, особенности интенсивного лечения при тяжелой сочетанной травме и черепно-мозговой травме. Нарушения жизненно-важных органов и систем при перитоните, панкреатите и сепсисе. Особенности интенсивного лечения. Лекция 7. Острая почечно-печеночная недостаточность. Клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения острой почечно-печеночной недостаточности. Лекция 8. Инфузионно-трансфузионная терапия при критических состояниях. Гиповолемия. Кровопотеря. Инфузионно-трансфузионная терапия. Контроль эффективности инфузионно-трансфузионной терапии. Осложнения инфузионно-трансфузионной терапии и их профилактика. |
|
Оснащение рабочего места в отделении реанимации и современный мониторинг в реаниматологии |
Лекция 9. Оснащение рабочего места в отделении реанимации и современный мониторинг в реаниматологии. Аппаратура и инструментарий в отделениях реанимации. Ведение медицинской документации в отделениях реанимации. Лекция 10. Современный мониторинг в реаниматологии. Современная следящая аппаратура в отделениях реанимации. Необходимый мониторинг больных в реаниматологии. Особенности мониторинга. Лекция 11. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении реанимации. Источники инфицирования пациентов в отделении реанимации. Возбудители внутрибольничной инфекции. Лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами. |
|
Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. |
Лекция 12. Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. Клинические и фармакологические особенности основных препаратов применяемых у больных в критическом состоянии. Учет медикаментозных средств в реаниматологии. Ведение реанимационной карты. |
|
Медицина катастроф |
Лекция 13. Медицина катастроф. Интенсивная медицинская помощь при экстремальных ситуациях. Помощь при ранениях и травматических повреждениях. Основные способы остановки кровотечений. Основные лечебные мероприятия в медицине катастроф. |
Таблица 8. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Содержание раздела дисциплины структурированное по темам |
|
Анатомия и физиология жизненно-важных функций организма. |
Тема 1. Анатомия и физиология жизненно-важных функций организма. Анатомия и физиология центральной нервной системы, кровообращения, органов дыхания, пищеварения, печени и почек с позиции реаниматолога. |
|
Сердечно-легочная реанимация |
Тема 2. Сердечно-легочная реанимация. Патофизиология терминальных состояний. Виды остановки кровообращения. Причины остановки кровообращения. Диагностические признаки остановки кровообращения. Показания к проведению реанимационных мероприятий. Этапы сердечно-легочной реанимации. Методы искусственной вентиляции легких. Закрытый массаж сердца. Критерии эффективности. Дефибрилляция сердца. |
|
Определение понятия «критическое состояние» и виды критических состояний |
Тема 3. Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний. Патофизиология критических состояний. Гипоксия. Виды гипоксий. Клинико-лабораторная диагностика гипоксий. Интенсивное лечение гипоксий. Тема 4.Острое нарушение кровообращения. Острая недостаточность кровообращения: причины, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Виды шока. Кардиогенный, гиповолемический и септический шок. Тема 5. Острая дыхательная недостаточность. Острая дыхательная недостаточность: классификация, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Искусственная вентиляция легких. Показания к искусственной вентиляции легких. Аппараты для искусственной вентиляции легких. Тема 6. Нарушения жизненно-важных органов и систем при сочетанной травме и гнойно-септических осложнениях. Диагностика, клиническая картина, особенности интенсивного лечения при тяжелой сочетанной травме и черепно-мозговой травме.Нарушения жизненно-важных органов и систем при перитоните, панкреатите и сепсисе. Особенности интенсивного лечения. Инфузионные среды для интенсивной терапии. Тема 7. Острая почечно-печеночная недостаточность. Клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения острой почечно-печеночной недостаточности. Методы экстракорпорального очищения крови. Диализные и фильтрационные методы очищения крови. Плазмаферез. Перитонеальный диализ. Интенсивное лечение при отравлениях. Тема 8. Инфузионно-трансфузионная терапия при критических состояниях. Гиповолемия. Кровопотеря. Инфузионно-трансфузионная терапия. Контроль эффективности инфузионно-трансфузионной терапии. Выбор путей введения инфузионных сред. Принципы коррекции нарушений объема циркулирующей крови. Осложнения инфузионно-трансфузионной терапии и их профилактика. |
|
Оснащение рабочего места в отделении реанимации и современный мониторинг в реаниматологии |
