Преподаватель: Пустовалов Дмитрий Анатольевич Кафедра: ЮНЕСКО - "здоровый образ жизни - залог успешного развития" л/ф Должность: Доцент, кандидат медицинских наук
Лекций: 0
Объем программы, часов: 50
Здоровый образ жизни СПО стоматология профилактическая
Преподаватель: Пустовалов Дмитрий Анатольевич Кафедра: ЮНЕСКО - "здоровый образ жизни - залог успешного развития" л/ф Должность: Доцент, кандидат медицинских наук
Лекций: 0
Объем программы, часов: 50
Дисциплина "Здоровый образ жизни" для студентов специальности "Стоматология профилактическая" факультета среднего профессионального образования
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА» ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России |
Факультет |
Факультет среднего профессионального образования |
Кафедра(ы) |
ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» |
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по учебной работе |
/И.В. Маев/ |
25 июня 2019 г. |
М. П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) |
||||||||||
Здоровый образ жизни |
||||||||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
||||||||||
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) |
||||||||||
31.02.06 Стоматология профилактическая |
||||||||||
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
||||||||||
Гигиенист стоматологический |
||||||||||
Квалификация выпускника |
||||||||||
Очная |
||||||||||
Форма обучения |
||||||||||
РАССМОТРЕНА |
||||||||||
Программа обсуждена на заседании кафедры |
ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» |
|||||||||
|
Наименование кафедры |
|||||||||
Протокол от |
28.05.2019 |
№ 6 |
||||||||
|
Дата протокола |
Номер протокола |
||||||||
Заведующий кафедрой |
|
/ К.Г. Гуревич |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
ПРИНЯТА |
||||||||||
Программа одобрена на заседании Ученого Совета факультета |
Среднего профессионального образования |
|||||||||
|
Наименование Ученого Совета факультета |
|||||||||
Протокол от |
11.06.2019 |
№ 9 |
||||||||
|
Дата протокола |
Номер протокола |
||||||||
Председатель Ученого совета факультета |
|
/ С.Д. Арутюнов |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
СОГЛАСОВАНО |
||||||||||
Начальник учебного-методического Управления |
|
/Н.В. Ярыгин |
||||||||
Директор фундаментальной библиотеки |
|
/Е.А. Ступакова |
||||||||
Председатель Учебно-методического совета |
|
/О.В. Зайратьянц |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
СОСТАВИТЕЛИ |
||||||||||
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор |
|
/ К.Г. Гуревич |
||||||||
Доцент, к.м.н. |
|
/ Д.А. Пустовалов |
||||||||
Должность, степень |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
Рецензент:
Заборовский Андрей Владимирович, к.м.н., зав. кафедрой фармакологии |
ФИО, ученая степень, звание, место работы |
Оглавление
1. Цели и задачи дисциплины (модуля) 3
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.. 5
5. Структура и содержание дисциплины (модуля) 5
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 8
6.1. Задания на самостоятельную работу. 8
6.1.1. Задания на самостоятельную работу по разделу 1. 8
6.1.2. Задания на самостоятельную работу по разделу 2. 9
6.1.3. Задания на самостоятельную работу по разделу 3. 9
6.1.4. Задания на самостоятельную работу по разделу 4. 9
6.1.5. Задания на самостоятельную работу по разделу 5. 10
6.1.6. Задания на самостоятельную работу по разделу 6. 10
6.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе. 10
6.3. Оценка самостоятельной работы обучающихся. 11
7.2. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации. 14
7.2.1. Оценивание обучающегося на тестировании. 14
7.2.2. Оценивание обучающегося на собеседовании. 15
7.2.3. Оценивание практической подготовки. 15
8. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля) 15
8.2. Дополнительная литература. 15
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 16
11.1. Программное обеспечение. 17
11.2. Информационные справочные системы. 17
12.2. Материально-технический фонд. 17
13. Иные сведения и (или) материалы.. 18
Дисциплина (модуль) |
|
|||
|
||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
||||
реализуется в |
вариативной |
части учебного плана по направлению подготовки (специальности) |
||
|
базовой/вариативной |
|
||
|
||||
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
||||
очная |
формы обучения. |
|||
очной/ очно-заочной |
|
|||
Цель: |
||||
|
||||
Задачи: |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций. Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной (модулем)
№ |
Код |
Содержание компетенции |
|
ОК 14 |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).
