Педагогика (для ординаторов)

Преподаватель: Лукацкий Михаил Абрамович
Кафедра: педагогики и психологии
Должность: Заведующий кафедрой, профессор

Лекций: 4

Объем программы, часов: 48

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Цель и задачи рабочей программы дисциплины (модуля)

Цель:

Формирование основ педагогической компетентности будущего врача, его психологической готовности выстраивать свою врачебную деятельность на гуманитарных основаниях.

Задачи:

 

  1. создание у ординаторов навыков коммуникативной компетентности,  профессионального и педагогического общения;
  1. формирование у ординаторов умения разрабатывать медико-образовательные и просветительские программы для пациентов и их родственников;
  1. формирование  у ординаторов готовности  к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования, в образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;
  1. формирование у ординаторов готовности к дальнейшему непрерывному профессиональному образованию, самообразованию и профессиональному росту.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Компетенции, закрепленные за дисциплиной (модулем)

Код

Содержание компетенции

  1.  

УК-1

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

  1.  

УК-2

готовность к управлению коллективом, готовность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

  1.  

УК-3

готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения

Результаты обучения

Код компетенции

Результаты обучения

  1.  

УК-1

Знать теории научения, теории поэтапного формирования умственных действий.

Уметь  анализировать педагогическую литературу, педагогические ситуации

Владеть навыками составления письменной аннотации по научной педагогической литературе;

Приобрести опыт анализа педагогической литературы, анализа  и моделирования  медико-профилактических  программ, педагогических и конфликтных ситуаций .

  1.  

УК-2

Знать  об основных закономерностях профессионального межличностного взаимодействия;

о закономерностях процесса межличностного восприятия, общения, стратегиях предотвращения и решения конфликтных ситуаций;

виды и основные причины конфликтов в медицинской практике;

особенности развития групповой динамики, стадии формирования коллектива, стили лидерства;

социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, влияющие на восприятие болезни и лечения.

Уметь учитывать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при  построении взаимодействия с коллегами

решать конфликтные ситуации путем сотрудничества.

Владеть навыком психологически обоснованного общения с коллегами.

Приобрести опыт  взаимодействия с коллегами с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

  1.  

УК-3

Знать

предмет и методы педагогики, место педагогики в системе наук;

о значимости педагогических аспектов в специфике врачебной деятельности;

о значении практической педагогики в медицинской практике;

основные современные педагогические принципы и методы обучения и воспитания;

Уметь  планировать и проводить занятия с учащимися разных возрастных категорий; формулировать цели занятия, подбирать формы контроля.

Владеть навыком педагогического общения;

Приобрести опыт анализа и планирования  занятий с учащимися разных возрастных категорий; формулировать цели занятия, подбирать формы контроля.

2. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

Педагогика

Название дисциплины/модуля (при наличии)

составляет

2

зачетных единиц

72

акад. часов

 

 

Организационная форма учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

акад. час.

по курсам обучения (акад.час.)

1

 

 

 

Общая трудоемкость по учебному плану

2

72

72

 

 

 

Аудиторные занятия:

 

24

24

 

 

 

Лекции

 

6

6

 

 

 

Лабораторные работы

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

18

18

 

 

 

Семинарские занятия

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

48

48

 

 

 

Промежуточный контроль:

Зачет

 

 

0

 

 

 

               

3. Структура и содержание дисциплины (модуля)

№ раздела

Раздел дисциплины (модуля)

Название тем раздела и их содержание

Общая трудоемкость, акад. час.

из них:

аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

Семинары

  1.  

Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.

Педагогика: наука и практика.

Педагогика в медицине. Педагогические аспекты деятельности врача. Обучение пациентов, среднего медицинского персонала.

Обучение, значимое для личности. Самообразование, саморазвитие. Готовность к непрерывному самообразованию, условия самоопределения в ситуации обучения. Цели и задачи непрерывного медицинского образования.

18

1

 

4

 

12

  1.  

Педагогические подходы к формированию навыков здорового образа жизни

Просветительская  работа врача. Педагогические задачи врача. Медико-образовательные программы профилактики и лечения для пациентов.

18

2

 

4

 

12

  1.  

Педагогические  подходы к формированию  ценностно-смысловых установок врача

Человек как ценность: проблемы деонтологии. Педагогические аспекты работы врача с различными категориями населения .

Культура в медицине: общая и узкопрофессиональная.

Нравственная культура врача. Модели отношений «врач-пациент».

Деонтологический аспект болезни и смерти. Холистический (целостный) подход к человеку.

18

2

 

4

 

12

  1.  

Педагогические основы коммуникативного взаимодействия врача с пациентами и коллегами.

Установление контакта, атмосфера безопасности и доверия между врачом и пациентом, стратегия и тактика взаимодействия с пациентом.

Структура общения. Педагогическая поддержка пациента.

Врач как член профессиональной группы. Нормативное поведение в группе. Стили лидерства. Педагогические принципы взаимодействия в триаде: врач, пациент, медсестра.

Конфликты во врачебной практике и лечебных коллективах, их анализ и способы разрешения. Стратегия сотрудничества.

 

18

1

 

6

 

12

4. Виды самостоятельной работы

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Трудоёмкость, акад. час.

  1.  

Подготовка к практическим занятиям.

24

  1.  

Составление письменной аннотации по научно-психологической литературе.

6

  1.  

Создание педагогического проекта по медико-профилактической тематике. Моделирование ситуаций.

18

4.1. Критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации

4.1.1. Оценивание обучающегося на тестировании

Ординаторам даются

4

 теста по

10

вопросов в каждом.

 

 

 

 

 

Оценка

Количество верных ответов

Зачтено

70-100%

Не зачтено

Менее 70%

           

 

4.1.2. Оценивание обучающегося на собеседовании

       

Оценка

Требования к знаниям

Зачтено

«Зачтено»  выставляется обучающемуся, владеющему основными разделами программы дисциплины.

Не зачтено

«Не зачтено»  выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации

 

  1. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине (модуля)
    1. Основная литература

№ п/п

Наименование

 
 
  1.  

Лукацкий М. А.      Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие /М.А. Лукацкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 446 с.

 
2. Лукацкий М.А. Педагогика в поисках себя. - Москва: Издательство "Маска", 2020. - 500 с.  
3. Лукацкий М.А. Очеловечивание человека, или воспитание без тайн. Москва: Издательство "Маска", 2021. - 580 с  

4.

Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога: учебное пособие /Н.В. Кудрявая [и др.]. - М.: МГМСУ, 2015. - 383 с.

 

    1. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

 
 
  1.  

Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Психология взаимоотношений врача и пациента /учебное пособие - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 152 с.:

 

  1.  

Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность: Учебное пособие /М.А. Лукацкий.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.- 448 с.: ил.

 

1.3. Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе

№ п/п

Методическая литература для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

 
 
  1.  

Валяева Д.В. Педагогические сюжеты в художественной литературе. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов - М.: МГМСУ, 2014. – 60 с.

 

1.4. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дисциплины (модуля)

№ п/п

Наименование ресурса

Адрес сайта

 
 
  1.  

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

 http://www.msmsu.ru/

 

  1.  

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://mon.gov.ru/

 

  1.  

Федеральное государственное научное учреждение «институт содержания и методов обучения»  Российской академии образования

http://ismo.ioso.ru/

 

  1.  

     Педагогическая наука. История и современность [Электронный ресурс]: учебное пособие / Лукацкий М.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html

 

  1.  

     Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - (Серия "Психология для стоматологов")."

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html

 

 

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.