Неврология (37.05.01. Клиническая психология)

Преподаватель: Соболев Дмитрий Валерьевич
Кафедра: нервных болезней л/ф
Должность: Старший лаборант

Лекций: 8

Объем программы, часов: 72

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Описание неврологии

Неврология — (греч. neuron нерв + logos учение), наука о нервной системе человека в норме и патологии. Это раздел клинической медицины, изучающий все заболевания и здоровое функционирование периферической и центральной нервной системы человека.

Клиническая неврология (невропатология) изучает этиологию и патогенез клинического проявления болезней нервной системы, разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.

Теоретическую основу неврологии составляют разделы медико-биологических наук, предметом исследования которых является нервная система:

  • нейроанатомия - изучает строение нервной системы, архитектонику коры большого мозга, проводящие пути;
  • нейрогистология - изучает строение нервной ткани;
  • нейрофизиология - исследует механизмы деятельности нервной системы и принципы переработки в ней информации;
  • нейрохимия - занимается биохимией нервной системы;
  • нейрокибернетика - раздел биологической кибернетики, изучающий принципы организации и функционирования нейронов и нервных сетей, механизмы осуществления актов поведения, анализаторные механизмы и др.;
  • нейрофармакология - раздел фармакологии и неврологии изучает влияние лекарственных средств на нервную систему.

Неврология находится на стыке всех медицинских разделов, тесно связана с другими областями клинической медицины — психиатрией, педиатрией, инфекционными болезнями, гериатрией, онкологией, рентгенологией.

Неврология имеет тесные связи с клинической психологией особенно с разделом нейропсихологии, с дефектологией, социальной и возрастной психологией.

Предметом изучения неврологии являются

  • Строение, изменение, болезни нервной ткани.
  • Неврологические симптомы и синдромы Исследование причин заболевания (этиология).
  • Механизмы развития болезней (патогенез).
  • Исследование симптомов и синдромов поражения центральной и периферической нервной системы (семиотика).
  • Изучение распространенности заболеваний (эпидемиология).
  • Разработка методов диагностики, профилактики и лечения болезней (терапия).

Диагностика заболевания опирается на методы исследования, посредством которых ставиться первичный (предварительный) диагноз, и по мере накопления результатов исследования и наблюдения за динамикой заболевания, клинический и окончательный диагноз.

Методы исследования

В неврологии применяют методы исследования, принятые в соответствующих медико-биологических науках (анатомии, гистологии, биохимии, физиологии и др.).

Специфическим методом диагностики в неврологии является неврологическое обследование, включающее исследование чувствительности, двигательной сферы, рефлексов и т.д.

Ведущие дополнительные методы исследования —

  • ангиография,
  • реография,
  • эхо-энцефалография,
  • электромиография,
  • электроэнцефалография,
  • компьютерная томография.

Неврология делится условно на общую и частную.

  • В общей части рассматриваются закономерности строения и функции нервной системы, основы синдромологии и топической диагностики,
  • в частной неврологии - отдельные формы заболеваний нервной системы.

Занятия проходят как в очной, так и в дистанционной форме онлайн при помощи программ Skype, ZOOM, Googlemeet.

Оценка успеваемости студентов включает в себя входящее тестирование, устные ответы, выполнение эссе и докладов, семестр завершается итоговым тестированием.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель:

  • Ознакомиться с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической неврологии, организацией неврологической помощи в России; научиться определять синдром и локализацию поражения мозга у взрослых основываясь на современных подходах к диагностике нарушений психической деятельности субъекта при наиболее часто встречающихся заболеваниях нервной системы

Задачи:

  • Изучить историю и современным состоянием проблемы локализации психических функций в мозге, закономерности развития структурно-функциональной организации мозга на разных этапах онтогенеза
  • Овладеть основами нейропсихологического синдромного анализа нарушений высших психических функций с целью определения синдрома и локализации поражения мозга у взрослых и детей
  • Умение составлять программы диагностического обследования с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих структуру нарушения высших психических функций
  • Овладеть теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при наиболее распространённых неврологических заболеваниях
  • Формирование навыков работы по изучению научной литературы и официальных статистических обзоров, обзоров по актуальным и современным научным вопросам в области неврологии.

 

Таблица 7. Тематический план занятий лекционного типа

№ п/п

Раздел дисциплины

Тема лекции и ее содержание

  1.  

Предмет и задачи неврологии.

Проблема развития нервной системы в онтогенезе.

Лекция 1.  Предмет и задачи неврологии. Проблема развития нервной системы в онтогенезе.

Неврология как раздел медицины, изучающий организацию функций нервной системы в норме и при патологии, причины неврологических заболеваний, их клинику, диагностику и виды лечения. Концепция детерминации психического развития аномального ребенка по Л.С. Выготскому (цикличность психического развития; неравномерность психического развития; развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; пластичность нервной системы; соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития).

  1.  

Неврология и психология. Локализация психических функций в коре головного мозга.

Лекция 2. Неврология и психология. Локализация психических функций в коре головного мозга.

