Русский язык и культура речи (Медицинская кибернетика)

Преподаватель: Макарова Ирина Ивановна
Кафедра: языковой коммуникации л/ф
Должность: Доцент

Лекций: 10

Объем программы, часов: 72

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в высших учебных заведения как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей. Относится к Общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Главной целью курса русский язык и культуры речи является освоение дисциплины: формирование высокой речевой культуры современного квалифицированного специалиста, в соответствии с общекультурными компетенциями, уметь работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, необходимыми в рамках основных видов его профессиональной деятельности.  

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Задачи освоения дисциплины:

Закрепить имеющиеся и выработать новые навыки соблюдения орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических и синтаксических), стилистических, орфографических и пунктуационных норм, а также правил речевого этикета;

Научить использовать функциональные стили речи (в их жанровом разнообразии), непосредственно связанные с будущей профессией обучающегося (научный и публицистический);

Овладеть основами теории речевой коммуникации;

Овладеть основами ораторского мастерства, основными принципами построения публичного выступления.

Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины. Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:

  • наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь преподавателя.

Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:

  • графиками самостоятельной работы, содержащими перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней
  • методическими указаниями для обучающихся по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логическими и графологическими схемами по изучаемым темам, списками основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретическими вопросами и вопросами для самоподготовки.

Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.

Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.

Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.

Оценка самостоятельной работы учитывается при прохождении промежуточной аттестации по дисциплине.

Паспорт фонда оценочных средств дисциплины для проведения промежуточной аттестации по дисциплине  включает перечень компетенций; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине – контрольные вопросы.  Проведение промежуточной аттестации проходит в виде собеседования.

 

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Культура речи как учебная дисциплина. Предмет и задачи культуры речи. 
  2. Язык и речь (2 а/ч).
  3. Разновидности речи.
  4. Русский литературный язык. Нормы русского литературного языка.
  5. Нормы в языке медицины.
  6. Текст и его строение.
  7. Функциональные стили речи.
  8. Научный функциональный стиль речи.
  9. Письменные жанры научного стиля речи.
  10. Устные жанры научного стиля речи.
  11. Официально-деловой стиль речи.
  12. Публичное выступление (2 а/ч).
  13. Речевая коммуникация.
  14. Проф.-речевое общение: коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
  15. Проф.-речевое общение: типология партнёров по коммуникации.
  16. Профессионально-речевое общение: типология вопросов.
  17. Проф.-речевое общение: речевые клише, помогающие успеху общения.
  18. Профессионально-речевое общение: приёмы эффективного слушания.
  19. Этика в профессиональном общении медицинского работника.
  20. Речевые стратегии и тактики медицинского дискурса.
  21. Русская литература о врачах (2 а/ч).

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.