Медицинская информатика (Стоматология)

Преподаватель: Кучук Мария Ивановна
Кафедра: Онлайн курсы 2024
Должность: Ассистент

Лекций: 6

Объем программы, часов: 108

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Медицинская информатика реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по специальности 31.05.03 Стоматология очной формы обучения

Дисциплина (модуль) изучается на первом курсе в первом семестре.

    1.  
    1. Контрольные вопросы
  1. Основная цель медицинской информатики.
  2. Основные задачи информационных систем медицинского назначения.
  3. Классы медицинских информационных систем в зависимости от уровней управления и организации.
  4. Классы медицинских информационных систем, определяющихся спецификой решаемых ими задач.
  5. Функции информационных медицинских систем.
  6. Автоматизированная система управления, ее роль в деятельности ЛПУ.
  7. Медицинскими приборно-компьютерные системы.
  8. Классификация МПКС.
  9. Клинические и исследовательские МПКС.
  10. Основная задача информационных систем медицинского назначения (МИС).
  11. Классы МИС в зависимости от уровней управления и организации.
  12. Автоматизированная система управления (АСУ) и ее роль в деятельности ЛПУ.
  13. Уровни АСУ медицинской организации.
  14. Компоненты АСУ медицинской организации.
  15. Функции АСУ медицинской организации.
  16. Требования к АСУ медицинской организации.
  17. Структура АСУ медицинской организации.
  18. Этапы разработки АСУ медицинской организации.
  19. Общая характеристика текстовых редакторов. Характеристика и пользовательский интерфейс текстового редактора. Форматирование шрифта, абзацев.
  20. Использование графических объектов в текстовых документах.
  21. Использование таблиц в текстовых документах: операции со строками, столбцами, ячейками; стили, границы; формулы, сортировка, преобразование текста в таблицу и наоборот.
  22. Структура тестового документа. Параметры страницы. Разрывы страниц и разделов. Колонтитулы и номера страниц.
  23. Общая характеристика электронных таблиц. Основные понятия электронных таблиц (рабочая книга, лист, ячейка, блок ячеек; форматы листа и ячеек).
  24. Электронные таблицы. Организация вычислений, создание формул, сложные вычисления с использованием мастера функций, относительная и абсолютная адресация ячеек.
  25. Электронные таблицы Логические функции.
  26. Электронные таблицы Сводные таблицы.
  27. Электронные таблицы Фильтр. Настраиваемая сортировка.
  28. Средства деловой графики электронных таблиц (виды и назначение диаграмм, создание и редактирование элементов диаграмм).
  29. Электронные презентации. Темы (шаблоны). Работа со слайдами: добавление, удаление, перемещение, копирование. Оформление текста.
  30. Правила грамотного использования шрифта, размера, цвета текстовых объектов. Анимация текста и объектов слайда. Настройка показа слайдов.
  31. Методы сбора статистической информации
  32. Организация статистического исследования. Этапы статистического исследования
  33. Организация статистического наблюдения. Этапы статистического наблюдения
  34. Назначение компьютерных коммуникаций и компьютерных сетей.
  35. Возможности глобальной сети Internet.
  36. Принципы работы сети Internet.
  37. Доменная система адресации, ее преимущества.
  38. Аппаратные средства, необходимые для сетевой работы.
  39. Программные средства для работы в Internet.
  40. Функции прикладной программы Microsoft Outlook.
  41. Средства поиска информации в Internet.
  42. Принципы работы поисковых машин; достоинства и недостатки.
  43. Способы поиска медицинской информации в Internet.
  44. Основные этапы развития телемедицины в России.
  45. Направления телемедицины в отечественном здравоохранении.
  46. Цели создания телемедицинских центров.
  47. Видеоконференции. Преимущества использования видеоконференций в медицине.
  48. Типы медицинских баз данных.
  49. Функции ургентной телемедицины, телехирургии и дистанционного обследования.
  50. Роль военной и космической телемедицины.

 

    1. Самостоятельная работа

Требования к работе

Студент должен продемонстрировать навыки по обработке изображений, текстовых и табличных данных, навыки применения компьютерных презентационных, сетевых технологий.