Мозг как орган психической деятельности человека. Представления о психических функциях человека как сложной многоуровневой системе. Понятие о локализации функций в головном мозге. История представлений о локализации психический функций: узкий локализационизм, антилокализационизм. Открытия ученых XIX и начала XX века (Ф. Галль, П.-Ж.. Флуранс, М. Дакс, П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон, Г. Хэд). Психоморфологизм. Роль отечественных ученых в развитии учения о мозговой локализации психических функций (А.А. Ухтомский, И.Н. Филимонов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, П.К. Анохин, А.Р. Лурия). Теория системной и динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (принцип созревания мозга «снизу вверх», принцип иерархии и гетерохронности локализации высших психических функций, принцип постепенной латерализации, принцип системной локализации).

  1.  

Основные неврологические симптомы и синдромы.

Лекция 3. Основные неврологические симптомы и синдромы.

Пирамидная и экстрапирамидная системы. Синдромы поражения, топическая диагностика и клинические проявления. Центральный и периферический паралич. Поверхностная и глубокая чувствительность: синдромы поражения, типы нарушений. Спинной мозг: строение, симптомы поражения. Зрительный путь: симптомы поражения. Черепные нервы: функции, основные симптомы и возможные причины поражения. Альтернирующие синдромы. Мозжечок: симптомы поражения. Вегетативная нервная система: строение и функции, синдромы поражения центрального и периферического отделов.

  1.  

Сосудистые заболевания головного мозга.

Заболевания спинного мозга и периферической нервной системы.

Лекция 4. Сосудистые заболевания головного мозга.

Заболевания, связанные с нарушением мозгового кровообращения: частота встречаемости. Классификация сосудистых заболеваний головного мозга: субарахноидальное кровоизлияние, внутримозговое кровоизлияние, другие нетравматические внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, закупорка и стеноз прецеребральных артерий, не приводящие к инфаркту мозга,  закупорка и стеноз церебральных артерий, не приводящие к инфаркту мозга, другие цереброваскулярные болезни. Клиника, диагностика, методы лечения. (консервативное, хирургическое), прогноз. Последствия цереброваскулярных болезней. Роль психолога в диагностическом процессе, в медицинской и социальной реабилитации больных.

 

  1.  

Менингиты и энцефалиты.

Эпилепсия.

Лекция 5. Эпилепсия.

Этиология и патогенез эпилепсии. Генерализованные и парциальные припадки, классификация. Особенности детской эпилепсии. Эквиваленты припадков. Методы диагностики эпилепсии. Современные принципы лечения эпилепсии. Эпилептоидный тип личности. Роль психолога в лечении и реабилитации больных.

  1.  

Черепно-мозговая травма. Опухоли головного мозга.

Лекция 6. Черепно-мозговая травма.

Классификация видов черепно-мозговой травмы: клиника сотрясения головного мозга, ушиба и сдавления. Степени нарушения сознания: оглушение, сопор, кома. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы, их лечение. Особенности военной травмы. Процесс медицинской и социальной реабилитации травматических больных: роль психолога.

  1.  

Нарушение высших психических функций. Афазии. Апраксии. Агнозии. Неврологические и нейропсихологические аспекты.

Лекция 7. Нарушение высших психических функций. Афазии. Апраксии. Агнозии.

Межполушарная асимметрия психических процессов. Понятие афазии. Основные причины афазий. Классификация афазий. Роль нейропсихологического исследования. Лечение больных с афазиями в зависимости от этиологии и локализации поражения. Медицинская и социальная реабилитация. Понятие апраксии. Основные причины апраксий. Классификация в зависимости от локализации поражения.

Понятие агнозии. Основные виды агнозий.

  1.  

Неврологические аспекты деменции.

Лекция 8. Неврологические аспекты деменции.

Понятие деменции. Причины деменций. Болезнь Альцгеймера. Основные клинические проявления. Прогрессирующие нарушения памяти и других психических функций. Социальные последствия заболевания. Патогенез психических нарушений.  Принципы лечения. Диагностика нарушений высших психических функций на разных этапах заболевания, оценка эффективности медикаментозного лечения, психотерапия и психокоррекция: роль психолога. Сосудистая деменция. Клиника. Диагностика. Принципы терапии. Роль психотерапии и психокоррекции. Болезнь Пика. Патоморфология. Клинические проявления. Возможности лечения. Квалификация психических дефектов и их коррекция на начальных стадиях заболевания: роль психолога.

  1.  

Головная боль и соматоформная вегетативная дисфункция: неврологические и клинико-психологические аспекты.

Лекция 9.  Головная боль и соматоформная вегетативная дисфункция: неврологические и клинико-психологические аспекты.

Мигрень. Этиология. Клинические проявления мигрени.  Осложнения мигрени: мигренозный статус и мозговой инфаркт. Проблема лечения мигрени. Пучковая головная боль. Головная боль напряжения. Хроническая ежедневная головная боль. Другие виды головной боли. Соматоформная вегетативная дисфункция: клинические варианты, симптомы, диагностика, методы лечения. Панические атаки. Клиника, аспекты терапии. Психологические аспекты головной боли и соматоформной вегетативной дисфункции. Возможности психотерапии.

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.