Преподаватель: Боева Екатерина Александровна Кафедра: анестезиологии и реаниматологии л/ф Должность: Ассистент
Лекций: 3
Объем программы, часов: 72
Анестезиология-реаниматология
Преподаватель: Боева Екатерина Александровна Кафедра: анестезиологии и реаниматологии л/ф Должность: Ассистент
Лекций: 3
Объем программы, часов: 72
Анестезиология-реаниматология - наука о профилактике и коррекции общепатологических неспецифических реакций организма, вызываемых болезнями и повреждающими факторами внешней среды, наука о поддержании и управлении жизненно важными функциями организма в критических состояниях, в том числе и во время оперативных вмешательств, наука об общих закономерностях угасания жизненных функций при умирании и их восстановления после оживления.
( Неговский В.А., Мороз В.В.)
Цель дисциплины анестезиологии-реаниматологии: сформировать у обучающихся представление о механизмах развития критических состояний, методах их диагностики и коррекции.
Задачи: обеспечить необходимый объем теоретических знаний о механизмах развития критических состояний. Расширить представление о диагностике и современных методах интенсивного лечения больных в критических состояниях. Научить проведению полного комплекса реанимационных мероприятий при остановке кровообращения.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА» ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России |
Факультет |
Лечебный |
Кафедра(ы) |
Анестезиология - реаниматология |
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по учебной работе |
/ И.В. Маев / |
25 июня 2019 г. |
М. П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) |
Анестезиология - реаниматология |
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) |
31.05.01. Лечебное дело |
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
Врач - лечебник |
Квалификация выпускника |
Очная |
Форма обучения |
РАССМОТРЕНА |
||||||||||
Программа обсуждена на заседании кафедры |
Анестезиологии - реаниматологии |
|||||||||
|
Наименование кафедры |
|||||||||
Протокол от |
14.05.2019 г. |
№ 10 |
||||||||
|
Дата протокола |
Номер протокола |
||||||||
Заведующий кафедрой, профессор |
|
В.В. Мороз |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
ПРИНЯТА |
||||||||||
Программа одобрена на заседании Ученого Совета факультета |
Лечебного |
|||||||||
|
Наименование Ученого Совета факультета |
|||||||||
Протокол от |
11.06.2019 г. |
№ 10 |
||||||||
|
Дата протокола |
Номер протокола |
||||||||
Председатель Ученого совета факультета |
|
/ Р.И. Стрюк |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
СОГЛАСОВАНО |
||||||||||
Начальник учебно-методического Управления |
|
/ Н.В. Ярыгин |
||||||||
Директор фундаментальной библиотеки |
|
/Е.А. Ступакова |
||||||||
Председатель Учебно-методического совета |
|
/О.В. Зайратьянц |
||||||||
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
СОСТАВИТЕЛИ |
||||||||||
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор |
|
/ В.В. Мороз |
||||||||
Доцент, к.м.н. |
|
/ Е.А. Тишков |
||||||||
Должность, степень |
Подпись |
Расшифровка подписи |
||||||||
Рецензент:
И.Ю.Яковенко - зав.кафедрой общей хирургии МГМСУ, д.м.н., профессор |
ФИО, ученая степень, звание, место работы |
Оглавление
1. Цели и задачи дисциплины (модуля) 3
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.. 5
5. Структура и содержание дисциплины (модуля) 5
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 8
6.1. Задания на самостоятельную работу. 8
6.1.1. Задания на самостоятельную работу по разделу 2. 8
6.1.2. Задания на самостоятельную работу по разделу 3. 9
6.1.3. Задания на самостоятельную работу по разделу 4. 9
6.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе. 9
6.3. Оценка самостоятельной работы обучающихся. 10
7.1. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации. 11
7.1.1. Оценивание обучающегося на тестировании. 11
7.1.2. Оценивание обучающегося на собеседовании. 11
7.1.3. Оценивание практической подготовки. 11
8. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля) 12
8.2. Дополнительная литература. 12
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 12
11.1. Программное обеспечение. 14
11.2. Информационные справочные системы. 14
12.2. Материально-технический фонд. 14
13. Иные сведения и (или) материалы.. 15
Дисциплина (модуль) |
|
|||
|
||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
||||
реализуется в |
базовой |
части учебного плана по направлению подготовки (специальности) |
||
|
базовой/вариативной |
|
||
|
||||
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
||||
очной |
формы обучения. |
|||
очной/ очно-заочной |
|
|||
Цель: |
||||
|
||||
Задачи: |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций. Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной (модулем)
№ |
Код |
Содержание компетенции |
|
ОК-4 |
Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
|
ОПК-8 |
Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач. |
|
ОПК-9 |
Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. |
|
ПК-11 |
Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. |
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).
