Современные информационные технологии (Социальная работа очной формы обучения)

Преподаватель: Кучук Мария Ивановна
Кафедра: Онлайн курсы 2024
Должность: Ассистент

Лекций: 7

Объем программы, часов: 108

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Современные информационные технологии реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа очной формы обучения

Дисциплина (модуль) изучается на первом курсе в первом семестре.

    1. Контрольные вопросы
  1. Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в медицине.
  2. Функции информационных медицинских систем.
  3. Автоматизированная система управления, ее роль в деятельности ЛПУ.
  4. Программно-инструментальные средства обработки медицинских данных.
  5. Клинические и исследовательские МПКС.
  6. Основная задача информационных систем медицинского назначения (МИС).
  7. Классы МИС в зависимости от уровней управления и организации.
  8. Автоматизированная система управления (АСУ) и ее роль в деятельности ЛПУ.
  9. Программное обеспечение систем управления медицинскими базами данных.
  10. Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена медицинскими данными.
  11. Информационные технологии в здравоохранении и их использование в лечении и диагностике.
  12. Информационные ресурсы Интернета по социальной защите населения.
  13. Правовые информационные базы данных, «Консультант+», «Гарант», «Кодекс».
  14. Поиск информации в правовых информационных системах и базах данных.
  15. Информационные технологии в сфере социального страхования населения.
  16. Информационные технологии в дошкольном образовании
  17. Информационная безопасность и защита информации в социальной сфере.
  18. Электронный паспортный стол, сведения о проживающих на территории района.
  19. Анализ социальных проблем региона с помощью информационных компьютерных технологий.
  20. Общая характеристика текстовых редакторов. Характеристика и пользовательский интерфейс текстового редактора. Форматирование шрифта, абзацев.
  21. Использование графических объектов в текстовых документах.
  22. Использование таблиц в текстовых документах: операции со строками, столбцами, ячейками; стили, границы; формулы, сортировка, преобразование текста в таблицу и наоборот.
  23. Структура тестового документа. Параметры страницы. Разрывы страниц и разделов. Колонтитулы и номера страниц.
  24. Общая характеристика электронных таблиц. Основные понятия электронных таблиц (рабочая книга, лист, ячейка, блок ячеек; форматы листа и ячеек).
  25. Электронные таблицы. Организация вычислений, создание формул, сложные вычисления с использованием мастера функций, относительная и абсолютная адресация ячеек.
  26. Электронные таблицы. Логические функции.
  27. Электронные таблицы. Сводные таблицы.
  28. Электронные таблицы. Фильтр. Настраиваемая сортировка.
  29. Средства деловой графики Электронных таблиц (виды и назначение диаграмм, создание и редактирование элементов диаграмм).
  30. Электронные презентации. Темы (шаблоны). Работа со слайдами: добавление, удаление, перемещение, копирование. Оформление текста.
  31. Правила грамотного использования шрифта, размера, цвета текстовых объектов. Анимация текста и объектов слайда. Настройка показа слайдов.
  32. Методы сбора статистической информации
  33. Организация статистического исследования. Этапы статистического исследования
  34. Организация статистического наблюдения. Этапы статистического наблюдения
  35. Назначение компьютерных коммуникаций и компьютерных сетей.
  36. Возможности глобальной сети Internet.
  37. Принципы работы сети Internet.
  38. Доменная система адресации, ее преимущества.
  39. Аппаратные средства, необходимые для сетевой работы.
  40. Программные средства для работы в Internet.
  41. Средства поиска информации в Internet.
  42. Принципы работы поисковых машин; достоинства и недостатки.
  43. Способы поиска медицинской информации в Internet.
  44. Основные этапы развития телемедицины в России.
  45. Видеоконференции. Преимущества использования видеоконференций в психологии.
  46. Компьютерная психодиагностика и ее применение
  47. Основные этапы становления компьютерной психодиагностики.
  48. Применение данных компьютерной психодиагностики в различных видах деятельности фельдшера.
  49. Требования к современным компьютерным психодиагностическим системам
  50. Понятие «искусственный интеллект» в психодиагностике
  51. Применение компьютерных технологий в  психодиагностике
  52. Применение сетевых ресурсов в компьютерной психодиагностике
  53. Назовите достоинства применения системы поддержки принятия решений в психодиагностике.
  54. Назовите недостатки применения компьютерных технологий в психодиагностике.
  55. Направления дальнейшего развития систем поддержки принятия решений в психодиагностике
  56. Ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики
  57. Режим тестирования компьютерных методик
  58. Информационно-психологической безопасностью личности
  59. Теоретические исследования информационного стресса Э. Тоффлером
  60. Четыре стратегии поведения жертв информационного стресса.