Тема 9. Оснащение рабочего места в отделении реанимации и современный мониторинг в реаниматологии. Аппаратура и инструментарий в отделениях реанимации. Ведение медицинской документации в отделениях реанимации.Подготовка дыхательной аппаратуры для лечения острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе. Ведение медицинской документации в отделениях реанимации. Тема 10. Современный мониторинг в реаниматологии. Современная следящая аппаратура в отделениях реанимации. Необходимый мониторинг больных в реаниматологии. Особенности мониторинга. Контроль состояния сознания, дыхания, кровообращения, почек, печени, системы коагуляции. Термометрия. Контроль баланса жидкости. Измерение объема жидкостных потерь. Тема 11. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении реанимации. Источники инфицирования пациентов в отделении реанимации. Возбудители внутрибольничной инфекции. Лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами.Кормление пациентов. Санация трахеобронхиального дерева. Смена наклеек. Промывание дезинфицирующими растворами. Уход за внутривенными катетерами. |
|
Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. |
Тема 12. Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. Клинические и фармакологические особенности основных препаратов применяемых у больных в критическом состоянии. Учет медикаментозных средств в реаниматологии. Кардиотропные препараты. Дыхательные аналептики. Лекарственные препараты применяемые при сердечно-легочной реанимации. Учет медикаментозных средств в реаниматологии. Журнал учета наркотических средств, сильнодействующих препаратов, кровезаменителей. Ведение реанимационной карты. |
|
Медицина катастроф |
Тема 13. Медицина катастроф. Интенсивная медицинская помощь при экстремальных ситуациях. Помощь при ранениях и травматических повреждениях. Основные способы остановки кровотечений. Роль реаниматолога на этапах эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях. Сортировка раненых и пострадавших. Основные лечебные мероприятия в медицине катастроф. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 9. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
|
Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемому разделу. |
|
Работа на манекенах |
|
Контрольные задания |
|
Ситуационные задачи |
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине представлен в Приложении к данной программе дисциплины. Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Цель задания: |
Сердечно-легочная реанимация |
|
Содержание работы обучающегося: |
Работа на манекенах, моделирование критических ситуаций Изучение рекомендуемой литературы |
|
Код формируемой компетенции |
ОК-3, ПК-3.3, ПК-3.5, ПК-3.7 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания
|
|
Форма контроля |
Контрольные задания, симтуационные задачи |
|
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
|
Цель задания: |
Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний |
|
Содержание работы обучающегося: |
Моделирование клинических ситуаций, изучение рекомендуемой и дополнительной литературы |
|
Код формируемой компетенции |
ОК-3, ПК-3.3, ПК-3.5 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания
|
|
Форма контроля |
Контрольные задания, ситуационные задачи |
|
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
|
Цель задания: |
Современный мониторинг в реаниматологии |
|
Содержание работы обучающегося: |
Изучение рекомендуемой и дополнительной литературы, дежурства в отделении реанимации
|
|
Код формируемой компетенции |
ОК-3, ПК-3.3, ПК-3.5, ПК-3.7 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания Компьютерные ситуационные задачи |
|
Форма контроля |
Контрольные задания, ситуационные задачи |
|
Источники: |
Изучение материала лекций, подготовка к лекциям и практическим занятиям |
|
Цель задания: |
Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. |
|
Содержание работы обучающегося: |
Изучение рекомендуемой литературы
|
|
Код формируемой компетенции |
ОК-3, ПК-3.3, ПК-3.5, ПК-3.7 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания
|
|
Форма контроля |
Контрольные задания, ситуационные задачи |
|
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
|
Цель задания: |
Медицина катастроф |
Содержание работы обучающегося: |
Изучение рекомендуемой литературы
|
Код формируемой компетенции |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания
|
Форма контроля |
Контрольные задания, ситуационные задачи |
Источники: |
Изучение материала лекций, подготовка к лекциям и практическим занятиям |
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины.Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
Методически самостоятельная работаобучающихся обеспечена:
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 10. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п |
Наименование |
|
В.В. Мороз, И.Г. Бобринская, Е.А. Тишков, В.Ю. Васильев и др. «Сердечно-легочная реанимация» (Учебно- методическое пособие), 2017г. |
|
Зарянская В.Г. Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей. 2012г. |
|
Основы реаниматологии [Электронный ресурс]: учебник / Сумин С.А., Окунская Т.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970424247.html |
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается припрохождении промежуточной аттестации по дисциплине.