Для контроля знаний и навыков каждый студент должен выполнить итоговую работу, результаты которой представляет:

  1. В виде печатной работы (Word)
  • объем содержательной части – не менее 5 листов формата А4, шрифт – Times New Roman, 14, межстрочный интервал –1,5 , форматирование - «по ширине», абзацный отступ - 1,25 см, интервал до и после абзаца равен 0 для обычного текста, поля: верхнее и нижнее – 2см, левое - 3см, правое - 1,5см;
  • расставленные номера страниц (наверху по центру), колонтитулы;
  • титульный лист (по центру - полностью название университета и кафедры, тема итоговой работы; информация о студенте, выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О, – выровнена по левому краю, сдвинута вправо; внизу по центру – город, дата).
  • обязательно наличие электронного варианта.
  1. В виде презентации, выполненной в PowerPoint
    • Содержательная часть не менее 15 слайдов.
    • на титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе Word.
    • в презентации:
      • продуманный дизайн (оформление фона, цвет и размер шрифтов, соответствующая содержанию разметка, макет и т.д.)
      • использовать графические элементы
      • анимации объектов и переходов слайдов
      • смену слайдов по щелчку и по времени
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 1.

Реферат на тему: "Применение компьютерных технологий в стоматологии" (например, в терапевтической стоматологии, в хирургической стоматологии, в ортопедической стоматологии, в ортодонтии, в организации стоматологической помощи и т.д.)

Обязательно: собственное резюме и комментарий, источники, характеристика источников.

Для реферата использовать 3 современных источника (последние три года).

Для журнала:

  • Название
  • Год выпуска
  • Номер, страницы
  • Издательство
  • Характеристика журнала

Книга:

  • Название
  • Издательство
  • Год выпуска
  • Аннотация книги

Интернет:

  • Адрес (url) статьи
  • Метод поиска
  • Дата посещения страницы
  • Характеристика сайта
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 2.

Тематический поиск в Интернете научно-практических ресурсов по стоматологии и оценка найденной информации

  1. Определить медицинское направление поиска информации в Интернете (например, изготовление вкладок, несъемные протезы, пластинчатые имплантаты и т.п.).
  2. Найти 3 сайта по заданной теме (или включающие в себя разделы по данной тематике), содержащих научно-практические статьи для специалистов по выбранной теме и/или другие материалы для врача-стоматолога в большом объеме.
  3. Дать характеристику каждого сайта:
  • Адрес (URL)
  • Название сайта, логотип
  • Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.
  • Структура, количество и качество материалов в разделе по выбранной тематике (количественный порядок текстовой, графической, видео- информации по данной теме; в каком виде представлена информация – полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).
  • Для кого предназначена информация (пациенты, студенты, практикующие врачи и пр.)
  • Обновляемость материалов (когда и какие в последний раз вносились изменения в раздел сайта по выбранной тематике).
  • Оценить посещаемость сайта.
  • Возможно включить в работу краткий обзор наиболее актуальной статьи.
  1. Резюме.
  2. Дата посещения.
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 3.

Подробное описание стоматологического сайта в Интернете, представляющего интерес для профессионального развития врачей-стоматологов:

  • Адрес (URL), название, логотип.
  • Главная страница сайта (краткое представление о его назначении, о присутствующих на нем материалах, об авторах и т.п.).
  • Публикатор: частное лицо, группа лиц, организация и т.д.
  • Языки, на которых представлена информация.
  • Направленность (широкий круг пользователей Интернета, студенты, врачи, научные работники и т.д.)
  • Насыщенность (количественный порядок разделов, страниц, статей, иллюстраций и т.п.)
  • Структура сайта (разделы, подразделы, количество и качество материалов в них: полнотекстовые статьи или рефераты; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).
  • Дизайн сайта (уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт; наличие общего стиля; неповторимость; ненавязчивость или излишняя насыщенность графическими элементами; излишняя анимация; всплывающие рекламные окна; мелкий шрифт; отсутствие контраста текста с фоном и т.д.)
  • Удобство навигации (гиперссылки, которые помогают перемещаться по сайту, их оформление – система кнопок, навигационные панели и .т.п.; логичность переходов; возможность поиска и т.д.).
  • Функциональность: страницы быстро загружается; все ссылки рабочие; сайт независим от используемой операционной системы, браузера; интерактивный - возможность двустороннего обмена информацией; используемые технологии (статические HTML страницы; веб-страницы генерируются динамически в процессе исполнения запроса пользователя; Flash-сайты) соответствуют назначению сайта и предполагаемой аудитории.
  • Наличие ссылок на сайты сходной тематики (русскоязычные и иностранные).
  • Обновляемость материалов (когда в последний раз вносились изменения).
  • Посещаемость.
  • Резюме: Ваше личное мнение о сайте.
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 4.

Короткое описание нескольких (не менее 20) специализированных стоматологических сайтов по одной тематике.