Таблица 2. Результаты обучения
№ |
Код компетенции |
Результаты обучения |
|
ОК 14 |
Знать - содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»; основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды; периоды жизнедеятельности человека; анатомо-физиологические и психологические особенности человека; основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития; универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; значение семьи в жизни человека; основные составляющие здорового образа жизни; биологическое значение витаминов, микроэлементов и биологически активных добавок к пище; личное значение физической культуры; принципы назначения лечебной физкультуры; основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними; основные принципы контрацепции, основные принципы реабилитации инвалидов; гигиенические мероприятия при работе с пациентами. Уметь - соблюдать правила личной гигиены; заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья; определять необходимость назначения лечебной физкультуры, индивидуальной контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Навыки - построения и необходимого применения программ профилактики в профессиональной деятельности. Приобрести опыт - проведения с прикрепленным населением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, а также осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья. |
Дисциплина (модуль) |
|
||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
изучается на |
2 |
курсе (ах) в |
4 |
семестре (ах) и базируется на знаниях и |
|
|
цифрой (ами) |
|
цифрой (ами) |
|
|
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины (модуля).
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)
№ |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Необходимый объём знаний, умений, владение |
|
Гигиена |
Знать - основные составляющие здорового образа жизни; биологическое значение витаминов, микроэлементов и биологически активных добавок к пище; личное значение физической культуры; принципы назначения лечебной физкультуры; основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними; основные принципы контрацепции, основные принципы реабилитации инвалидов; гигиенические мероприятия при работе с пациентами; факторы риска возникновения заболеваний; составляющие здорового образа жизни Уметь - соблюдать правила личной гигиены; заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья; определять необходимость назначения лечебной физкультуры, индивидуальной контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем; формировать у населения навыки здорового образа жизни, устранять факторы риска, связанные с образом жизни. Навыки - навыками оздоровительного характера, обучению населения здоровьесберегающему поведению, гигиеническим мероприятиям Приобрести опыт - осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, обучения населения, основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
|
|
Рациональное питание |
Знать - содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»; основные факторы риска развития болезней в разные возрастные Знать: периоды жизнедеятельности человека; анатомо-физиологические и психологические особенности человека; основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития; универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; значение семьи в жизни человека; основные составляющие здорового образа жизни; Уметь - соблюдать правила личной гигиены; заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья; определять необходимость назначения лечебной физкультуры, индивидуальной контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем; формировать у населения навыки здорового образа жизни, устранять факторы риска, связанные с образом жизни. Навыки - навыками оздоровительного характера, обучению населения здоровьесберегающему поведению, гигиеническим мероприятиям Приобрести опыт - осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, обучения населения, основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек. |
Изучение дисциплины (модуля)
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей), практик: |
|
Наименование дисциплин (модулей), практик, последующего изучения |
В основе преподавания дисциплины (модуля) лежат следующие виды профессиональной деятельности: |
|
Наименование видов профессиональной деятельности |
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
||||
|
||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
||||
составляет |
50 |
акад. часов |
|
|
Таблица 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
|
||||||||
акад. час. |
по семестрам (акад.час.) |
|||||||||
4 |
|
|
|
|||||||
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
50 |
50 |
|
|
|
|||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
33 |
33 |
|
|
|
|||||
|
|
33 |
33 |
|
|
|
||||
|
|
|
11 |
11 |
|
|
|
|||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
0 |
0 |
|
|
|
||
|
|
|
22 |
22 |
|
|
|
|||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
0 |
0 |
|
|
|
||
|
|
0 |
0 |
|
|
|
||||
Самостоятельная работа |
17 |
17 |
|
|
|
|||||
Промежуточная аттестация: |
Зачет |
0 |
0 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.
Таблица 5. Структура дисциплины (модуля) в академических часах
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Семестр (1-12) |
Общая трудоемкость |
из них: |
|||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
Самостоятельная работа |
||||||||||
Аудиторная работа |
В/а[1] работа |
||||||||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ[2] |
Практикум |
ЛР[3] |
Коллоквиум |
|
|||||
|
Введение. Государственная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний |
4 |
9 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
Общие принципы построения профилактических программ |
4 |
8 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
Основные факторы риска |
4 |
9 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний |
4 |
9 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
Профилактика инфекционных заболеваний |
4 |
9 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
Особенности профилактики в отдельные возрастные периоды |
4 |
6 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
Итого: |
|
50 |
11 |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
При изучении дисциплины (модуля) предусматривается применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.
Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам, включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 6. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Тема лекции и ее содержание |
|
Государственная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний |
Лекция 1. Развитие представлений о здоровом образе жизни. Определение основных понятий. Лекция 2. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики. Стратегия предупреждения хронических неинфекционных заболеваний. |
|
Принципы построения профилактических программ |
Лекция 1. Факторы риска. Качество жизни. Общие принципы организации профилактических программ. Организация профилактических программ в учебных заведениях. Лекция 2. Организация профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. Организация профилактических программ на рабочем месте. Санитарно-гигиеническое просвещение. Диспансеризация. |
|
Факторы риска |
Лекция 1 Экологические факторы риска. Некоторые международные документы об охране окружающей среды. Лекция 2 Личная гигиена как одна из составляющих здорового образа жизни. Эпидермальный барьер и микрофлора кожи. |
|
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний |
Лекция 1 Профилактика изменений веса. Профилактика ожирения. Факторы риска ожирения. Лекция 2 Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактика артериальной гипертонии. Профилактика ишемической болезни сердца.
|
5. |
Профилактика инфекционных заболеваний |
Лекция 1 Международные медико-санитарные правила. Основы иммунопрофилактики. Лекция 2 Профилактика сезонных эпидемий гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций. Профилактика кишечных инфекций. |
6. |
Особенности профилактики в отдельные возрастные периоды |
Лекция 1 Планирование семьи. Профилактические мероприятия у детей. Профилактические мероприятия для подростков. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста. Профилактические мероприятия для лиц пожилого и старческого возраста.
|
Таблица 7. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам |
|
Государственная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний |
Тема 1. Развитие представлений о здоровом образе жизни. Определение основных понятий. Тема 2.Основные программные документы организаций, работающих в области охраны здоровья. Основы государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья Тема 3. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики. Тема 4. Межсекторальное сотрудничество в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Стратегия предупреждения хронических неинфекционных заболеваний. |
|
Принципы построения профилактических программ |
Тема 1. Факторы риска. Качество жизни. Общие принципы организации профилактических программ. Организация профилактических программ в учебных заведениях. Тема 2 Организация профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. Организация профилактических программ на рабочем месте. Санитарно-гигиеническое просвещение. Диспансеризация. Тема 3 Психологические аспекты построения профилактических программ. Этические аспекты построения профилактических программ. Тема 4. Профилактика с точки зрения доказательной медицины. Оценка качества профилактических программ. |
|
Факторы риска |
Тема 1 Экологические факторы риска. Некоторые международные документы об охране окружающей среды. Тема 2 Личная гигиена как одна из составляющих здорового образа жизни. Тема 3 Физическая активность и здоровый образ жизни. Тема 4. Рациональное питание. Зависимость (аддикции). |
|
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний |
Тема 1 Профилактика изменений веса. Профилактика сахарного диабета 2-го типа. Тема 2 Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Тема 3 Профилактика хронических бронхолегочных заболеваний. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Тема 4 Профилактика онкологических заболеваний. Профилактика заболеваний глаз. |
|
Профилактика инфекционных заболеваний |
Тема 1 Международные медико-санитарные правила. Основы иммунопрофилактики. Тема 2 Профилактика сезонных эпидемий гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций. Профилактика кишечных инфекций. Тема 3 Профилактика инфекций, передающихся половым путем. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа. Тема 4 Профилактика туберкулеза. Профилактика кори. Профилактика краснухи. Профилактика вирусных гепатитов. Профилактика кишечных гельминтозов. |
|
Особенности профилактики в отдельные возрастные периоды |
Тема 1 Планирование семьи. Профилактические мероприятия у детей. Тема 2 Профилактические мероприятия для подростков. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста. Профилактические мероприятия для лиц пожилого и старческого возраста |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 8. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
|
Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, с предоставлением студенту права выбора темы. |
|
Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов. |
|
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике. |
|
Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики санпросветработы, слайдового сопровождения докладов. |
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Цель задания: |
Изучение государственной политики в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Развитие представлений о здоровом образе жизни. Определение основных понятий. Основные программные документы организаций, работающих в области охраны здоровья. Основы государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики. Межсекторальное сотрудничество в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Стратегия предупреждения хронических неинфекционных заболеваний. |