Таблица 11. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля |
Оценка |
Критерии оценки |
Контрольные задания |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Знает механизмы развития критических состояний; методы диагностики и принципы интенсивного лечения критических состояний, причины остановки кровообращения и алгоритм сердечно-легочной реанимации на догоспитальном этапе; хорошо ориентируется в медикаментозных препаратах используемых при лечении критических состояний; знает оснащение рабочего места в отделении реанимации; грамотно излагает ответ, без существенных неточностей; Обоснованно и четко излагает ответ на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос. «Не зачтено» нет грамотного логичного ответа на поставленный вопрос, не понимает механизмы развития критических состояний, не знает клинические и фармакологические особенности основных лекарственных препаратов применяемых у больных в критическом состоянии, причины остановки кровообращения и алгоритм сердечно-легочной реанимации на догоспитальном этапе, особенностей оснащения рабочего места и работы аппаратуры в отделении реанимации. |
Ситуационные задачи |
Зачтено/Не зачтено |
«Зачтено» Обучающийся правильно оценивает общее состояние пациента, характер критического состояния, имеющиеся посиндромные нарушения, лабораторные и инструментальные данные с правильно выбранным вариантом интенсивной терапии, верным алгоритмом сердечно-легочной реанимации. «Не зачтено» Обучающийся неправильно оценивает общее состояние пациента с посиндромными нарушениями, а также лабораторные и инструментальные данные, неправильный алгоритм сердечно-легочной реанимации, что влечет неверный и вредный подход к назначению интенсивной терапии. |
Паспорт фонда оценочных средств дисциплиныдля проведения промежуточной аттестации по дисциплине включает перечень компетенций; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине представлен вПриложении к данной программе дисциплины.
Таблица 12. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Оценочные средства |
Количество |
Тестовые задания |
50 |
Практические задания |
10 |
Контрольные задания |
21 |
Ситуационные задачи |
24 |
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена в виде тестирования, собеседования, оценки практических умений и навыков.
Экзамен проводится в период экзаменационной сессии.
Обучающимся предоставляются |
5 |
вариантов тестов по |
10 |
тестовых заданий в каждом. |
Таблица 13. Оценивание на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
От 7 до 10 правильных ответов |
Не зачтено |
Меньше 7 правильных ответов |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные задания |
Таблица 13. Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Отлично |
«Отлично» выставляется обучающемуся, показавшему полные и глубокие знания программы дисциплины, способность к их систематизации и клиническому мышлению. Знает механизмы развития критических состояний; виды критических состояний, методы диагностики и принципы интенсивного лечения.Четко представляющему показания и алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации на догоспитальном этапе, знающему основные медикаментозные препараты применяемые в реаниматологии. Обоснованно и четко излагает ответ на поставленный вопрос. Демонстрирует знания учебной и научной литературы. |
Хорошо |
«Хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему твердое знание программного материала дисциплины. Обучающийся не в полном объеме знает виды критических состояний и методы их интенсивной терапии. Допускает отдельные неточности при объяснении учебного материала, касающегося недостаточности кровообращения и острой дыхательной недостаточности. . |
Удовлетворительно |
«Удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему слабые знания, но владеющему основными разделами программы дисциплины, необходимым минимумом знаний и способному объяснить основные виды критических состояний и алгоритм сердечно-легочной реанимации. Допускает неточности в ответе на вопросы экзаменационного билета. Не может в полном объеме объяснить клинические и фармакологические особенности основных препаратов, применяемых у больных в критическом состоянии, алгоритм интенсивной медицинской помощи при экстремальных ситуациях. |
Неудовлетворительно |
«Неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, со значительными пробелами в знаниях основного программного материала, демонстрирующему плохие знания учебной литературы, не способному ориентироваться в понятии «критические состояния» и методах их интенсивного лечения, не знающему основной алгоритм сердечно-легочной реанимации, допускающему принципиальные ошибки при ответе на экзаменационный билет. |
Критерии оценки в соответствии с содержанием дисциплины и практического умения выставляются с учетом:полученных теоретических и практических знаний, а также активности обучающегося на аудиторных занятиях, правильно проведенной базисной сердечно-легочной реанимации на манекенах ( закрытый массаж сердца и искусственная вентиляция легких, постановка воздуховода).
