Дисциплина Современные информационные технологии реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа очной формы обучения
Дисциплина (модуль) изучается на первом курсе в первом семестре.
-
- Контрольные вопросы
- Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в медицине.
- Функции информационных медицинских систем.
- Автоматизированная система управления, ее роль в деятельности ЛПУ.
- Программно-инструментальные средства обработки медицинских данных.
- Клинические и исследовательские МПКС.
- Основная задача информационных систем медицинского назначения (МИС).
- Классы МИС в зависимости от уровней управления и организации.
- Автоматизированная система управления (АСУ) и ее роль в деятельности ЛПУ.
- Программное обеспечение систем управления медицинскими базами данных.
- Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена медицинскими данными.
- Информационные технологии в здравоохранении и их использование в лечении и диагностике.
- Информационные ресурсы Интернета по социальной защите населения.
- Правовые информационные базы данных, «Консультант+», «Гарант», «Кодекс».
- Поиск информации в правовых информационных системах и базах данных.
- Информационные технологии в сфере социального страхования населения.
- Информационные технологии в дошкольном образовании
- Информационная безопасность и защита информации в социальной сфере.
- Электронный паспортный стол, сведения о проживающих на территории района.
- Анализ социальных проблем региона с помощью информационных компьютерных технологий.
- Общая характеристика текстовых редакторов. Характеристика и пользовательский интерфейс текстового редактора. Форматирование шрифта, абзацев.
- Использование графических объектов в текстовых документах.
- Использование таблиц в текстовых документах: операции со строками, столбцами, ячейками; стили, границы; формулы, сортировка, преобразование текста в таблицу и наоборот.
- Структура тестового документа. Параметры страницы. Разрывы страниц и разделов. Колонтитулы и номера страниц.
- Общая характеристика электронных таблиц. Основные понятия электронных таблиц (рабочая книга, лист, ячейка, блок ячеек; форматы листа и ячеек).
- Электронные таблицы. Организация вычислений, создание формул, сложные вычисления с использованием мастера функций, относительная и абсолютная адресация ячеек.
- Электронные таблицы. Логические функции.
- Электронные таблицы. Сводные таблицы.
- Электронные таблицы. Фильтр. Настраиваемая сортировка.
- Средства деловой графики Электронных таблиц (виды и назначение диаграмм, создание и редактирование элементов диаграмм).
- Электронные презентации. Темы (шаблоны). Работа со слайдами: добавление, удаление, перемещение, копирование. Оформление текста.
- Правила грамотного использования шрифта, размера, цвета текстовых объектов. Анимация текста и объектов слайда. Настройка показа слайдов.
- Методы сбора статистической информации
- Организация статистического исследования. Этапы статистического исследования
- Организация статистического наблюдения. Этапы статистического наблюдения
- Назначение компьютерных коммуникаций и компьютерных сетей.
- Возможности глобальной сети Internet.
- Принципы работы сети Internet.
- Доменная система адресации, ее преимущества.
- Аппаратные средства, необходимые для сетевой работы.
- Программные средства для работы в Internet.
- Средства поиска информации в Internet.
- Принципы работы поисковых машин; достоинства и недостатки.
- Способы поиска медицинской информации в Internet.
- Основные этапы развития телемедицины в России.
- Видеоконференции. Преимущества использования видеоконференций в психологии.
- Компьютерная психодиагностика и ее применение
- Основные этапы становления компьютерной психодиагностики.
- Применение данных компьютерной психодиагностики в различных видах деятельности фельдшера.
- Требования к современным компьютерным психодиагностическим системам
- Понятие «искусственный интеллект» в психодиагностике
- Применение компьютерных технологий в психодиагностике
- Применение сетевых ресурсов в компьютерной психодиагностике
- Назовите достоинства применения системы поддержки принятия решений в психодиагностике.
- Назовите недостатки применения компьютерных технологий в психодиагностике.
- Направления дальнейшего развития систем поддержки принятия решений в психодиагностике
- Ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики
- Режим тестирования компьютерных методик
- Информационно-психологической безопасностью личности
- Теоретические исследования информационного стресса Э. Тоффлером
- Четыре стратегии поведения жертв информационного стресса.
2. Самостаятельная работа
Требования к работе
для студентов факультета социальной работы
Студент должен продемонстрировать: 1) навыки применения современных информационных технологий для решения профессиональных задач; 2) знание сетевых технологий, технологий обработки текста, изображений, компьютерных презентационных программ.
