Преподаватель: Дубова Любовь Валерьевна Кафедра: ортопедической стоматологии Должность: Профессор, доктор медицинских наук
Лекций: 8
Объем программы, часов: 108
Протезирование при полном отсутствии зубов.
Преподаватель: Дубова Любовь Валерьевна Кафедра: ортопедической стоматологии Должность: Профессор, доктор медицинских наук
Лекций: 8
Объем программы, часов: 108
Дисциплина посвящена изучению протезирования пациентов при полном отсутствии зубов на одной или обеих челюстях.
Содержание дисциплины структурировано по разделам. Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя: занятия лекционного типа, практические занятия, самостоятельную работу, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.
Для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны контрольные задания, практические, задания в тестовой форме.
Контрольные задания и иные материалы носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики освоения новых знаний.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета и включает тестирование, собеседование и оценку практических умений. На зачет обучающийся должен представить портфолио выполненных практических заданий. Зачет проводится по окончании изучения модуля в семестре.
Оценивание обучающегося на тестировании
Обучающимся предоставляются |
4 |
вариантов тестов по |
50 |
тестовых заданий в каждом. |
Оценивание на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
35-50 |
Не зачтено |
34 и менее |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные задания по дисциплине |
Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
«Зачтено» Знание теоретических основ строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов; методов обследования и диагностики; методов изготовления съемных зубных протезов при полном отсутствии зубов; причин ошибок и осложнений при диагностике и лечении полного отсутствия зубов и способов их предупреждения в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности. Обучающийся при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний и клиническому мышлению подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне. |
Не зачтено |
«Не зачтено» Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой |
Критерии оценки в соответствии с содержанием дисциплины и практического умения выставляются с учетом:
|
Оценивание практического умения
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
«Зачтено» выставляется обучающемуся, который умеет интерпретировать результаты основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов с полным отсутствием зубов, заполнять медицинскую карту, получать оттиск альгинатной массой, отливать модель из гипса, определять (очерчивать) границы протезного ложа, изготавливать индивидуальную ложку, проводить функциональные пробы, изготавливать восковые базисы с окклюзионными валиками для определения центрального соотношения челюстей, определять центральное соотношение анатомо-физиологическим методом и др. |
Не зачтено |
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, который неправильно оценивает результаты обследования, не способен заполнить медицинскую карту, нарушает этапность выполнения практических заданий. |
Дисциплина (модуль) |
|
|||
|
||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
||||
реализуется в |
базовой |
части учебного плана по направлению подготовки (специальности) |
||
|
базовой/вариативной |
|
||
|
||||
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
||||
очной |
формы обучения. |
|||
очной/ очно-заочной |
|
|||
Цель: |
||||
|
||||
Задачи: |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций. Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной (модулем)
№ |
Код |
Содержание компетенции |
|
ПК-5 |
Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания |
|
ПК – 9 |
Готовность к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара |
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).
Таблица 2. Результаты обучения
№ |
Код компетенции |
Результаты обучения |
|
ПК – 5 |
Знать: -теоретические основы строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов -методы обследования и диагностики пациентов с полным отсутствием зубов Уметь: -обследовать пациента с полным отсутствием зубов -интерпретировать результаты основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов с полным отсутствием зубов Навыки: -ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях Приобрести опыт: -обследования, оценки состояния органов и тканей полости рта при полном отсутствии зубов -заполнения медицинской амбулаторной карты при лечении пациентов с полным отсутствием зубов |
|
ПК – 9 |
Знать: -показания и противопоказания к применению различных конструкционных материалов при полном отсутствии зубов -методы изготовления съемных зубных протезов при полном отсутствии зубов -планирование ортопедического лечения при полном отсутствии зубов -проведение клинических и лабораторных этапов изготовления съемных зубных протезов при полном отсутствии зубов -причины ошибок и осложнений при диагностике и лечении полного отсутствия зубов и способы их предупреждения Уметь: - применять принципы врачебной деонтологии и медицинской этики - планировать ортопедическое лечение при полном отсутствии зубов -проводить основные клинические этапы изготовления полных съёмных протезов Навыки: -снятия анатомических альгинатных оттисков с верхней и нижней челюстей стандартной ложкой -определения (очерчивания) границ протезного ложа -изготовления индивидуальных ложек на нижнюю и верхнюю челюсти -изготовления восковых базисов с окклюзионными валиками -проверки конструкции съемных протезов при полном отсутствии зубов Приобрести опыт: - снятия альгинатных оттисков с верхней и нижней челюстей |
Дисциплина (модуль) |
|
||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
изучается на |
4 |
курсе (ах) в |
7 |
семестре (ах) и базируется на знаниях и |
|
|
цифрой (ами) |
|
цифрой (ами) |
|
|
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины (модуля).