Таблица 14. Оценивание практического умения
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
Обучающийся показывает способность использовать изученный материал в конкретных клинических ситуациях, применять теоретические знания для анализа критической ситуации с посиндромными нарушениями, демонстрирует мануальные навыки, правильно проводит базисную сердечно-легочную реанимацию на манекене (массаж сердца, искусственную вентиляцию легких «рот в рот», «рот в нос» или мешком Амбу, постановка воздуховода) Владеет общими принципами проведения сердечно-легочной реанимации. |
Не зачтено |
Обучающийся неправильно оценивает критическое состояние с посиндромными нарушениями, что влечет неверный и вредный подход к назначению интенсивной терапии, не способен демонстрировать мануальные навыки, неправильно проводит базисную сердечно-легочную реанимацию на манекене (массаж сердца, искусственную вентиляцию легких «рот в рот», «рот в нос» или мешком Амбу, постановку воздуховода) |
Таблица 15. Список основной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Сердечно – лёгочная реанимация: Учебное пособие /В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2017.- 42 с.: илл. |
|
Шок: Учебное пособие/ В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2014. – 29 с.: ил. |
|
Основы реаниматологии [Электронный ресурс]: учебник / Сумин С.А., Окунская Т.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970424247.html |
Таблица 16. Список дополнительной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии. Учебник для средних медицинских учебных заведений. Под ред. Проф. А.И.Левшанкова. – СПБ.-2010.-847с. |
|
Зарянская В.Г. Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей. 2012г. |
|
Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ и колледжей /С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 506 с.: ил. |
Таблица 17. Ресурсы сети Интернет
№ п/п |
Наименование ресурса |
Адрес сайта |
|
Журнал «Общая реаниматология» |
Critical.ru |
|
Журнал «Вестник интенсивной терапии» |
Medi.ru |
|
Электронная библиотечная система |
Studmedlib.ru |
При изучении дисциплиныобучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины, требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания.Преподаватель объясняет ход выполнения заданийсамостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся контрольные задания по материалам лекций и практических работ (для тех дисциплин, где это предусмотрено рабочей программой). Контрольныезадания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина является практико-ориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (для тех дисциплин, где это предусмотрено рабочей программой).