Таблица 2. Результаты обучения
№ |
Код компетенции |
Результаты обучения |
|
ОК-4 |
Знать: - основы взаимоотношений и взаимодействия человека при критических ситуациях Уметь: - провести анализ сложившейся ситуации, восприятию информации, постановке цели и задач в выборе путей ее решения |
|
ОПК-8 |
Знать: фармакологические и клинические особенности основных медицинских препаратов применяемых в анестезиологии-реаниматологии Уметь: правильно применять лекарственные препараты при коррекции критических состояний и сердечно-легочной реанимации Навыки: применения лекарственных препаратов при коррекции критических состояний и сердечно-легочной реанимации Приобрести опыт: клинического применения основных лекарственных препаратов при коррекции критических состояний и сердечно-легочной реанимации |
|
ОПК-9 |
Знать: патогенез критических состояний Уметь: поставить диагноз на основании знаний патологии органов и систем организма и биохимических исследований Навыки: интерпретации биохимических анализов, функциональных исследований кровообращения и дыхания при критических состояниях различной этиологии Приобрести опыт: в выявлении посиндромных нарушений и выбора правильной интенсивной терапии |
|
ПК-11 |
Знать: механизмы развития критических состояний, а также современные методы диагностики и принципы интенсивного лечения критических состояний (острая кровопотеря, нарушения дыхания, шок, кома, остановка сердца) Уметь: выполнять основные лечебные мероприятия при нарушениях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, иммунной и мочеполовой систем. Выявлять жизнеугрожающие состояния (кровопотеря, шок, острая дыхательная недостаточность, кома, остановка сердца) и применять современные методы интенсивного лечения. Восстанавливать проходимость верхних дыхательных путей, пользоваться воздуховодоми мешком Амбу, проводить искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот» или «рот в нос», оксигенотерапию. Проводить электрическую дефибриляцию. Навыки: общеклинического обследования и методами сердечно-легочной реанимации Приобрести опыт: в выполнении комплекса догоспитальной базовой сердечно-легочной реанимации и основных принципов коррекции жизнеугрожающих состояний (кровопотеря, шок, острая дыхательная и сердечная недостаточность, различные виды ком) |
Дисциплина (модуль) |
|
||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
изучается на |
5 |
курсе (ах) в |
9 |
семестре (ах) и базируется на знаниях и |
|
|
цифрой (ами) |
|
цифрой (ами) |
|
|
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины (модуля).
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)
№ |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Необходимый объём знаний, умений, владение |
|
Патофизиология |
Знать: общепатологические процессы в организме. Этиологию, патогенез, принципы диагностики и лечения критических состояний. Уметь: проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики и лечения критических состояний. Навыки: диагностики гипоксии; основными диагностическими методами (лабораторными и функциональными) нарушений кровообращения, дыхания и почечной функции. Приобрести опыт: в выявлении посиндромных нарушений и выбора правильной интенсивной терапии. |
|
Анатомия |
Знать: топографию легких, сердца, сосудов большого и малого кругов кровообращения. Уметь: применять знания анатомии в профессиональной деятельности врача. Навыки: пункции периферических сосудов; введением воздуховода, измерения ЦВД. Приобрести опыт: в применении знаний анатомии в практической деятельности в лечении критических состояний. |
|
Клиническая фармакология |
Знать: современные лекарственные препараты при лечении критических состояний Уметь: правильно применять основные лекарственные препараты при лечении критических состояний и купировать возможные осложнения при их введении Навыки: болюсным и постоянным внутривенном введением препаратов при лечении недостаточности кровообращения. Приобрести опыт: в применении лекарственных препаратов в лечении критических состояний |
Изучение дисциплины (модуля)
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей), практик: |
|
Наименование дисциплин (модулей), практик, последующего изучения |
В основе преподавания дисциплины (модуля) лежат следующие виды профессиональной деятельности: |
|
Наименование видов профессиональной деятельности |
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