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)
№ |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Необходимый объём знаний, умений, владение |
|
Анатомия человека |
Знать: - анатомические термины (русские и латинские) - анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы Уметь: - находить и показывать в челюстно-лицевой области человека основные костные ориентиры Навыки: - знания размера, формы и положения любого органа и их внутреннее строение в челюстно-лицевой области |
|
Лучевая диагностика |
Знать: - рентгенологическую картину органов и тканей полости рта, головы и шеи Уметь: - проводить методику лучевой диагностики -находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения Навыки: - описания результатов лучевой диагностики и интерпретации результатов |
|
Профилактическая стоматология |
Знать: - общие и местные факторы риска и причины возникновения стоматологических заболеваний и методы их устранения Уметь: - проводить профилактические мероприятия среди различного контингента населения, выявлять общие и местные факторы риска возникновения стоматологических заболеваний Навыки: - владения методами профилактических мероприятий |
|
Простое зубопротезирование |
Знать: - стоматологические инструменты и аппаратуру свойства стоматологических материалов и препаратов, применяемых в стоматологической практике этиологию, патогенез заболеваний твёрдых тканей зубов развитие и клиническую картину возможные осложнения при пользовании несъёмными и съёмными зубными протезами Уметь: -вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно – поликлинических и стационарных учреждениях - проводить профилактику и лечение пациентов с патологией твердых тканей зубов и зубных рядов. При необходимости направить пациента к соответствующим специалистам Навыки: - диагностики и ортопедического лечения патологии твердых тканей зубов и зубных рядов в соответствии с нормативными документами ведения пациентов -постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациента Приобрести опыт: -клинического обследования пациентов |
Изучение дисциплины (модуля)
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей), практик: |
|
Наименование дисциплин (модулей), практик, последующего изучения |
В основе преподавания дисциплины (модуля) лежат следующие виды профессиональной деятельности: |
|
Наименование видов профессиональной деятельности |
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
|||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
составляет |
3 |
зачетных единиц |
108 |
акад. часов |
|
Таблица 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
|||||||||
зач. ед. |
акад. час. |
по семестрам (акад.час.) |
||||||||
7 |
|
|
|
|||||||
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
3 |
108 |
108 |
|
|
|
||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
|
72 |
72 |
|
|
|
||||
|
|
|
72 |
72 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
12 |
12 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
60 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
36 |
36 |
|
|
|
||||
Промежуточная аттестация: |
Зачет |
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя:
занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся |
Виды контактной работы обучающихся с преподавателем |
Таблица 5. Структура дисциплины (модуля) в академических часах
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Семестр (1-12) |
Общая трудоемкость |
из них: |
|||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
Самостоятельная работа |
||||||||||
Аудиторная работа |
В/а[1] работа |
||||||||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ[2] |
Практикум |
ЛР[3] |
Коллоквиум |
|
|||||
|
Методы обследования пациентов с полным отсутствием зубов |
7 |
11 |
1 |
|
6 |
|
|
|
|
4 |
|
Методы фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов |
7 |
11 |
1 |
|
6 |
|
|
|
|
4 |
|
Материалы и методы получения оттисков при полном отсутствии зубов |
7 |
14 |
2 |
|
6 |
|
|
|
|
6 |
|
Определение центрального соотношения челюстей |
7 |
18 |
2 |
|
12 |
|
|
|
|
4 |
5. |
Постановка искусственных зубов |
7 |
18 |
2 |
|
12 |
|
|
|
|
4 |
6. |
Проверка восковой конструкции съемных протезов |
7 |
12 |
|
|
6 |
|
|
|
|
6 |
7. |
Припасовка и наложение съемных протезов |
7 |
10 |
|
|
6 |
|
|
|
|
4 |
8 |
Современные материалы и методики изготовления съемных протезов. |
7 |
14 |
4 |
|
6 |
|
|
|
|
4 |
|
ИТОГО |
|
108 |
12 |
|
60 |
|
|
|
|
36 |
При изучении дисциплины (модуля) предусматривается применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.