Содержание работы обучающегося: |
Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций |
Код формируемой компетенции |
ОК-14 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение общих принципов построения профилактических программ Факторы риска. Качество жизни. Общие принципы организации профилактических программ. Организация профилактических программ в учебных заведениях. Организация профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. Организация профилактических программ на рабочем месте. Санитарно-гигиеническое просвещение. Диспансеризация. Психологические аспекты построения профилактических программ. Этические аспекты построения профилактических программ. Профилактика с точки зрения доказательной медицины. Оценка качества профилактических программ. |
Содержание работы обучающегося: |
Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций |
Код формируемой компетенции |
ОК-14 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение основных факторы риска |
Содержание работы обучающегося: |
Факторы риска. Качество жизни. Общие принципы организации профилактических программ. Организация профилактических программ в учебных заведениях. Организация профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. Организация профилактических программ на рабочем месте. Санитарно-гигиеническое просвещение. Диспансеризация. Психологические аспекты построения профилактических программ. Этические аспекты построения профилактических программ. Профилактика с точки зрения доказательной медицины. Оценка качества профилактических программ. |
Код формируемой компетенции |
Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций |
Задания для самостоятельной работы: |
ОК-14 |
Форма контроля |
Контрольные задания |
Источники: |
Собеседование по контрольным заданиям |
Цель задания: |
Изучение профилактики хронических неинфекционных заболеваний |
Содержание работы обучающегося: |
Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций |
Код формируемой компетенции |
ОК-14 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение профилактики инфекционных заболеваний |
Содержание работы обучающегося: |
Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций |
Код формируемой компетенции |
ОК-14 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
|
Изучение особенностей профилактики в отдельные возрастные периоды |
||
Содержание работы обучающегося: |
Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций |
||
Код формируемой компетенции |
ОК-14 |
||
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
||
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
||
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля). Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 9. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п |
Наименование |
|
Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: Учебное пособие /под ред.: Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Практика, 2015. – 416 с. |
|
Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья /К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант.- М.: ООО «Профессионал», 2010.- 240 с. |
|
Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Т.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации: Учебное пособие.- М.: издательство «АлМи», 2010.- 240 с. |
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.
Таблица 10. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля |
Оценка |
Критерии оценки |
Собеседование по контрольным заданиям |
Зачтено |
Обучающийся показывает знание основного материала из задач дисциплины или из табл.2 конкретизировать знания в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне. |
|
Не зачтено |
Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой |
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля).
Таблица 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценочные средства |
Количество |
Ситуационные задачи |
15 |
Контрольные задания |
30 |
Тестовые задания |
100 |
Задача 1
Мужчина 50 лет на протяжении длительного времени употреблял сильно пересоленную пищу. Имеет вес 97 кг и рост 180 см. Рассчитать и оценить ИМТ. Риск каких заболеваний у него может быть повышен? Полезно ли употреблять избыточные количества соли? Почему?
Ответ:
ИМТ=97/1,82=29,9. Данный ИМТ относится к избытку массы тела (предожирение). У данного индивидуума повышен риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний в общем (связанно с увеличенным ИМТ (предожирением)), из которых наиболее вероятно развитие гипертонической болезни (связанно с избыточным потреблением натрия). Избыточное употребление соли приводит к задержке жидкости, что может привести к повышению артериального давления, а сокращение потребления соли приводит к снижению артериального давления на 20-30%. Также потребление продуктов питания, содержащих большое количество соли, может увеличить риск развития заболеваний почек, печени и сердца.
Задача 2
Школьник, 14 лет. Вес 100 кг, рост 150 см. Ежедневно родители довозят его на машине от дома до калитки школы и также забирают из школы. Какие могут быть проблемы со здоровьем у школьника? Можно ли ожидать, что у него будет хорошая успеваемость? Почему? Какие рекомендации можно дать школьнику и его родителям? Каковы последствия гиподинамии для здоровья?