|||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
составляет |
2 |
зачетных единиц |
72 |
акад. часов |
|
Таблица 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
|||||||||
зач. ед. |
акад. час. |
по семестрам (акад.час.) |
||||||||
9 |
|
|
|
|||||||
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
2 |
72 |
72 |
|
|
|
||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
|
48 |
48 |
|
|
|
||||
|
|
|
48 |
48 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
12 |
12 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в интерактив. форме |
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
36 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в интерактив. форме |
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
24 |
24 |
|
|
|
||||
Промежуточная аттестация: |
Зачет |
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя:
занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся. |
Виды контактной работы обучающихся с преподавателем |
Таблица 5. Структура дисциплины (модуля) в академических часах
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Семестр (1-12) |
Общая трудоемкость |
из них: |
|||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
Самостоятельная работа |
||||||||||
Аудиторная работа |
В/а[1] работа |
||||||||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ[2] |
Практикум |
ЛР[3] |
Коллоквиум |
|
|||||
|
Предмет анестезиологии-реаниматологии, роль и значение дисциплины |
9 |
6 |
2 |
|
4 |
|
|
|
|
- |
|
Принципы общего обезболивания. |
9 |
10 |
2 |
|
4 |
|
|
|
|
4 |
|
Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний. |
9 |
46 |
6 |
|
24 |
|
|
|
|
16 |
|
Сердечно-легочная реанимация. |
9 |
10 |
2 |
|
4 |
|
|
|
|
4 |
|
Итого: |
|
72 |
12 |
|
36 |
|
|
|
|
24 |
При изучении дисциплины (модуля) предусматривается применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.
Таблица 6. Интерактивные формы проведения учебных занятий
№ п/п |
Раздел /тема дисциплины (модуля) |
Вид занятия |
Используемые интерактивные формы проведения занятий |
|
Диагностика критических состояний |
Практическое |
Ролевая игра |
|
Интерактивные методы |
Лекция |
Групповые дискуссии |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам, включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 7. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Тема лекции и ее содержание |
|
Предмет анестезиологии-реаниматологии, роль и значение дисциплины |
Лекция 1. Предмет анестезиологии-реаниматологии, роль и значение дисциплины. Понятие, цели и задачи анестезиологии-реаниматологии. Роль и значение анестезиологии и реаниматологии в современной медицине. Организация анестезиолого-реанимационной помощи в стационаре. Вопросы врачебной этики и деонтологии в профессиональной деятельности анестезиолога-реаниматолога. |
|
Принципы общего обезболивания. |
Лекция 2. Принципы общего обезболивания. Особенности анестезиологического обеспечения экстренных и амбулаторных хирургических вмешательств. Виды анестезиологического обеспечения хирургических вмешательств. Ингаляционный и неингаляционный наркоз. Ошибки, опасности и осложнения общей анестезии. |
|
Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний. |
Лекция 3. Понятие «критические состояния» Патофизиология критических состояний. Гипоксия. Виды гипоксий. Клинико-лабораторная диагностика гипоксий. Интенсивное лечение гипоксий. Лекция 4. Острая дыхательная недостаточность. Острая дыхательная недостаточность: классификация, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Вспомогательная и искусственная вентиляция легких. Лекция 5. Острая недостаточность кровообращения. Острая недостаточность кровообращения: причины, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Шок: диагностика и принципы коррекции нарушений кровообращения при шоке. Кардиогенный, гиповолемический и септический шок. Лекция 6. Инфузионно-трансфузионная терапия при критических состояниях. Кровопотеря. Гиповолемия. Контроль эффективности инфузионно-трансфузионной терапии. Осложнения инфузионно-трансфузионной терапии и их профилактика. Лекция 7. Острая почечная недостаточность и современные методы коррекции. Острая почечная недостаточность: клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Методы экстракорпорального очищения крови. |
|
Сердечно-легочная реанимация. |
