Преподаватель: Лукацкий Михаил Абрамович Кафедра: педагогики и психологии Должность: Заведующий кафедрой, профессор
Лекций: 4
Объем программы, часов: 48
Педагогика (для ординаторов)
Преподаватель: Лукацкий Михаил Абрамович Кафедра: педагогики и психологии Должность: Заведующий кафедрой, профессор
Лекций: 4
Объем программы, часов: 48
Цель: |
|
Формирование основ педагогической компетентности будущего врача, его психологической готовности выстраивать свою врачебную деятельность на гуманитарных основаниях. |
|
Задачи: |
|
|
|
|
|
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Компетенции, закрепленные за дисциплиной (модулем)
№ |
Код |
Содержание компетенции |
|
УК-1 |
готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
|
УК-2 |
готовность к управлению коллективом, готовность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
|
УК-3 |
готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения |
Результаты обучения
№ |
Код компетенции |
Результаты обучения |
|
УК-1 |
Знать теории научения, теории поэтапного формирования умственных действий. Уметь анализировать педагогическую литературу, педагогические ситуации Владеть навыками составления письменной аннотации по научной педагогической литературе; Приобрести опыт анализа педагогической литературы, анализа и моделирования медико-профилактических программ, педагогических и конфликтных ситуаций . |
|
УК-2 |
Знать об основных закономерностях профессионального межличностного взаимодействия; о закономерностях процесса межличностного восприятия, общения, стратегиях предотвращения и решения конфликтных ситуаций; виды и основные причины конфликтов в медицинской практике; особенности развития групповой динамики, стадии формирования коллектива, стили лидерства; социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, влияющие на восприятие болезни и лечения. Уметь учитывать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при построении взаимодействия с коллегами решать конфликтные ситуации путем сотрудничества. Владеть навыком психологически обоснованного общения с коллегами. Приобрести опыт взаимодействия с коллегами с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. |
|
УК-3 |
Знать предмет и методы педагогики, место педагогики в системе наук; о значимости педагогических аспектов в специфике врачебной деятельности; о значении практической педагогики в медицинской практике; основные современные педагогические принципы и методы обучения и воспитания; Уметь планировать и проводить занятия с учащимися разных возрастных категорий; формулировать цели занятия, подбирать формы контроля. Владеть навыком педагогического общения; Приобрести опыт анализа и планирования занятий с учащимися разных возрастных категорий; формулировать цели занятия, подбирать формы контроля. |
2. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
|||||
Педагогика |
|||||
Название дисциплины/модуля (при наличии) |
|||||
составляет |
2 |
зачетных единиц |
72 |
акад. часов |
|
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
||||||
зач. ед. |
акад. час. |
по курсам обучения (акад.час.) |
|||||
1 |
|
|
|
||||
Общая трудоемкость по учебному плану |
2 |
72 |
72 |
|
|
|
|
Аудиторные занятия: |
|
24 |
24 |
|
|
|
|
Лекции |
|
6 |
6 |
|
|
|
|
Лабораторные работы |
|
|
|
|
|
|
|
Практические занятия |
|
18 |
18 |
|
|
|
|
Семинарские занятия |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
48 |
48 |
|
|
|
|
Промежуточный контроль: |
Зачет |
|
|
0 |
|
|
|
3. Структура и содержание дисциплины (модуля)
№ раздела |
Раздел дисциплины (модуля) |
Название тем раздела и их содержание |
Общая трудоемкость, акад. час. |
из них: |
||||
аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||||||
Лекции |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Семинары |
|||||
|
Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. |
Педагогика: наука и практика. Педагогика в медицине. Педагогические аспекты деятельности врача. Обучение пациентов, среднего медицинского персонала. Обучение, значимое для личности. Самообразование, саморазвитие. Готовность к непрерывному самообразованию, условия самоопределения в ситуации обучения. Цели и задачи непрерывного медицинского образования. |
18 |
1 |
|
4 |
|
12 |
|
Педагогические подходы к формированию навыков здорового образа жизни |
Просветительская работа врача. Педагогические задачи врача. Медико-образовательные программы профилактики и лечения для пациентов. |
18 |
2 |
|
4 |
|
12 |
|
Педагогические подходы к формированию ценностно-смысловых установок врача |
Человек как ценность: проблемы деонтологии. Педагогические аспекты работы врача с различными категориями населения . Культура в медицине: общая и узкопрофессиональная. Нравственная культура врача. Модели отношений «врач-пациент». Деонтологический аспект болезни и смерти. Холистический (целостный) подход к человеку. |
18 |
2 |
|
4 |
|
12 |
|
Педагогические основы коммуникативного взаимодействия врача с пациентами и коллегами. |
Установление контакта, атмосфера безопасности и доверия между врачом и пациентом, стратегия и тактика взаимодействия с пациентом. Структура общения. Педагогическая поддержка пациента. Врач как член профессиональной группы. Нормативное поведение в группе. Стили лидерства. Педагогические принципы взаимодействия в триаде: врач, пациент, медсестра. Конфликты во врачебной практике и лечебных коллективах, их анализ и способы разрешения. Стратегия сотрудничества.
|
18 |
1 |
|
6 |
|
12 |
4. Виды самостоятельной работы
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
Трудоёмкость, акад. час. |
|
Подготовка к практическим занятиям. |
24 |
|
Составление письменной аннотации по научно-психологической литературе. |
6 |
|
Создание педагогического проекта по медико-профилактической тематике. Моделирование ситуаций. |
18 |
4.1. Критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации
4.1.1. Оценивание обучающегося на тестировании
4 |
теста по |
10 |
вопросов в каждом. |
||
|
|
|
|
|
|
Оценка |
Количество верных ответов |
||||
Зачтено |
70-100% |
||||
Не зачтено |
Менее 70% |
||||
4.1.2. Оценивание обучающегося на собеседовании
Оценка |
Требования к знаниям |
Зачтено |
«Зачтено» выставляется обучающемуся, владеющему основными разделами программы дисциплины. |
Не зачтено |
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации |
№ п/п |
Наименование |
|
|
Лукацкий М. А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие /М.А. Лукацкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 446 с. |
|
2. | Лукацкий М.А. Педагогика в поисках себя. - Москва: Издательство "Маска", 2020. - 500 с. | |
3. | Лукацкий М.А. Очеловечивание человека, или воспитание без тайн. Москва: Издательство "Маска", 2021. - 580 с | |
4. |
Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога: учебное пособие /Н.В. Кудрявая [и др.]. - М.: МГМСУ, 2015. - 383 с. |
|
№ п/п |
Наименование |
|
|
Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Психология взаимоотношений врача и пациента /учебное пособие - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 152 с.: |
|
|
Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность: Учебное пособие /М.А. Лукацкий.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.- 448 с.: ил. |
|
1.3. Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе
№ п/п |
Методическая литература для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) |
|
|
Валяева Д.В. Педагогические сюжеты в художественной литературе. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов - М.: МГМСУ, 2014. – 60 с. |
|
1.4. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дисциплины (модуля)
№ п/п |
Наименование ресурса |
Адрес сайта |
|
|
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова |
|
|
|
Министерство образования и науки Российской Федерации |
|
|
|
Федеральное государственное научное учреждение «институт содержания и методов обучения» Российской академии образования |
|
|
|
Педагогическая наука. История и современность [Электронный ресурс]: учебное пособие / Лукацкий М.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. |
|
|
|
Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - (Серия "Психология для стоматологов")." |
|
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.