Таблица 6. Интерактивные формы проведения учебных занятий
№ п/п |
Раздел /тема дисциплины (модуля) |
Вид занятия |
Используемые интерактивные формы проведения занятий |
|
Методы обследования пациентов с полным отсутствием зубов |
Практическое занятие |
Ролевая игра |
|
Материалы и методы получения оттисков при полном отсутствии зубов |
Практическое занятие |
Ролевая игра |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам, включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 7. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Тема лекции и ее содержание |
|
Методы обследования пациентов с полным отсутствием зубов.
|
Лекция 1. Функциональная анатомия зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов. Особенности обследования пациентов с полным отсутствием зубов. Особенности фиксации и стабилизации протезов на беззубых челюстях. |
|
Материалы и методы получения оттисков при полном отсутствии зубов |
Лекция 2. Особенности получения анатомических оттисков при полном отсутствии зубов. Методы изготовления индивидуальных ложек. Понятие и назначение функционального оттиска. Функциональные пробы. Обоснование границ базисов съемных протезов при полном отсутствии зубов. Методы и материалы для получения функциональных оттисков при полном отсутствии зубов |
|
Определение центрального соотношения челюстей |
Лекция 3. Методы определения центрального соотношения челюстей при полной адентии. Устройство и виды артикуляторов. Принцип работы с артикулятором при полном отсутствии зубов. |
|
Постановка искусственных зубов |
Лекция 4. Постановка искусственных зубов при полном отсутствии зубов |
|
Современные материалы и методики изготовления съемных протезов. |
Лекция 5. Современные методы протезирования при полном отсутствии зубов |
Таблица 8. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам |
|
Методы обследования пациентов с полным отсутствием зубов |
Тема 1 Анатомо-физиологические особенности строения и функции зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов (морфологические и функциональные нарушения). Особенности обследования пациента при полном отсутствии зубов. Классификация видов и степеней атрофии костной ткани альвеолярного отростка верхней и альвеолярной части нижней челюсти. Классификация податливости и подвижности слизистой оболочки, ее болевая чувствительность. Понятие о клапанной зоне. |
|
Методы фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов |
Тема 2 Методы фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов Механические, биомеханические, биофизические, хирургические методы фиксации. Методы фиксации и стабилизации съёмных протезов при полном отсутствии зубов. Законы физики и анатомо-физиологические предпосылки для фиксации съёмных протезов. Понятие нейтральной и клапанной зоны, их значение в укреплении протезов на беззубых челюстях. |
|
Материалы и методы получения оттисков при полном отсутствии зубов |
Тема 3 Методы изготовления индивидуальной ложки и получение функциональных оттисков Способы получения анатомических оттисков. Изготовление гипсовых моделей беззубых челюстей. Методы и материалы, применяемые для изготовления индивидуальных ложек на верхнюю и нижнюю челюсти. Припасовка индивидуальных ложек, функциональные пробы. Виды функциональных оттисков. Методы и материалы, применяемые для получения функциональных оттисков. Обоснование границ базисов съемных протезов при полном отсутствии зубов. |
|
Определение центрального соотношения челюстей |
Тема 4 Определение центрального соотношения челюстей Методы определения центрального соотношения челюстей при полном отсутствии зубов (анатомический, антропометрический, анатомо-физиологический методы определения высоты нижнего отдела лица). Методы фиксации центрального соотношения челюстей. Подбор формы, размеров, цвета искусственных зубов. |
|
Постановка искусственных зубов |
Тема 5 Постановка искусственных зубов Устройство и виды артикуляторов. Принцип работы с артикулятором при полном отсутствии зубов. Основные теории и методики постановки искусственных зубов при изготовлении полных съемных протезов. |
|
Проверка восковой конструкции съемных протезов |
Тема 6 Проверка восковой конструкции съемных протезов Проверка восковой конструкции съемных протезов при полном отсутствии зубов (анатомическая, эстетическая, фонетическая, функциональная). Проверка восковых базисов с искусственными зубами на моделях и во рту пациента. Анализ врачебных и технических ошибок при определении центрального соотношения челюстей. Причины и способы устранения ошибок. |
|
Припасовка и наложение съемных протезов |
Тема 7 Припасовка и наложение съемных протезов при полном отсутствии зубов. Проверка протезов вне полости рта и во рту. Проверка фиксации протезов, смыкания зубных рядов в центральной, передней и боковых окклюзиях. Коррекция окклюзионных контактов. Проблема адаптации к протезам. Рекомендации по пользованию и уходом за съемными протезами. Коррекция протезов. |
|
Современные материалы и методики изготовления съемных протезов.
