Преподаватель: Овчинникова Светлана Владимировна Кафедра: социальной медицины и социальной работы Должность: Зав.учебной частью, доцент, к.с.н.
Лекций: 6
Объем программы, часов: 106
Введение в профессию социальная работа
Преподаватель: Овчинникова Светлана Владимировна Кафедра: социальной медицины и социальной работы Должность: Зав.учебной частью, доцент, к.с.н.
Лекций: 6
Объем программы, часов: 106
Дисциплина призвана сформировать системные знания о социальной работе как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и социальные преобразования в обществе. В результате освоения данного курса студенты познакомятся с основными этапами истории развития общества, его социальной культуры, спецификой социокультурного развития нашей страны, основными концепциями социальной структуры, стратификации, основами современной концепции развития социального государства, основами социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
|||||||||
зач. ед. |
акад. час. |
по семестрам (акад.час.) |
||||||||
1 |
|
|
|
|||||||
Общая трудоемкость дисциплины |
3 |
108 |
108 |
|
|
|
||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
|
54 |
54 |
|
|
|
||||
|
|
|
54 |
54 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
18 |
18 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
36 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
54 |
54 |
|
|
|
||||
Промежуточная аттестация: |
Зачет |
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Социальная работа в России – исторический ракурс. Общинные формы взаимопомощи в дохристианской Руси. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности. Великокняжеская филантропия. Монастырская благотворительность. Становление и развитие системы общественного призрения в России в XVIII - первой половине XIX вв. Социальные реформы Петра I и Екатерины II. Реорганизациясистемы государственного управления социальной сферой в пореформенный период развития России (вторая половина XIX в. -1917 г.). Социальная работа в послереволюционный и советский периоды. Создание института социального обеспечения. Особенности формирования сети учреждений социального обслуживания. Социальная работа в современный период.
Теоретические основы социальной работы. Базовые категории социальной работы. Закономерности социальной работы. Основные принципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы (универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности, адресности, доступности и др.). Модели теоретического обоснования социальной работы. Основные группы теорий, близких к социальной работе (психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексной межведомственной ориентации). Методы социальной работы: индивидуальная работа с конкретным случаем, работа с группой, работа в микросоциальной среде. Социальная работа как отрасль науки. Понятие социальной работы и ее содержание. Социальная работа как наука и ее место в системе научных знаний. Взаимосвязь социальной работы с философией, историей, политологией, социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, медициной, правоведением, экономикой, культурологией и другими научными дисциплинами. Предмет социальной работы как науки. Цели и задачи социальной работы как социальной работы как науки. Актуальность развития социальной работы как науки на современном этапе развития общества.
Социальная работа как вид практической деятельности. Социальная работа как новая профессия. Этапы становления социальной работы как профессии в России. Функции социальной работы как вида практической деятельности. Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без определенного места жительства и занятий и другие категории населения). Профессиональные и непрофессиональные формы социальной работы. Субъекты социальной работы: федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, исполняющие функции по социальной защите населения, государственные учреждения и предприятия социального обслуживания, общественные объединения, благотворительные организации, волонтеры и другие. Основные технологии социальной работы. Понятия технологии, социальной технологии, технологии социальной работы. Социальная работа как технологический процесс. Классификации технологий социальной работы. Характеристика основных базовых технологий социальной работы (социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное консультирование, социальное обслуживание и др.). Характеристика основных частных технологий социальной работы (социальная работа с пожилыми людьми, социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьями, социальная работа с детьми и подростками, социальная работа с безработными, социальная работа с бездомными и др.). Инновационные технологии социальной работы на примере организаций социального обслуживания в г.Москве (учебные выездные занятия).Социальная работа как учебная дисциплина.Уровни подготовки кадров для социальных служб. Проблемы профессионализма в социальной работе с различными категориями населения. Становление системы подготовки специалистов и бакалавров по социальной работе в России. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по социальной работе для бакалавров и магистров. Основные знания и умения профессионала в области социальной работы, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте. Опыт подготовки бакалавров социальной работы. Роль Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы в организации качественной подготовки кадров для социальных служб. Опыт подготовки бакалавров социальной работы в РФ. Опыт подготовки бакалавров социальной работы за рубежом.Профессиональный портрет бакалавра социальной работы. Кадровое обеспечение социальных служб в России. «Социальный работник» - должностное и отраслевое понятие. Основные социально-этические требования к деятельности специалиста в области социальной работы. Профессионально-этические качества бакалавра социальной работы. Кодекс этики социального работника и социального педагога России. Профессиограмма профессионального социального работника. Основные функции специалиста социальной работы. Особенности деятельности профессионального социального работника. Проблемы профессионального выгорания в социальной работе. Основы профессиональной карьеры.Понятие профессиональной карьеры. Этапы и условия формирования профессиональной карьеры. Повышение квалификации профессиональных социальных работников. Роль супервизии в повышении квалификации специалистов социальной работы.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.