Для контроля знаний и навыков каждый студент должен выполнить итоговую работу, результаты которой представляет:
- В виде печатной работы (Word)
- Объем содержательной части – не менее 5 (но не более 10) страниц формата А4 (к содержательной части не относятся титульный лист, оглавление, иллюстрации и т.п.), шрифт – Times New Roman, 14, межстрочный интервал –1,5 , форматирование - «по ширине», абзацный отступ - 1,25 см, для обычного текста интервал между абзацами отсутствуют, поля: верхнее и нижнее – 2см, левое - 3см, правое - 1,5см;
- Расставленные номера страниц (наверху по центру) и созданы колонтитулы;
- Титульный лист: наверху по центру – полностью название университета и кафедры; по центру листа – тема итоговой работы (перефразировать в соответствии с выбранной тематикой); выровнена по левому краю, сдвинута вправо – информация о студенте, выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О; внизу по центру – город, дата.
- обязательно наличие электронного варианта.
- В виде презентации, выполненной в PowerPoint
- Содержательная часть не менее 15 слайдов.
- На титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе документа в Word.
- В презентации:
- лаконичный текст;
- продуманный дизайн (единообразие стилей, монохромный фон, контрастное соотношение цвета текста и фона, средний размер кегля 30, соответствующая содержанию разметка, макет, сбалансированное заполнение пространства слайда и т.д.);
- использовать графические элементы;
- анимация объектов (достаточно на 2-3 слайдах) и переходов слайдов;
- смена слайдов по щелчку и по времени.
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 1.
Реферат на тему: " Применение компьютерных технологий в деятельности специалиста по социальной работе" (например, в социальных исследованиях, в социальной деятельности, в организации социальной помощи и т.д.)
Раскрыть сущность исследуемой темы, обобщив материалы из различных источников.
В текст реферата вставить ссылки на источники (номер в квадратных скобках).
В конце обязательно:
1. собственное резюме по материалам работы, выводы, комментарии;
2. указать и пронумеровать источники;
3. дать краткую характеристику источникам.
Для реферата использовать не менее 3 современных источников (изданы за последние три года, дата публикации явно указана), например, три свежих статьи из сетевых версий авторитетных журналов.
Интернет:
- Адрес (url) статьи
- Метод поиска
- Дата посещения страницы
- Характеристика сайта
|
Для журнала:
- Скан или подлинник
- Название
- Год выпуска
- Номер, страницы
- Издательство
- Характеристика журнала
-
|
Книга:
- Скан или подлинник
- Название
- Издательство
- Год выпуска
- Аннотация книги
-
|
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 2.
Тематический поиск в Интернете научно-практических ресурсов по социальной работе и оценка найденной информации
- Определить по своему выбору тему, представляющую интерес для профессионального и образовательного развития социального работника. Осуществить поиск информации в Интернете.
- Найти 3 сайта, содержащих максимальной объем максимально разнообразной информации по выбранной тематике: выпуски научных журналов, научные и научно-практические статьи, материалы научных конференций, анонсы предстоящих научных конференций, нормативные документы, психодиагностические материалы и методики, прочие материалы для социального работника.
- Дать характеристику каждому сайту:
- Адрес (URL);
- Название сайта, логотип;
- Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.;
- Общая информация о сайте, его структура;
- Описание материалов сайта по выбранной тематике: в каких разделах находятся, в каком количестве и в каком виде представлены, какого содержания и типа (журнал, видеолекции, аннотации родственных ресурсов интернета, анонсы конференций и выставок, нормативные документы, профессиональные форумы и т.п.). А именно указать количественный порядок текстовой, графической, видео- информации по данной теме, качество материалов, полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные статьи; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.;
- Для кого предназначена информация (практикующие специалисты, научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.);
- Обновляемость материалов (например, когда и какие в последний раз вносились изменения в разделы сайта по выбранной тематике).
- Оценить посещаемость сайта.
- Резюме.
- Дата посещения.
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 3.
Подробное описание сайта, представляющего интерес для профессионального развития социального работника:
- Адрес (URL), название, логотип.
- Главная страница сайта (краткое представление о его назначении, о присутствующих на нем материалах, об авторах и т.п.).
- Публикатор: частное лицо, группа лиц, организация и т.д.
- Языки, на которых представлена информация.
- Направленность (научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.)
- Насыщенность (количественный порядок разделов, страниц, статей, иллюстраций и т.п.)