Лекция 8. Сердечно-легочная реанимация Виды остановки кровообращения. Причины остановки кровообращения. Диагностические признаки остановки кровообращения. Этапы сердечно-легочной реанимации. Методы искусственной вентиляции легких. Методы вспомогательного кровообращения. Постреанимационная болезнь. |
Таблица 8. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам |
|
Предмет анестезиологии-реаниматологии, роль и значение дисциплины |
Тема 1.Роль и значение анестезиологии и реаниматологии в современной медицине. Понятие, цели и задачи анестезиологии-реаниматологии. Современные направления анестезиологии и реаниматологии. Перспективы развития. Организация анестезиолого-реанимационной помощи в стационаре. Вопросы врачебной этики и деонтологии в профессиональной деятельности анестезиолога-реаниматолога. Правовые основы в реаниматологии. |
|
Принципы общего обезболивания. |
Тема 2. Принципы общего обезболивания. Особенности анестезиологического обеспечения экстренных и амбулаторных хирургических вмешательств. Виды анестезиологического обеспечения хирургических вмешательств. Предоперационная оценка состояния больных. Операционно-анестезиологический риск. Клиническая оценка состояния больных и подготовка их к операции и наркозу. Ингаляционный и неингаляционный наркоз. Внутривенный наркоз. Проводниковые методы обезболивания. Анестезиологическое обеспечение в хирургии, травматологии, урологии, нейрохирургии и акушерстве. Анестезиологическое обеспечение при операциях у больных с сопутствующими заболеваниями. Ошибки, опасности и осложнения общей анестезии. |
|
Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний. |
Тема 3. Понятие «критические состояния» и виды критических состояний Патофизиология критических состояний. Гипоксия. Виды гипоксий. Клинико-лабораторная диагностика гипоксий. Нарушения КЩС, водно-электролитного баланса, гемостаза. Интенсивное лечение гипоксий. Тема 4. Острая дыхательная недостаточность. Острая дыхательная недостаточность: классификация, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Методы заместительной терапии нарушений газообменной функции легких. Искусственная вентиляция легких (виды ИВЛ, показания к ИВЛ, осложнения ИВЛ).Трахеостомия. Показания к трахеостомии. Осложнения трахеостомии. Вспомогательная вентиляция легких. Отек легких. Экстракорпоральная оксигенация легких. Аппараты для ИВЛ. Тема 5. Острая недостаточность кровообращения. Острая недостаточность кровообращения: причины, клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Шок: диагностика и принципы коррекции нарушений кровообращения при шоке. Кардиогенный и гиповолемический шок. Септический шок. Мониторинг в интенсивном лечении критических состояний. Лекарственная терапия недостаточности кровообращения. Сердечный выброс. Левожелудочковая и правожелудочковая недостаточность. Методы увеличения сердечного выброса в клинике. Интенсивное лечение острых нарушений ритма сердца. Тема 6. Инфузионно-трансфузионная терапия при критических состояниях. Кровопотеря. Гиповолемия. Инфузионно-трансфузионная терапия. Контроль эффективности инфузионно-трансфузионной терапии. Принципы коррекции реологических нарушений. Принципы коррекции дисгидрий. Выбор путей введения инфузионных сред. Принципы коррекции нарушений объема циркулирующей крови. Осложнения инфузионно-трансфузионной терапии и их профилактика. Тема 7. Острая почечная недостаточность и современные методы коррекции. Острая почечная недостаточность: клиническая, лабораторная и функциональная диагностика, принципы интенсивного лечения. Методы экстракорпорального очищения крови. Диализные и фильтрационные методы очищения крови. Плазмаферез. Перитонеальный диализ. Интенсивное лечение при отравлениях. |
|
Сердечно-легочная реанимация. |
Тема 8. Сердечно-легочная реанимация. Виды остановки кровообращения. Причины остановки кровообращения. Диагностические признаки остановки кровообращения. Показания к проведению реанимационных мероприятий. Этапы сердечно-легочной реанимации. Методы искусственной вентиляции легких. Методы вспомогательного кровообращения. Закрытый массаж сердца. Критерии эффективности. Дефибрилляция сердца.Патофизиология восстановления жизненно-важных функций организма. Постреанимационная болезнь. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 9. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
|
Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемому разделу |
|