Ответ:
У данного школьника мы можем диагностировать ожирение 3 степени (ИМТ=44.4) в результате выраженной гиподинамии. У школьника повышен риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, аритмии), опорно-двигательного аппарата (артроз), а также эндокринных заболеваний (сахарный диабет 2 типа). Также известно, что гиподинамия часто проявляется снижением общей успеваемости у школьников, поэтому мы можем ожидать успеваемость ниже средней у данного школьника. Данному школьнику необходимо, в первую очередь дать рекомендации, касающиеся изменений физической активности. По рекомендациям ВОЗ минимальный уровень физической активности (в пересчете на ходьбу): 30 минут в сутки для взрослых и 1 час для детей. Также данному школьнику необходимо лечение ожирения с помощью диетического питания и пременения специальной терапии.
Задача 3
Школьник 16 лет. Курит с 14 лет, стал курить за компанию с одноклассниками. За последние два года ухудшились показатели успеваемости – из твердых хорошистов стал троечником. Стал часто болеть респираторными заболеваниями. С чем могут быть связаны данные изменения? Какие можно дать рекомендации?
Ответ:
У данного школьника мы можем наблюдать отрицательное воздействие курения табака на организм. У школьника повышен риск возникновения респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний (бронхиты, пневмонии, ОРВИ, ОРЗ, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, аритмии). Также известно, что курение табака часто проявляется снижением общей успеваемости у школьников, что объясняет снижение успеваемости у данного школьника. Данному школьнику необходимо, в первую очередь, необходимо бросить курить и придерживаться основных составляющих здорового образа жизни (поддерживать оптимальный уровень физической активности, соблюдать принципы рационального питания и режим труда и отдыха.
Задание 1
Профилактика: определение. Виды профилактики. Почему профилактика является приоритетной задачей современного здравоохранения?
Ответ:
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определяет профилактику как «комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания».
Медицинская профилактика (профилактика заболеваний) - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Различают следующие виды профилактики:
Некоторые авторы выделяют четвертичную профилактику, подразумевая под ней медико-социальную реабилитацию и исключение социальной изоляции пациента.
По целевым группам, для которых проводится профилактическая программа, различают популяционную, групповую и индивидуальную профилактику:
Как правило, популяционная профилактика не ограничивается медицинскими мероприятиями. Это — коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Первичная профилактика реализуется в виде популяционных, групповых и индивидуальных программ. Вторичная профилактика может быть реализована на групповом и индивидуальном уровнях. Третичная профилактика может быть только индивидуальной (рис. 1).
ВОЗ призывает делать акцент на программах первичной и вторичной профилактики, проводимых на популяционном и групповом уровнях. По мнению экспертов, при подобной организации профилактики возрастает эффективность расходования средств.
Задание 2
Какие основные международные организации работаю в области охраны здоровья? Каковы их цели и задачи?
Ответ:
Целый ряд международных организаций занимается вопросами охраны здоровья. По своей организационной структуре они могут быть:
Цели и задачи этих организаций различны. Однако, среди них основной, безусловно, является Всемирная организация здравоохранения.
Задание 3
Перечислите основные направления деятельности ВОЗ.
Ответ:
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является ключевой международной организацией, работающей в области охраны здоровья. Она занимается вопросами статистики в области здоровья, обобщением мировых научных исследований в данной сфере, сотрудничеством по охране здоровья, выработкой рекомендаций и программных документов и т.д.
В России постоянно действует представительство ВОЗ, офис которого расположен в Москве.
Благодаря усилиям ВОЗ, была проведена кампания по ликвидации оспы (последний случай – 1981 г.). Кампания по борьбе с малярией снизила заболеваемость в 2 раза. Организована программа иммунизации против шести наиболее значимых инфекционных заболеваний.
ВОЗ участвует в формировании служб первичной медико-санитарной помощи, медицинских школ, учебных курсов. Эта организация отмечает основные приоритеты развития здравоохранения. В настоящее время к ним относятся:
При анализе статистической информации, ВОЗ отмечает страновую неравномерность распределения заболеваемости и смертности. Структура заболеваемости и смертности отличается по странам и регионам мира.
Промежуточная аттестация проводится посредством тестирования и собеседования по контрольным заданиям и ситуационным задачам.