2. Самостаятельная работа

 Требования к работе
для студентов факультета социальной работы

Студент должен продемонстрировать: 1) навыки применения современных информационных технологий для решения профессиональных задач; 2) знание сетевых технологий, технологий обработки текста, изображений, компьютерных презентационных программ.

Для контроля знаний и навыков каждый студент должен выполнить итоговую работу, результаты которой представляет:

  1. В виде печатной работы (Word)
  • Объем содержательной части – не менее 5 (но не более 10) страниц формата А4 (к содержательной части не относятся титульный лист, оглавление, иллюстрации и т.п.), шрифт – Times New Roman, 14, межстрочный интервал –1,5 , форматирование - «по ширине», абзацный отступ - 1,25 см, для обычного текста интервал между абзацами отсутствуют, поля: верхнее и нижнее – 2см, левое - 3см, правое - 1,5см;
  • Расставленные номера страниц (наверху по центру) и созданы  колонтитулы;
  • Титульный лист: наверху по центру – полностью название университета и кафедры; по центру листа – тема итоговой работы (перефразировать в соответствии с выбранной тематикой); выровнена по левому краю, сдвинута вправо – информация о студенте, выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О; внизу по центру – город, дата.
  • обязательно наличие электронного варианта.
  1. В виде презентации, выполненной в PowerPoint
    • Содержательная часть не менее 15 слайдов.
    • На титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе документа в Word.
    • В презентации:
      • лаконичный текст;
      • продуманный дизайн (единообразие стилей, монохромный фон, контрастное соотношение цвета текста и фона, средний размер кегля 30, соответствующая содержанию разметка, макет, сбалансированное заполнение пространства слайда и т.д.);
      • использовать графические элементы;
      • анимация объектов (достаточно на 2-3 слайдах) и переходов слайдов;
      • смена слайдов по щелчку и по времени.

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 1.

Реферат на тему: " Применение компьютерных технологий в  деятельности специалиста по  социальной работе" (например, в социальных исследованиях, в социальной деятельности, в организации социальной помощи и т.д.)

Раскрыть сущность исследуемой темы, обобщив материалы из различных источников.

В текст реферата вставить ссылки на источники (номер в квадратных скобках).

В конце обязательно:

1. собственное резюме по материалам работы, выводы, комментарии;

2. указать и пронумеровать источники;

3. дать краткую характеристику источникам.

Для реферата использовать не менее 3 современных источников (изданы за последние три года, дата публикации явно указана), например, три свежих статьи из сетевых версий авторитетных журналов.

Интернет:

  • Адрес (url) статьи
  • Метод поиска
  • Дата посещения страницы
  • Характеристика сайта

Для журнала:

  • Скан или подлинник
  • Название
  • Год выпуска
  • Номер, страницы
  • Издательство
  • Характеристика журнала
  •  

Книга:

  • Скан или подлинник
  • Название
  • Издательство
  • Год выпуска
  • Аннотация книги
  •  

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 2.

Тематический поиск в Интернете научно-практических ресурсов по социальной работе и оценка найденной информации

  1. Определить по своему выбору тему, представляющую интерес для профессионального и образовательного развития социального работника. Осуществить поиск информации в Интернете.
  2. Найти 3 сайта, содержащих максимальной объем максимально разнообразной информации по выбранной тематике: выпуски научных журналов, научные и научно-практические статьи, материалы научных конференций, анонсы предстоящих научных конференций, нормативные документы, психодиагностические материалы и методики, прочие материалы для социального работника.
  3. Дать характеристику каждому сайту:
  • Адрес (URL);
  • Название сайта, логотип;
  • Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.;
  • Общая информация о сайте, его структура;
  • Описание материалов сайта по выбранной тематике: в каких разделах находятся, в каком количестве и в каком виде представлены, какого содержания и типа (журнал, видеолекции, аннотации родственных ресурсов интернета, анонсы конференций и выставок, нормативные документы, профессиональные форумы и т.п.). А именно указать количественный порядок текстовой, графической, видео- информации по данной теме, качество материалов, полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные статьи; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.;
  • Для кого предназначена информация (практикующие специалисты, научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.);
  • Обновляемость материалов (например, когда и какие в последний раз вносились изменения в разделы сайта по выбранной тематике).
  • Оценить посещаемость сайта.
  1. Резюме.
  2. Дата посещения.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 3.

