Медицинская информатика (Лечебное дело)

Преподаватель: Кучук Мария Ивановна
Кафедра: Онлайн курсы 2024
Должность: Ассистент

Лекций: 6

Объем программы, часов: 108

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Медицинская информатика реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по специальности 31.05.01. Лечебное дело очной формы обучения

Дисциплина (модуль) изучается на первом курсе во втором семестре.

 

Контрольные вопросы

  1. Основная цель медицинской информатики.
  2. Основные задачи информационных систем медицинского назначения.
  3. Классы медицинских информационных систем в зависимости от уровней управления и организации.
  4. Классы медицинских информационных систем, определяющихся спецификой решаемых ими задач.
  5. Функции информационных медицинских систем.
  6. Автоматизированная система управления, ее роль в деятельности ЛПУ.
  7. Медицинскими приборно-компьютерные системы.
  8. Классификация МПКС.
  9. Клинические и исследовательские МПКС.
  10. Основная задача информационных систем медицинского назначения (МИС).
  11. Классы МИС в зависимости от уровней управления и организации.
  12. Автоматизированная система управления (АСУ) и ее роль в деятельности ЛПУ.
  13. Уровни АСУ медицинской организации.
  14. Компоненты АСУ медицинской организации.
  15. Функции АСУ медицинской организации.
  16. Требования к АСУ медицинской организации.
  17. Структура АСУ медицинской организации.
  18. Этапы разработки АСУ медицинской организации.
  19. Общая характеристика текстовых редакторов. Характеристика и пользовательский интерфейс текстового редактора. Форматирование шрифта, абзацев.
  20. Использование графических объектов в текстовых документах.
  21. Использование таблиц в текстовых документах: операции со строками, столбцами, ячейками; стили, границы; формулы, сортировка, преобразование текста в таблицу и наоборот.
  22. Структура тестового документа. Параметры страницы. Разрывы страниц и разделов. Колонтитулы и номера страниц.
  23. Общая характеристика электронных таблиц. Основные понятия электронных таблиц (рабочая книга, лист, ячейка, блок ячеек; форматы листа и ячеек).
  24. Электронные таблицы. Организация вычислений, создание формул, сложные вычисления с использованием мастера функций, относительная и абсолютная адресация ячеек.
  25. Электронные таблицы Логические функции.
  26. Электронные таблицы Сводные таблицы.
  27. Электронные таблицы Фильтр. Настраиваемая сортировка.
  28. Средства деловой графики электронных таблиц (виды и назначение диаграмм, создание и редактирование элементов диаграмм).
  29. Электронные презентации. Темы (шаблоны). Работа со слайдами: добавление, удаление, перемещение, копирование. Оформление текста.
  30. Правила грамотного использования шрифта, размера, цвета текстовых объектов. Анимация текста и объектов слайда. Настройка показа слайдов.
  31. Методы сбора статистической информации
  32. Организация статистического исследования. Этапы статистического исследования
  33. Организация статистического наблюдения. Этапы статистического наблюдения
  34. Назначение компьютерных коммуникаций и компьютерных сетей.
  35. Возможности глобальной сети Internet.
  36. Принципы работы сети Internet.
  37. Доменная система адресации, ее преимущества.
  38. Аппаратные средства, необходимые для сетевой работы.
  39. Программные средства для работы в Internet.
  40. Функции прикладной программы Microsoft Outlook.
  41. Средства поиска информации в Internet.
  42. Принципы работы поисковых машин; достоинства и недостатки.
  43. Способы поиска медицинской информации в Internet.
  44. Основные этапы развития телемедицины в России.
  45. Направления телемедицины в отечественном здравоохранении.
  46. Цели создания телемедицинских центров.
  47. Видеоконференции. Преимущества использования видеоконференций в медицине.
  48. Типы медицинских баз данных.
  49. Функции ургентной телемедицины, телехирургии и дистанционного обследования.
  50. Роль военной и космической телемедицины.

 Самостоятельная работа

Требован ия к самостоятельной работе
для студентов лечебного факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Студент должен: 1) уметь использовать современные компьютерные технологии в приложении к решению профессиональных задач; 2) продемонстрировать навыки работы с электронной информацией с использованием технологий обработки текста, табличных данных, изображений, навыки работы с компьютерными презентациями, навыки применения сетевых технологий в образовательных целях.

