Преподаватель: Соболев Дмитрий Валерьевич Кафедра: нервных болезней л/ф Должность: Старший лаборант
Лекций: 8
Объем программы, часов: 72
Неврология (37.05.01. Клиническая психология)
Преподаватель: Соболев Дмитрий Валерьевич Кафедра: нервных болезней л/ф Должность: Старший лаборант
Лекций: 8
Объем программы, часов: 72
Описание неврологии
Неврология — (греч. neuron нерв + logos учение), наука о нервной системе человека в норме и патологии. Это раздел клинической медицины, изучающий все заболевания и здоровое функционирование периферической и центральной нервной системы человека.
Клиническая неврология (невропатология) изучает этиологию и патогенез клинического проявления болезней нервной системы, разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.
Теоретическую основу неврологии составляют разделы медико-биологических наук, предметом исследования которых является нервная система:
Неврология находится на стыке всех медицинских разделов, тесно связана с другими областями клинической медицины — психиатрией, педиатрией, инфекционными болезнями, гериатрией, онкологией, рентгенологией.
Неврология имеет тесные связи с клинической психологией особенно с разделом нейропсихологии, с дефектологией, социальной и возрастной психологией.
Предметом изучения неврологии являются
Диагностика заболевания опирается на методы исследования, посредством которых ставиться первичный (предварительный) диагноз, и по мере накопления результатов исследования и наблюдения за динамикой заболевания, клинический и окончательный диагноз.
Методы исследования
В неврологии применяют методы исследования, принятые в соответствующих медико-биологических науках (анатомии, гистологии, биохимии, физиологии и др.).
Специфическим методом диагностики в неврологии является неврологическое обследование, включающее исследование чувствительности, двигательной сферы, рефлексов и т.д.
Ведущие дополнительные методы исследования —
Неврология делится условно на общую и частную.
Занятия проходят как в очной, так и в дистанционной форме онлайн при помощи программ Skype, ZOOM, Googlemeet.
Оценка успеваемости студентов включает в себя входящее тестирование, устные ответы, выполнение эссе и докладов, семестр завершается итоговым тестированием.
Цель: |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Задачи: |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Таблица 7. Тематический план занятий лекционного типа
|
|
Менингиты и энцефалиты. Эпилепсия. |
Лекция 5. Эпилепсия. Этиология и патогенез эпилепсии. Генерализованные и парциальные припадки, классификация. Особенности детской эпилепсии. Эквиваленты припадков. Методы диагностики эпилепсии. Современные принципы лечения эпилепсии. Эпилептоидный тип личности. Роль психолога в лечении и реабилитации больных. |
|
Черепно-мозговая травма. Опухоли головного мозга. |
Лекция 6. Черепно-мозговая травма. Классификация видов черепно-мозговой травмы: клиника сотрясения головного мозга, ушиба и сдавления. Степени нарушения сознания: оглушение, сопор, кома. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы, их лечение. Особенности военной травмы. Процесс медицинской и социальной реабилитации травматических больных: роль психолога. |
|
Нарушение высших психических функций. Афазии. Апраксии. Агнозии. Неврологические и нейропсихологические аспекты. |
Лекция 7. Нарушение высших психических функций. Афазии. Апраксии. Агнозии. Межполушарная асимметрия психических процессов. Понятие афазии. Основные причины афазий. Классификация афазий. Роль нейропсихологического исследования. Лечение больных с афазиями в зависимости от этиологии и локализации поражения. Медицинская и социальная реабилитация. Понятие апраксии. Основные причины апраксий. Классификация в зависимости от локализации поражения. Понятие агнозии. Основные виды агнозий. |
|
Неврологические аспекты деменции. |
Лекция 8. Неврологические аспекты деменции. Понятие деменции. Причины деменций. Болезнь Альцгеймера. Основные клинические проявления. Прогрессирующие нарушения памяти и других психических функций. Социальные последствия заболевания. Патогенез психических нарушений. Принципы лечения. Диагностика нарушений высших психических функций на разных этапах заболевания, оценка эффективности медикаментозного лечения, психотерапия и психокоррекция: роль психолога. Сосудистая деменция. Клиника. Диагностика. Принципы терапии. Роль психотерапии и психокоррекции. Болезнь Пика. Патоморфология. Клинические проявления. Возможности лечения. Квалификация психических дефектов и их коррекция на начальных стадиях заболевания: роль психолога. |
|
Головная боль и соматоформная вегетативная дисфункция: неврологические и клинико-психологические аспекты. |
Лекция 9. Головная боль и соматоформная вегетативная дисфункция: неврологические и клинико-психологические аспекты. Мигрень. Этиология. Клинические проявления мигрени. Осложнения мигрени: мигренозный статус и мозговой инфаркт. Проблема лечения мигрени. Пучковая головная боль. Головная боль напряжения. Хроническая ежедневная головная боль. Другие виды головной боли. Соматоформная вегетативная дисфункция: клинические варианты, симптомы, диагностика, методы лечения. Панические атаки. Клиника, аспекты терапии. Психологические аспекты головной боли и соматоформной вегетативной дисфункции. Возможности психотерапии. |
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.