Подробное описание сайта, представляющего интерес для профессионального развития социального работника:

  • Адрес (URL), название, логотип.
  • Главная страница сайта (краткое представление о его назначении, о присутствующих на нем материалах, об авторах и т.п.).
  • Публикатор: частное лицо, группа лиц, организация и т.д.
  • Языки, на которых представлена информация.
  • Направленность (научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.)
  • Насыщенность (количественный порядок разделов, страниц, статей, иллюстраций и т.п.)
  • Структура сайта (разделы, подразделы, количество и качество материалов в них: полнотекстовые статьи или рефераты; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).
  • Дизайн сайта (уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт; наличие общего стиля; неповторимость; ненавязчивость или излишняя насыщенность графическими элементами; излишняя анимация; всплывающие рекламные окна; мелкий шрифт; отсутствие контраста текста с фоном и т.д.)
  • Удобство навигации (гиперссылки, которые помогают перемещаться по сайту, их оформление – система кнопок, навигационные панели и .т.п.; логичность переходов; возможность поиска и т.д.).
  • Функциональность: страницы быстро загружается; все ссылки рабочие; сайт независим от используемой операционной системы, браузера; интерактивный - возможность двустороннего обмена информацией; используемые технологии (статические HTML страницы; веб-страницы генерируются динамически в процессе исполнения запроса пользователя; Flash-сайты) соответствуют назначению сайта и предполагаемой аудитории.
  • Наличие ссылок на сайты сходной тематики (русскоязычные и иностранные).
  • Обновляемость материалов (когда в последний раз вносились изменения).
  • Посещаемость.
  • Резюме: Ваше личное мнение о сайте.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
 для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 4.

Короткое описание нескольких (не менее 20) специализированных в области социальной работы по одной тематике.

Составление своеобразных "желтых страниц" по выбранному направлению (для желающих - иноязычный поиск) (например, "Русскоязычные ресурсы Интернет посвященные теории личности", "Социальная работа в Интернете", «Обзор ресурсов Интернета в социальной сфере», и т.п.)

  • Адрес (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.
  • Краткое описание: направленность (практикующие социальные работники, научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.), количество статей и прочих материалов, форма представления информации (полнотекстовые статьи, рефераты и т.д.).
  •  Короткое описание, дающее представление о назначении, категории сайта (например: электронная версия научно-практического журнала; наглядное пособие; виртуальный учебник; библиографическая база данных; сетевой профессиональный клуб; каталог медицинской библиотеки; образовательный портал), его структуре, его информационной емкости и наиболее ярких чертах.
  • Резюме.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
 для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 5.

Поиск последних научных публикаций по выбранной тематике:

  1. Определить направление поиска информации в Интернет
  2. Объяснить схему поиска:
    1. По запросу: какие поисковые машины использовались, какие ключевые слова задавались поисковой машине, какой ответ выдает поисковая машина, как видоизменялись запросы с целью повышения релевантности поиска научных публикаций, как отбирались ссылки).
    2. По электронным научным журналам.
  3. Найти не менее 5-ти публикаций по выбранной теме за последние 2-3 года, имеющих четкую библиографическую ссылку: автор, журнал - название журнала, год выпуска, номер, страницы, издательство; книга - название, издательство, год выпуска.
  4. Для каждой статьи скопировать адрес (URL) страницы, название, библиографическую ссылку, написать небольшой обзор статьи, дать характеристику сайту, на котором опубликована статья.
  5. Резюме.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
 для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 7.

Рецензия на сайты организаций управления здравоохранением (выбрать один)

  • Поиск (как искали в Интернете: поисковые машины, ключевые слова, выбор ссылок).
  • Адрес сайта (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Соответствие представленной информации целям и задачам учреждения.
  • Последние обновления сайта (привести примеры), актуальность.
  • Полнота информации.
  • Наличие удобной поисковой системы сайта для подбора нормативных документов (протестировать, дать конкретный анализ) и т.п.
  • Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
  • Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
  • Структура сайта (разделы, количество и качество материалов)
  • Прочее
  • Резюме.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии"
 для студентов факультета социальной работы

ВАРИАНТ 8.

Сравнение не менее пяти сайтов организаций, оказывающих услуги в области социальной помощи и имеющих одинаковое назначение
 

  1. Название фирмы/сайта, адрес сайта (URL), логотип.
  2. Направленность (население определенного региона, потенциальные и постоянные пациенты и т.д.)
  3. Насыщенность (количество текстовых описаний, иллюстраций, наличие контактной информации, информации о лицензиях, реквизиты, наличие рецензий (на издаваемые книги, на проводимые тренинги, программы и прочее) и т.д.)
  4. Структура сайта (разделы, количество и качество материалов в них).
  5. Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
  6. Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
  7. Посещаемость/популярность.
  8. Ваше личное мнение о сайтах: сильные и слабые стороны организации информации.
  9. Обосновать вывод о том, какой сайт наиболее соответствует своему назначению и вашей собственной концепции подобного сайта, сформированной в результате проведенного анализа.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1. Этапы информационного развития общества. Основные понятия информатики.
  • 2. Базовые технологии преобразования информации.        
  • 3. Обработка и анализ социальных данных.
  • 4. Современные информационные технологии в психодиагностике.
  • 5. Компьютерные сети и коммуникации. Глобальная сеть Интернет.

 

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.