Работа на манекенах |
|
Решение ситуационных задач |
|
Выполнение обучающих и контролирующих заданий |
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Цель задания: |
Ознакомление с принципами общего обезболивания |
|
Содержание работы обучающегося: |
Работа с рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными учебниками. Решение ситуационных задач. |
|
Код формируемой компетенции |
ОК-4, ОПК-8, ОПК-9 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
|
Форма контроля |
Тестирование, собеседование |
|
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература; Интернет-ресурсы, информационно-справочные системы |
|
Цель задания: |
Изучение видов острого нарушения кровообращения |
|
Содержание работы обучающегося: |
Моделирование клинических ситуаций, Подготовка ответов на контрольные задания, Изучение рекомендуемой и дополнительной литературы |
|
Код формируемой компетенции |
ОК-4, ОПК-8, ОПК-9, ПК-11 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
|
Форма контроля |
Тестирование, собеседование |
|
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
|
Цель задания: |
Изучение видов остановки кровообращения и методов сердечно-легочной реанимации |
|
Содержание работы обучающегося: |
Работа на манекенах, моделирование клинических ситуаций, Изучение рекомендуемой литературы |
|
Код формируемой компетенции |
ОК-4, ОПК-8, ОПК-9, ПК-11 |
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
|
Форма контроля |
Тестирование, собеседование |
|
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы |
|
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля). Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 10. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п |
Наименование |
|
Принципы общего обезболивания: учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов, аспирантов и врачей / В.В. Мороз и др. – М.: МГМСУ, 2016. – 32 с. |
|
Шок: Учебное пособие /В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2014.- 29 с.: илл. |
|
Сердечно – лёгочная реанимация: Учебное пособие /В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2017.- 42 с.: илл. |
|
Эндогенная интоксикация и принципы её коррекции: Учебное пособие для студентов 5-6 курсов леч. фак., ординаторов и врачей циклов усовершенствования по анестезиологии-реаниматологии / В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2016.- 40 с. |
|
Интенсивная помощь в послеоперационном периоде у хирургических больных: Учебно – методическое пособие /сост. В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2009.- 90 с. |
|
Основы реаниматологии [Электронный ресурс]: учебник / Сумин С.А., Окунская Т.В. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970424247.html |
|
Анестезиология и реаниматология [Электронный ресурс]: учебник / Под ред. О.А. Долиной - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410332.html |
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период промежуточной аттестации.
Таблица 11. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля |
Оценка |
Критерии оценки |
Тестирование |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Уровень освоения учебного материала позволяет обучающемуся давать верные ответы на 70% и более тестовых заданий в тесте. «Не зачтено» в тесте более 30% ответов неверных. |
Собеседование |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Знает механизмы развития критических состояний; методы диагностики и принципы интенсивного лечения критических состояний, причины остановки кровообращения и алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации; Грамотно излагает ответ, без существенных неточностей; Обоснованно и четко излагает ответ на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос. «Не зачтено» нет грамотного логичного ответа на поставленный вопрос, не понимает механизмы развития критических состояний и алгоритм сердечно-легочной реанимации. |
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля).
Таблица 12. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценочные средства |
Количество |
Задания в тестовой форме. |
100 |
Ситуационные задачи. |
25 |
Контрольные задания |
40 |
Практические задания |
12 |
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. Зачет состоит из оценки практических умений и знаний.
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Зачет проводится по окончании изучения дисциплины в семестре.