Для контроля знаний и навыков каждый студент должен выполнить итоговую работу, результаты которой представляет:

  1. В виде печатной работы (Word)
  • объем содержательной части – не менее 5 (но не более 10) страниц формата А4 (к содержательной части не относятся титульный лист, оглавление, иллюстрации и т.п.), шрифт – Times New Roman, 14, черный; межстрочный интервал –1,5 , форматирование - «по ширине», отступ первой строки - 1,25 см, для обычного текста интервал между абзацами отсутствуют(равен 0), поля: верхнее и нижнее – 2см, левое - 3см, правое - 1,5см;
  • расставлены номера страниц (наверху по центру) и использованы колонтитулы;
  • титульный лист: полностью название университета и кафедры – наверху по центру; тема итоговой работы (перефразировать в соответствии с выбранной тематикой) – по центру листа; информация о студенте выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О  – выровнена по левому краю, сдвинута вправо (отступ абзаца слева); город, дата внизу – по центру.
  • обязательно наличие электронного варианта (на электронной почте).
  1. В виде презентации, выполненной в PowerPoint
    • содержательная часть не менее 15 слайдов.
    • на титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе Word.
    • в презентации:
      • лаконичный текст,
      • продуманный дизайн (оформление фона, цвет и размер шрифтов, соответствующая содержанию разметка, макет и т.д.),
      • использовать графические элементы,
      • анимация объектов (достаточно на 2-3 слайдах) и переходов слайдов,
      • смена слайдов по щелчку и по времени.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 1.

Реферат на тему: Применение компьютерных технологий в отдельных областях медицины  (например, в кардиологии или  рентгенологии, офтальмологии,
хирургии и т.д.)

В текст реферата вставить ссылки на источники (номер в квадратных скобках). В конце обязательно: 1. собственное резюме по материалам работы, комментарии; 2. указать и пронумеровать источники; 3. дать краткую характеристику источникам.

Для реферата использовать не менее 3 современных источников (изданы за последние три года, дата публикации ясно указана), например, три свежих статьи из авторитетных Интернет-ресурсов.

Для журнала:

  • Название
  • Год выпуска
  • Номер, страницы
  • Издательство
  • Характеристика журнала

Книга:

  • Название
  • Издательство
  • Год выпуска
  • Аннотация книги

Интернет:

  • Адрес (url) статьи
  • Метод поиска
  • Дата посещения страницы
  • Характеристика сайта

Если использовались печатные или реализованные на дисках (отсутствующие в сети Интернет) книги или журналы, требуется представить сканы, электронные версии или сами печатные издания

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 2.

Тематический поиск в Интернете научно-практических медицинских ресурсов (представляющих интерес для профессионального
и образовательного развития врача)
 и оценка найденной информации

  1. Определить на выбор медицинскую тему для поиска информации в Интернете (например, остеопороз, кардиохирургия, лапароскопическая хирургия и т.п.).
  2. Найти 3 сайта, содержащих максимальной объем максимально разнообразной информации по выбранной тематике: научные, научно-практические статьи, клинические случаи и другие материалы для врача.
  3. Дать характеристику каждому сайту:
  • Адрес (URL)
  • Название сайта, логотип
  • Публикатор: организация, группа лиц, частное лицо и т.п.
  • Общая информация о сайте;
  • В каких разделах, какого содержания и типа (журнал, клинические случаи, базы данных, атласы, видео- и фотобанки, аннотации ресурсов интернета, анонсы конференций и выставок, нормативные документы и т.п.), в каком количестве и в каком виде представлена информация по выбранной теме. Структура сайта/раздела, количественный порядок текстовой, графической, видео- информации по данной теме, качество материалов, полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные статьи; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.;
  • Для кого предназначена информация (пациенты, студенты, практикующие врачи и пр.)
  • Обновляемость материалов (например, когда и какие в последний раз вносились изменения в раздел сайта по выбранной тематике).
  • Оценить посещаемость сайта.
  1. Резюме.
  2. Дата посещения.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 3.