Обучающимся предоставляются |
4 |
вариантов тестов по |
25 |
тестовых заданий в каждом. |
Таблица 12. Оценивание на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
15-25 |
Не зачтено |
Менее 15 |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Ситуационные задачи, Контрольные задания |
Таблица 13. Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
Обучающийся показывает знание основного материала в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне |
Не зачтено |
Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой |
Критерии оценки в соответствии с содержанием дисциплины (модуля) и практического умения выставляются с учетом:
|
Таблица14. Оценивание практического умения
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
Умеет провести анализ сложившейся ситуации, восприятию информации, постановке цели и задач в выборе путей ее решения, показывает приемы экстренной медицинской помощи при ЧС, применяет медицинские изделия |
Не зачтено |
Не ориентируется в сложившейся ситуации, не может показать приемы оказания экстренной медицинской помощи, применить медицинские изделия |
Таблица 15 . Список основной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: Учебное пособие /под ред.: Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Практика, 2015. – 416 с. |
Таблица 16. Список дополнительной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья /К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант.- М.: ООО «Профессионал», 2010.- 240 с. |
|
Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Т.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации: Учебное пособие.- М.: издательство «АлМи», 2010.- 240 с. |
Таблица17. Ресурсы сети Интернет
№ п/п |
Наименование ресурса |
Адрес сайта |
Режим доступа |
|
Дистанционная самоподготовка на основе курсов по разделам дисциплины в системе СДО Разработана с использованием СДО «Moodle» |
http://кафедраюнеско.рф |
круглосуточно |
|
Официальный сайт МГМСУ им. А.И. Евдокимова, страница кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» |
http://www.msmsu.ru/subfaculty/single/108 |
круглосуточно |
При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания. Преподаватель объясняет ход выполнения заданий самостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина (модуль) является практикоориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).
Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 18. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий |
Организация деятельности обучающегося |
Лекция |
Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксирование основных положений, выводов, формулировок. Обозначение вопросов, терминов, материала, который вызывает трудности. |
Практические занятия, семинар |
Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным заданиям, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение ситуационных задач. |
Реферат/доклад |
Поиск литературы, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. |
Самостоятельная работа |
Работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; подготовка рефератов, докладов |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе: |
|
|
|
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения: |
|
|
При реализации образовательной программы для изучения дисциплины (модуля) |
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова: аудиторный фонд, материально-технический фонд, библиотечный фонд. |
Аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий включает специальные помещения:
|
|
|
|
Назначение помещений |
Аудиторный фонд также включает специальные помещения:
|
|
Назначение помещений |
Таблица19. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий
№ п/п |
Местонахождения аудиторного фонда |
|
г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1 |
|
г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 431 |
|
г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 436 |
|
г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 402 |
|
г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 404 |
|
г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, алюминиевый зал |
|
г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4, малый зал |
Специальные помещения укомплектованы:
специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. аудитории оснащены столами, стульями, досками, техническим оборудованием.
|
Материально-техническое обеспечение |
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются:
наборы демонстрационного оборудования соответствующие тематике дисциплины (модуля) наборы учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации |
Материально-техническое обеспечение |
Лаборатории оснащены лабораторным оборудованием:
|
Материально-техническое обеспечение |
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены:
компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. |
Материально-техническое обеспечение |
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению включают в себя следующее.
Таблица20. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины (модуля).
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Оборудование |
|
Введение. Государственная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний |
Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000 |
|
Общие принципы построения профилактических программ |
Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000 |
|
Основные факторы риска |
Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000 |
4. |
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний |
Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000 |
5. |
Профилактика инфекционных заболеваний |
Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000 |
6. |
Особенности профилактики в отдельные возрастные периоды |
Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000 |
Дисциплина (модуль) обеспечена печатными изданиями фундаментальной библиотеки, электронными изданиями электронно-библиотечной системы и учебно-методической литературой кафедры.
Таблица 21. Комплектность библиотечного фонда
№ п/п |
Состав библиотечного фонда |
|
Основная и дополнительная литература в библиотеке |
|
Интернет |
|
Плакаты и стенды кафедры |
|
Периодические журналы, выписываемыми кафедрой: «Профилактическая медицина» и др. |
Не предусмотрено.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.