Составление своеобразных "желтых страниц" по выбранному медицинскому направлению (для желающих - иноязычный поиск) (например, "Русскоязычные ресурсы Интернет по хирургической стоматологии, "Имплантология в Интернете", "Ортодонтия в РуНете")

  • Адрес (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.
  • Краткое описание: направленность (пациенты, студенты, врачи, научные работники и т.д.), количество статей и прочих материалов, форма представления информации (полнотекстовые статьи, рефераты и т.д.).
  •  Короткое описание, дающее представление о назначении, категории сайта (например: электронная версия научно-практического журнала; виртуальный атлас/наглядное пособие; виртуальный учебник; библиографическая база данных; демонстрации клинических случаев; сетевой профессиональный клуб; каталог медицинской библиотеки; образовательный портал), его структуре, его информационной емкости и наиболее ярких чертах.
  • Резюме.
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 5.

Поиск последних научных публикаций по выбранной тематике:

  1. Определить направление поиска информации в Интернет (например, изготовление вкладок, несъемные протезы, пластинчатые имплантаты и т.д.)
  2. Объяснить схему поиска:
    1. По запросу: какие поисковые машины использовались, какие ключевые слова задавались поисковой машине, какой ответ выдает поисковая машина, как видоизменялись запросы с целью повышения релевантности поиска научных публикаций, как отбирались ссылки).
    2. По электронным научным медицинским журналам.
  3. Найти не менее 3-ти публикаций по выбранной теме за последние 2-3 года, имеющих четкую библиографическую ссылку: автор, журнал - название журнала, год выпуска, номер, страницы, издательство; книга - название, издательство, год выпуска.
  4. Для каждой статьи скопировать адрес (URL) страницы, название, библиографическую ссылку, написать небольшой обзор статьи, дать характеристику сайту, на котором опубликована статья.
  5. Резюме.
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 6.

Сравнение нескольких поисковых систем Интернета при поиске профессиональной стоматологической информации.

  1. Провести параллельный поиск профессиональных стоматологических ресурсов по конкретной тематике (например, изготовление вкладок, несъемные протезы, пластинчатые имплантаты и т.д.) не менее чем в 3 поисковых системах.
  2. Описать структуру поиска:
    1. какие ключевые слова использовались для поиска,
    2. конкретизация запросов, использование специфической профессиональной терминологии и др. методы сужения области поиска и повышения его релевантности,
    3. какие функции использовались, например: «искать в найденном», «расширенный поиск», «исключение слов из запроса», поиск по конкретному сайту и т.п.,
    4. какие ответы формируют поисковые системы,
    5. как отбирались релевантные ссылки: например, рассматривалась первая десятка ссылок, учитывались доменные имена, анализировалась цитата, соответствующая ссылке и т.п.
  3. Представить найденные каждой поисковой системой релевантные ресурсы и дать характеристику сайтам, к которым они относятся (URL, названия, содержание, актуальность, публикатор и т.п.)
  4. Описать методы повышения эффективности поиска, дать и аргументировано обосновать рекомендации по выбору поисковой системы.
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 7.

Рецензия на сайты организаций управления здравоохранением (выбрать один)

  • Поиск (как искали в Интернете: поисковые машины, ключевые слова, выбор ссылок).
  • Адрес сайта (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Соответствие представленной информации целям и задачам учреждения.
  • Последние обновления сайта (привести примеры), актуальность.
  • Полнота информации.
  • Наличие удобной поисковой системы сайта для подбора нормативных документов (протестировать, дать конкретный анализ) и т.п.
  • Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
  • Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
  • Структура сайта (разделы, количество и качество материалов)
  • Прочее
  • Резюме.
 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов стоматологического факультета

ВАРИАНТ 8.

Сравнение не менее пяти сайтов
стоматологических фирм/организаций, имеющих одинаковое назначение
(или частные клиники, или государственные поликлиники, или фирмы поставляющие стоматологическое оборудование/материалы, или фирмы, выпускающие их)

  1. Название фирмы/сайта, адрес сайта (URL), логотип.
  2. Направленность (население определенного региона, потенциальные и постоянные пациенты, врачи и т.д.)
  3. Насыщенность (количество текстовых описаний, иллюстраций, возможность подбора продукции по параметрам, внутреннего поиска, наличие контактной информации, информации о лицензиях, реквизиты, наличие рецензий (на издаваемые книги, на проводимые тренинги, программы и прочее) и т.д.)
  4. Структура сайта (разделы, количество и качество материалов в них).
  5. Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
  6. Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
  7. Посещаемость/популярность.
  8. Ваше личное мнение о сайтах: сильные и слабые стороны организации информации.
  9. Обосновать вывод о том, какой сайт наиболее соответствует своему назначению и вашей собственной концепции подобного сайта, сформированной в результате проведенного анализа.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1. Методы и средства информатизации в медицине, стоматологии и здравоохранении
  • 2. Базовые технологии преобразования информации.        
  • 3. Обработка и анализ медицинских данных.          
  • 4. Телекоммуникационные технологии. Медицинские ресурсы интернет.

 

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.