Подробное описание медицинского сайта,
представляющего профессиональный интерес для врача

  • Адрес (URL), название, логотип.
  • Цель создания сайта, публикатор (частное лицо, группа лиц, организация и т.п.), авторы материалов (ученое звание, должность и т.п.).
  • Назначение сайта (общемедицинский сайт, специализированный медицинский сайт, электронная полнотекстовая версия научного журнала, частный сайт врача, электронная медицинская библиотека и т.п.)
  • Главная страница сайта как краткое представление о сайте, присутствующих на нем материалах, об авторах и т.п.
  • Структура сайта – разделы, подразделы и их описание (при наличии сложной, развитой структуры сайта – обзорные описания разделов, делать акценты на наиболее актуальной для врача информации):
    • Насыщенность: количество, разнообразие материалов и их категорий – научные публикации, переводные статьи или нет, клинические случаи, видео, фотобанк, лекции, информация о предстоящих научных конференциях, наличие ссылок на сайты сходной тематики (русскоязычные и иностранные) и т.п.
    • Качество – полнотекстовые статьи или рефераты; наличие спец. графики и таблиц; отсутствие информации рекламного характера; достоверность, авторитетность данных.
    • Формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip; презентации, архивы, аудио, видео, базы данных, новостные ленты, опросы, форумы и т.п.
    • Обновляемость, актуальность материалов (когда в последний раз вносились изменения, какие именно и в какие разделы).
  • Дизайн сайта (уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт; наличие общего стиля; неповторимость; формальность, лаконичность, ненавязчивость или излишняя насыщенность графическими элементами; излишняя анимация; всплывающие рекламные окна; мелкий шрифт; отсутствие контраста текста с фоном и т.д.)
  • Удобство навигации (организация гиперссылок, которые помогают перемещаться по сайту, их оформление – система кнопок, навигационные панели и .т.п.; логичность переходов; интуитивно понятная навигация; возможность внутреннего поиска и т.д.)
  • Функциональность: страницы быстро загружается; все ссылки рабочие; сайт независим от используемой операционной системы, браузера; интерактивный - возможность двустороннего обмена информацией; используемые технологии (статические HTML страницы; веб-страницы генерируются динамически в процессе исполнения запроса пользователя; Flash-сайты) соответствуют назначению сайта и предполагаемой аудитории.
  • Направленность (врачи, научные работники, студенты,  широкий круг пользователей Интернета, пациенты и т.д.)
  • Языки, на которых представлена информация.
  • Рейтинги сайта, посещаемость.
  • Ваше личное мнение о сайте.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 4.

Короткое описание нескольких (не менее 20) профильных сайтов
по одной тематике

Составление аннотированного списка профессиональных медицинских ресурсов Интернета по выбранной области медицины (можно включать описание иноязычных ресурсов Интернета). Например, «Русскоязычные ресурсы Интернета по кардиологии», "Иммунология в Интернете", " Нефрология в РуНете" и т.п.

  • Адрес (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Публикатор (организация, частное лицо, группа лиц и т.п.)
  • Короткое описание, дающее представление о:
    • назначении, категории сайта (например: электронная версия рецензируемого научного журнала; электронная медицинская библиотека; медицинский образовательный портал; виртуальный атлас/наглядное пособие; виртуальный учебник; библиографическая база данных; демонстрации клинических случаев; сетевой профессиональный клуб и т.п.),
    • структуре сайта,
    • материалах, форме их представления и актуальности,
    • информационной емкости сайта (количество статей, прочих материалов),
    • направленности информации (врачи, научные работники, студенты, пациенты и т.д.)
    • и других наиболее ярких, отличительных чертах ресурса.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 5.

Поиск последних научных публикаций по выбранной медицинской тематике

  1. Определить направление поиска информации в Интернете (например, «ложная аневризма печеночной артерии», «интоксикационный синдром у больных геморрагической лихорадкой» и т.п.)
  2. Найти не менее 3-х научных полнотекстовых публикаций по выбранной теме за последние 2-3 года, из разных интернет-источников. Публикации должны иметь полную библиографическую ссылку: автор, журнал - название журнала, год выпуска, номер, страницы, издательство; книга - название, издательство, год выпуска. Обязательно хотя бы одна из найденных статей должна быть опубликована на сайте электронного научного рецензированного журнала.
  3. Объяснить схему поиска:
    1. По запросу: какие поисковые машины использовались, какие ключевые слова задавались поисковой машине, какой ответ выдает поисковая машина в зависимости от запроса, общая характеристика ТОП10, как видоизменялись запросы с целью повышения релевантности поиска научных публикаций (использование специфической научной терминологии, добавление к теме слов журнал, конкретное указание года и т.п.), как отбирались ссылки (как учитывались доменные имена, анализировалась цитата, соответствующая ссылке и т.п.).
    2. По электронным научным медицинским журналам и библиотекам.
  4. Для каждой статьи скопировать адрес (URL) страницы, название публикации, список авторов, библиографическую ссылку, написать небольшой обзор статьи (3-5 строк), дать характеристику сайту, на котором опубликована статья.
  5. Резюме.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 6.