Обучение дисциплине основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 18. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий |
Организация деятельности обучающегося |
Лекция |
Групповые учебные занятия. Привлечение к активному усвоению материала, путем задавания контрольных вопросов. Написание конспекта лекций. Предложение тем к общему обсуждению. |
Практическое занятие |
Групповые учебные занятия. Клинические разборы больных в отделениях реанимации. Анализ клинических случаев с предложением выбора интенсивной терапии. Знакомство с устройством отделений реанимации, инструментарием и оборудованием, а также работой медицинского персонала. Отработка навыков базисной сердечно-легочной реанимации на манекенах. Прослушивание аудио- и видеоматериалов по заданной теме. |
Самостоятельная работа |
Индивидуальные учебные занятия. Клинические осмотры больных в отделениях реанимации. Проведение диагностики и интенсивной терапии больных в критических состояниях под руководством преподавателей и старших ординаторов отделений. Подготовка оборудования к проведению интенсивной терапии. Работа с конспектами лекций и других полученных материалов из интернета. |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе: |
|
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения: |
Пакета прикладных программ:Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (GosLinux); 1С – Университет проф |
|
При реализации образовательной программы для изучения дисциплины |
|
Наименование дисциплины и Профессионального модуля (при наличии) |
используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова и НИИ Общей реаниматологии им. В.А. Неговского: аудиторный фонд, материально-технический фонд, библиотечный фонд. |
Аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий включает специальные помещения:
|
|
|
|
|
Назначение помещений |
Аудиторный фонд также включает специальные помещения:
|
|
Назначение помещений |
Таблица 19. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий
№ п/п |
Местонахождения аудиторного фонда |
|
ГКГ МВД России г. Москва, ул. Народного ополчения, 35, корпус 5. Ауд. 1,2,3. Операционные, отделения реанимации №1,2,3. Учебные комнаты – 2. Лекционный зал. |
|
ГБУЗ ГКБ им.Братьев Бахрушиных ДЗМ г. Москва, ул. Стромынка, 7, корпус 3 и 4. Ауд.1,2,3. Операционные, отделения реанимации №1,2,3. Учебные комнаты – 2. Лекционный зал. |
Специальные помещения укомплектованы:
|
Материально-техническое обеспечение |
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются:
|
Материально-техническое обеспечение |
Лаборатории оснащены лабораторным оборудованием:
|
Материально-техническое обеспечение |
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены:
|
Материально-техническое обеспечение |
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению включают в себя следующее.
Таблица 20. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Оборудование |
|
Анатомия и физиология жизненно-важных функций организма. |
Ноутбук«AcerAspire». Операционная система Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (Gos Linux); 1С – Университет проф Мультимедиа проектор «Denon РМА-720», большой белый экран, телевизор«Samsung »
|
|
Сердечно-легочная реанимация |
Ноутбук «Acer Aspire». Операционная система Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (Gos Linux); 1С – Университет проф Мультимедиа проектор «Denon РМА-720», большой белый экран, телевизор«Samsung». Инструментарий и аппаратура для диагностики критических состояний, проведения интенсивной терапии и реанимации. Дефибриллятор. Фонендоскопы. Манекены. Мешок Амбу.
|
|
Определение понятия «критическое состояние» и виды критических состояний |
Ноутбук «Acer Aspire». Операционная система Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (Gos Linux); 1С – Университет проф Мультимедиа проектор «Denon РМА-720», большой белый экран, телевизор«Samsung». Инструментарий и аппаратура для диагностики критических состояний, проведения интенсивной терапии и реанимации. Фонендоскопы. Манекены. Аппарат для гемодиализа.
|
|
Оснащение рабочего места в отделении реанимации и современный мониторинг в реаниматологии |
Ноутбук «Ace rAspire». Операционная система Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (Gos Linux); 1С – Университет проф. Мультимедиа проектор «Denon РМА-720», большой экран, телевизор«Samsung». Инструментарий и аппаратура для диагностики критических состояний, проведения интенсивной терапии и реанимации. Кардиомониторы. Пульсоксиметр.
|
|
Клиническая фармакология препаратов, используемых в реаниматологии. |
Ноутбук «Ace rAspire». Операционная система Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (Gos Linux); 1С – Университет проф. Мультимедиа проектор «Denon РМА-720», большой белый экран, телевизор. Инструментарий и аппаратура для проведения интенсивной терапии.
|
|
Медицина катастроф |
Ноутбук «Acer Aspire». Операционная система Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010, The Document Foundation «LibreOffice», Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России (Gos Linux); 1С – Университет проф. Мультимедиа проектор «Denon РМА-720», большой белый экран, телевизор«Samsung». Манекены.
|
Дисциплина обеспечена печатными изданиями фундаментальной библиотеки, электронными изданиями электронно-библиотечной системы и учебно-методической литературой кафедры.
Таблица 21. Комплектность библиотечного фонда
№ п/п |
Состав библиотечного фонда |
|
Основная и дополнительная литература в библиотеке, учебно-методические указания |
|
Плакаты и стенды кафедры |
|
Периодические журналы, выписываемыми кафедрой: «Общая реаниматология», «Медицина критических состояний»
|
Не предусмотрено.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.