Обучающимся предоставляются |
10 |
вариантов тестов по |
10 |
тестовых заданий в каждом. |
Таблица 13. Оценивание знаний на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
От 7 до 10 правильных ответов. |
Не зачтено |
Меньше 7 правильных ответов. |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные задания и контрольные вопросы к ситуационным задачам. |
Таблица 14. Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
Знает механизмы развития критических состояний; методы диагностики и принципы интенсивного лечения критических состояний, фармакологические и клинические особенности основных медицинских препаратов применяемых в анестезиологии-реаниматологии; алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации; грамотно излагает ответ, без существенных неточностей; |
Не зачтено |
Имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые вопросы или затрудняется с ответом; не может объяснить механизмы развития критических состояний и методы их диагностики, а также причины остановки кровообращения и правильного алгоритма проведения сердечно-легочной реанимации. |
Критерии оценки в соответствии с содержанием дисциплины (модуля) и практического умения выставляются с учетом:
аккуратности и ответственности при выполнении практического задания |
Таблица 15. Оценивание практического умения
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
Показывает способность использовать изученный материал в конкретных клинических ситуациях, применять теоретические знания для анализа критической ситуации с посиндромными нарушениями, ориентируется в названии инструментов и медикаментозных средств, демонстрирует мануальные навыки (прием Сафара, постановка воздуховода), правильно проводит базисную сердечно-легочную реанимацию на манекене (закрытый массаж сердца, искусственную вентиляцию легких «рот в рот» и «рот в нос»). При этом, убедительно аргументирует свои действия. |
Не зачтено |
Обучающийся неправильно оценивает критическое состояние с посиндромными нарушениями, что влечет неверный и вредный подход к назначению интенсивной терапии, не способен ориентироваться в названии инструментов и медикаментозных средств, демонстрировать мануальные навыки; неправильно проводит базисную сердечно-легочную реанимацию на манекене (массаж сердца, искусственную вентиляцию легких, постановку воздуховода) |
|
|
|
|
Таблица 16. Список основной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Шок: Учебное пособие /В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2014.- 29 с.: ил. |
|
Принципы общего обезболивания: учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов, аспирантов и врачей / В.В. Мороз и др. – М.: МГМСУ, 2016. – 32 с. |
|
Сердечно – лёгочная реанимация: Учебное пособие /В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2017.- 42 с.: ил. |
|
Анестезиология и реаниматология: Учебник /Под ред. О.А. Долиной.- изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 569 с.: с илл. |
Таблица 17. Список дополнительной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Эндогенная интоксикация и принципы её коррекции: Учебное пособие для студентов 5-6 курсов леч. фак., ординаторов и врачей циклов усовершенствования по анестезиологии-реаниматологии / В.В. Мороз и др.- М.: МГМСУ, 2016.- 40 с. |
|
Основы реаниматологии [Электронный ресурс] : учебник / Сумин С.А., Окунская Т.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970424247.html |
|
Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс] : учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др. ; под ред. А. Л. Вёрткина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970435793.html |
|
Анестезиология и реаниматология [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. О.А. Долиной - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410332.html |
|
Острый респираторный дистресс – синдром: практическое руководство / под ред. В.В. Мороза. – М.: МГМСУ, 2013. – 77 с. |
Таблица 18. Ресурсы сети Интернет
№ п/п |
Наименование ресурса |
Адрес сайта |
|
Электронная библиотечная система |
Studmedlib.ru |
|
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) |
|
|
Электронная библиотека учебников |
|
|
Европейская электронная библиотека Europeana |
|
|
Журнал «Общая реаниматология» |
Critical.ru |
|
Журнал «Анестезиология и реаниматология» |
Medlit.ru |
|
Журнал «Вестник интенсивной терапии» |
Medi.ru |
|
Русский анестезиологический сервер |
Rusanesth.com |
При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания. Преподаватель объясняет ход выполнения заданий самостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина (модуль) является практико-ориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).
Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 19. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий |
Организация деятельности обучающегося |
Лекции |
На лекциях, проводимых в традиционной форме, при наличии презентации и клинических примеров, излагаются основные теоретические положения, новые научные достижения и перспективы развития в области анестезиологии-реаниматологии. Лекция носит актуальный характер. Обучающийся ведет конспект лекций: кратко, схематично, последовательно фиксирует основные положения, выводы, формулировки. Помечает важные мысли, выделяет ключевые слова и термины. Обозначает вопросы и материалы, которые вызывают трудности, с последующим обсуждением с преподавателем |
Практические занятия |
Практические занятия имеют цель углубления и закрепления теоретических знаний. Проводится конспектирование источников, просмотр рекомендуемой литературы. Особое внимание уделяется решению ситуационных задач, отработки практических навыков, прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме. При проведении практических занятий в отделениях реанимации и интенсивной терапии, особое внимание уделяется формированию клинического мышления врача при разборе больных, отработке навыков оказания экстренной медицинской помощи и назначения правильной лечебной тактики |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей, предназначена для изучения нового материала, практического закрепления знаний и умений и обучения обучающихся индивидуальному выполнению задания. Работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы. Поиск литературы, использование от 2 до 3 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Совместно с преподавателем или врачом-реаниматологом клинической базы принимают участие в клиническом разборе тяжелых больных в критических состояниях, с самостоятельной постановкой диагноза с использованием инструментальных методов исследования и назначения интенсивного лечения. |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе: |
|
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения: |
|
|
При реализации образовательной программы для изучения дисциплины (модуля) |
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова: аудиторный фонд, материально-технический фонд, библиотечный фонд. |
Аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий включает специальные помещения:
|
|
|
|
|
Назначение помещений |
Аудиторный фонд также включает специальные помещения:
|
|
Назначение помещений |
Таблица 20. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий
№ п/п |
Местонахождения аудиторного фонда |
|
Главный клинический госпиталь МВД России. ул. Народного Ополчения, 35. |
|
ГКБ №5 им. Братьев Бахрушиных. ул. Стромынка, 7 |
|
НИИ общей реаниматологии РАН им. В.А. Неговского |
Специальные помещения укомплектованы:
|
Материально-техническое обеспечение |
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются:
|
Материально-техническое обеспечение |
Материально-техническое обеспечение |
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены:
|
Материально-техническое обеспечение |
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению включают в себя следующее.