Сравнение нескольких поисковых систем Интернета при поиске профессиональной медицинской информации

  1. Провести параллельный поиск профессиональных медицинских ресурсов по конкретной тематике (например, инфекционные болезни – геморрагическая лихорадка – изменения цитокинового статуса у больных геморрагической лихорадкой и т.д.) не менее чем в 3 поисковых системах. Обязательно продемонстрировать работу метода конкретизации запросов.
  2. Описать структуру поиска:
    1. какие ключевые слова использовались для поиска,
    2. конкретизация запросов, использование специфической профессиональной терминологии и др. методы сужения области поиска и повышения его релевантности,
    3. какие функции использовались, например: «искать в найденном», «расширенный поиск», «исключение слов из запроса», поиск по конкретному сайту и т.п.,
    4. какие ответы формируют поисковые системы, общее количество ссылок, общая характеристика первой десятки (реклама, рефераты, словари и т.п.), можно результаты свести в таблицу,
    5. как отбирались релевантные ссылки: например, рассматривалась первая десятка ссылок, учитывались доменные имена, анализировалась цитата, соответствующая ссылке и т.п.
    6. для самого оптимального финального запроса у каждой поисковой машины подсчитать число полезных (целевых для врача) ссылок в первой десятке («двадцатке») ответа, рекомендуется, построить диаграмму.
  3. Представить (отдельно для каждой поисковой системы) найденные целевые ресурсы и дать характеристику сайтам, к которым они относятся (URL, названия, содержание, актуальность, публикатор и т.п.)
  4. Описать методы повышения результативности поиска. Оценить интерфейс, функционал, сервисы, эффективность в данном исследовании поисковых систем. Дать и аргументировано обосновать рекомендации по выбору поисковой системы врачу.

 

 

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 7.

Рецензия на сайты организаций управления здравоохранением (выбрать один)

  • Поиск (как искали в Интернете: поисковые машины, ключевые слова, критерии выбора рассматриваемого сайта).
  • Адрес сайта (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Соответствие представленной информации целям и задачам учреждения.
  • Последние обновления сайта (привести примеры), актуальность.
  • Наличие удобной поисковой системы сайта для подбора нормативных документов (протестировать, дать конкретный анализ) и т.п.
  • Полнота информации.
  • Наличие медицинских статистических данных.
  • Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт (спокойный дизайн, не отвлекающий от содержимого; простота; отсутствие избытка анимации, заставок; отсутствие «тяжелых» долго загружающихся флеш-страниц, обеспечивающее дополнительно хорошую индексацию в поисковых машинах и т.п.).
  • Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
  • Структура сайта (разделы, их содержание, количество и качество материалов, общедоступные форматы выгружаемых данных, например - pdf)
  • Прочее.
  • Резюме.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
 для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 8.

Сравнение не менее пяти сайтов
медицинских фирм/организаций

(например, 5 сайтов частных клиник; или 5 сайтов государственных клиник, или 5 сайтов фирм,  5 сайтов поставляющие медицинское оборудование/материалы, или 5 сайтов фирм, выпускающих их)

  1. Название фирмы/сайта, адрес сайта (URL), логотип.
  2. Направленность (население определенного региона, потенциальные и постоянные пациенты, врачи и т.д.)
  3. Насыщенность (количество текстовых описаний, иллюстраций, возможность подбора продукции по параметрам, внутреннего поиска, наличие контактной информации, информации о лицензиях, реквизиты, наличие рецензий (на издаваемые книги, на проводимые тренинги, программы и прочее) и т.д.)
  4. Структура сайта (разделы, количество и качество материалов в них).
  5. Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.
  6. Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)
  7. Посещаемость/популярность.
  8. Ваше личное мнение о сайтах: сильные и слабые стороны организации информации.
  9. Обосновать вывод о том, какой сайт наиболее соответствует своему назначению и вашей собственной концепции подобного сайта, сформированной в результате проведенного анализа.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении
  • 2. Базовые технологии преобразования информации.        
  • 3. Обработка и анализ медицинских данных.          
  • 4. Телекоммуникационные технологии. Медицинские ресурсы Internet. 

 

 

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.