- Структура сайта (разделы, подразделы, количество и качество материалов в них: полнотекстовые статьи или рефераты; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).
- Дизайн сайта (уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт; наличие общего стиля; неповторимость; ненавязчивость или излишняя насыщенность графическими элементами; излишняя анимация; всплывающие рекламные окна; мелкий шрифт; отсутствие контраста текста с фоном и т.д.)
- Удобство навигации (гиперссылки, которые помогают перемещаться по сайту, их оформление – система кнопок, навигационные панели и .т.п.; логичность переходов; возможность поиска и т.д.).
- Функциональность: страницы быстро загружается; все ссылки рабочие; сайт независим от используемой операционной системы, браузера; интерактивный - возможность двустороннего обмена информацией; используемые технологии (статические HTML страницы; веб-страницы генерируются динамически в процессе исполнения запроса пользователя; Flash-сайты) соответствуют назначению сайта и предполагаемой аудитории.
- Наличие ссылок на сайты сходной тематики (русскоязычные и иностранные).
- Обновляемость материалов (когда в последний раз вносились изменения).
- Посещаемость.
- Резюме: Ваше личное мнение о сайте.
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 4.
Короткое описание нескольких (не менее 20) специализированных в области социальной работы по одной тематике.
Составление своеобразных "желтых страниц" по выбранному направлению (для желающих - иноязычный поиск) (например, "Русскоязычные ресурсы Интернет посвященные теории личности", "Социальная работа в Интернете", «Обзор ресурсов Интернета в социальной сфере», и т.п.)
- Адрес (URL).
- Название сайта, логотип.
- Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.
- Краткое описание: направленность (практикующие социальные работники, научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.), количество статей и прочих материалов, форма представления информации (полнотекстовые статьи, рефераты и т.д.).
- Короткое описание, дающее представление о назначении, категории сайта (например: электронная версия научно-практического журнала; наглядное пособие; виртуальный учебник; библиографическая база данных; сетевой профессиональный клуб; каталог медицинской библиотеки; образовательный портал), его структуре, его информационной емкости и наиболее ярких чертах.
- Резюме.
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 5.
Поиск последних научных публикаций по выбранной тематике:
- Определить направление поиска информации в Интернет
- Объяснить схему поиска:
- По запросу: какие поисковые машины использовались, какие ключевые слова задавались поисковой машине, какой ответ выдает поисковая машина, как видоизменялись запросы с целью повышения релевантности поиска научных публикаций, как отбирались ссылки).
- По электронным научным журналам.
- Найти не менее 5-ти публикаций по выбранной теме за последние 2-3 года, имеющих четкую библиографическую ссылку: автор, журнал - название журнала, год выпуска, номер, страницы, издательство; книга - название, издательство, год выпуска.
- Для каждой статьи скопировать адрес (URL) страницы, название, библиографическую ссылку, написать небольшой обзор статьи, дать характеристику сайту, на котором опубликована статья.
- Резюме.
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 7.
Рецензия на сайты организаций управления здравоохранением (выбрать один)
- Поиск (как искали в Интернете: поисковые машины, ключевые слова, выбор ссылок).
- Адрес сайта (URL).
- Название сайта, логотип.
- Соответствие представленной информации целям и задачам учреждения.
- Последние обновления сайта (привести примеры), актуальность.
- Полнота информации.
- Наличие удобной поисковой системы сайта для подбора нормативных документов (протестировать, дать конкретный анализ) и т.п.
- Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
- Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
- Структура сайта (разделы, количество и качество материалов)
- Прочее
- Резюме.
Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы
ВАРИАНТ 8.
Сравнение не менее пяти сайтов организаций, оказывающих услуги в области социальной помощи и имеющих одинаковое назначение
- Название фирмы/сайта, адрес сайта (URL), логотип.
- Направленность (население определенного региона, потенциальные и постоянные пациенты и т.д.)
- Насыщенность (количество текстовых описаний, иллюстраций, наличие контактной информации, информации о лицензиях, реквизиты, наличие рецензий (на издаваемые книги, на проводимые тренинги, программы и прочее) и т.д.)
- Структура сайта (разделы, количество и качество материалов в них).
- Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
- Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
- Посещаемость/популярность.
- Ваше личное мнение о сайтах: сильные и слабые стороны организации информации.
- Обосновать вывод о том, какой сайт наиболее соответствует своему назначению и вашей собственной концепции подобного сайта, сформированной в результате проведенного анализа.