Таблица 21. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины (модуля).
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Оборудование |
|
Предмет анестезиологии-реаниматологии, роль и значение дисциплины |
Мультимедийный комплекс: Компьютер Acer с программным обеспечением (Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010; АИС ФССП России (GosLinux), The Document Foundation «LibreOffice», 1С – Университет проф , Adobe Acrobat Professional, Mozilla Firefox, Adobe Flash Player, ABBYY Fine Reader 9.0, проектор Acer). Телевизор Samsung, флэш-карта с видеофильмами. |
|
Принципы общего обезболивания. |
Мультимедийный комплекс: Компьютер Acer с программным обеспечением (Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010; АИС ФССП России (GosLinux), The Document Foundation «LibreOffice», 1С – Университет проф , Adobe Acrobat Professional, Mozilla Firefox, Adobe Flash Player, ABBYY Fine Reader 9.0, проектор Acer). Телевизор Samsung, флэш-карта с видеофильмами. Медицинские изделия: интубационные трубки, трахеостомические канюли, ларингоскоп, мешок Амбу, роторасширитель, языкодержатель, маски, шприцы, иголки, катетеры. |
|
Определение понятия «критические состояния» и виды критических состояний. |
Мультимедийный комплекс: Компьютер Acer с программным обеспечением (Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010; АИС ФССП России (GosLinux), The Document Foundation «LibreOffice», 1С – Университет проф , Adobe Acrobat Professional, Mozilla Firefox, Adobe Flash Player, ABBYY Fine Reader 9.0, проектор Acer). Телевизор Samsung, флэш-карта с видеофильмами. Специализированное оборудование (манекены). Медицинские изделия: интубационные трубки, трахеостомические канюли, ларингоскоп, мешок Амбу, роторасширитель, языкодержатель. Капельницы, шприцы, катетеры, иголки, растворы для инфузий, кровоостанавливающий жгут. Аппарат «искусственная почка», плазмафереза, гемосорбции, ультрафиолетового облучения крови. Расходный материал для экстракорпоральной детоксикации крови. |
|
Сердечно-легочная реанимация. |
Мультимедийный комплекс: Компьютер Acer с программным обеспечением (Windows Server Standard 2012, Office Standard 2010; АИС ФССП России (GosLinux), The Document Foundation «LibreOffice», 1С – Университет проф , Adobe Acrobat Professional, Mozilla Firefox, Adobe Flash Player, ABBYY Fine Reader 9.0, проектор Acer). Телевизор Samsung, флэш-карта с видеофильмами. Специализированное оборудование (манекены). Медицинские изделия: интубационные трубки, трахеостомические канюли, ларингоскоп, мешок Амбу, роторасширитель, языкодержатель, маски. |
Дисциплина (модуль) обеспечена печатными изданиями фундаментальной библиотеки, электронными изданиями электронно-библиотечной системы и учебно-методической литературой кафедры.
Таблица 22. Комплектность библиотечного фонда
№ п/п |
Состав библиотечного фонда |
|
Основная и дополнительная литература в библиотеке |
|
Интернет-ресурсы |
|
Плакаты и стенды кафедры |
|
Периодические журналы, выписываемыми кафедрой: «Общая реаниматология», «Анестезиология - реаниматология» и др. |
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.