|
Тема 8 Современные материалы и методики изготовления съемных протезов при полном отсутствии зубов. Протезы с двуслойными, комбинированными и армированными базисами. Покрывные протезы с опорами на имплантаты. Непереносимость протезных материалов. Методы клинической и лабораторной диагностики непереносимости протезных материалов. Тактика лечения пациентов с явлениями непереносимости. Дезинфекция основных и вспомогательных материалов на этапах изготовления съемных протезов. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 9. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
|
Работа с рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными учебниками |
|
Написание сообщений, рефератов |
|
Подготовка компьютерных презентаций по отдельным темам дисциплины; |
|
Работа с периодической печатью |
|
Изучение материала лекций, подготовка к лекциям и практическим занятиям |
|
Выполнение обучающих и контролирующих заданий |
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Цель задания: |
Изучение классификаций видов и степеней атрофии костной ткани альвеолярного отростка верхней и альвеолярной части нижней челюсти (классификации Шредера, Келлера, В.Ю. Курляндского, А.И. Дойникова), податливости и подвижности слизистой оболочки. |
Содержание работы обучающегося: |
Работа с лекционным материалом, рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными ресурсами; подготовка устного сообщения |
Код формируемой компетенции |
ПК-5
|
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания
|
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Изучение материала лекций, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение методов фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов |
Содержание работы обучающегося: |
Работа с лекционным материалом, рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными ресурсами; подготовка устного сообщения |
Код формируемой компетенции |
ПК-5 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Выступление на практическом занятии |
Источники: |
Изучение материала лекций, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение функциональных проб (по Гербсту), методов и материалов для получения функциональных оттисков при полном отсутствии зубов |
Содержание работы обучающегося: |
Конспектирование, подготовка ответов на контрольные вопросы, изучение рекомендуемой литературы
|
Код формируемой компетенции |
ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Выступление на практическом занятии, Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Изучение материала лекций, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение методик определения центрального соотношения челюстей при полном отсутствии зубов |
Содержание работы обучающегося: |
Работа с лекционным материалом, рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными ресурсами; подготовка устного сообщения |
Код формируемой компетенции |
ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Выступление на практическом занятии |
Источники: |
Изучение материала лекций, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение особенностей конструирования зубных рядов в полных съемных протезах при ортогнатическом, прогеническом и прогнатическом соотношении челюстей |
Содержание работы обучающегося: |
Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, подготовка реферата и презентации |
Код формируемой компетенции |
ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным вопросам, защита реферата, презентации |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Анализ врачебных и технических ошибок при определении центрального соотношения челюстей. Причины и способы устранения ошибок |
Содержание работы обучающегося: |
Работа с лекционным материалом, рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными ресурсами; подготовка устного сообщения |
Код формируемой компетенции |
ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Выступление на практическом занятии |
Источники: |
Изучение материала лекций, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Припасовка и наложение съемных протезов при полном отсутствии зубов.
|
Содержание работы обучающегося: |
Работа с рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными ресурсами; |
Код формируемой компетенции |
ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным вопросам |
Источники: |
Изучение материала лекций, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучить непереносимость протезных материалов, методы клинической и лабораторной диагностики непереносимости протезных материалов, тактику лечения пациентов с явлениями непереносимости. |
Содержание работы обучающегося: |
Конспектирование, изучение методического пособия, подготовка реферата и презентации |
Код формируемой компетенции |
ПК-5, ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные задания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным вопросам, защита реферата, презентации |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, методическое пособие кафедры |
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля). Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 10. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п |
Наименование |
|
Запись и ведение медицинской карты в клинике ортопедической стоматологии: Учебное пособие / Под ред. Т.И. Ибрагимова.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.- 223 с. |
|
Протезирование при полном отсутствии зубов: методические рекомендации / под ред. А. Ю. Малого. - М.: МГМСУ, 2013. - 192 с. |
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.
Таблица 11. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля |
Оценка |
Критерии оценки |
Выступление на практическом занятии |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Выступление соответствует содержанию работы по теме. Присутствует самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы. В изложении материала есть логичность, грамотность и последовательность изложения. Используется наглядный материал. «Не зачтено» Выступление не соответствует содержанию работы по теме. Работа выполнена не самостоятельно. Отсутствует логичность, грамотность и последовательность изложения. |
Собеседование по контрольным вопросам, заданиям |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Знание теоретических основ строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов; методов обследования и диагностики; этапов изготовления полных съемных протезов; причин ошибок и осложнений при диагностике и лечении полного отсутствия зубов и способов их предупреждения. «Не зачтено» Нет грамотного логичного ответа на поставленный вопрос, обоснованности изложения учебного материала. |
Защита реферата, презентации |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Реферат соответствует целям и задачам поставленной темы, отражена новизна реферированного текста, авторская позиция. Обучающийся представил презентацию, показал умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал. В докладе продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. Оформление отчетного материала соответствует заданным преподавателем требованиям. «Не зачтено» Обучающийся не знает учебный материал, представленный в реферате. |
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля).
Таблица 12. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценочные средства |
Количество |
Задания в тестовой форме |
135 |
Практические задания |
18 |
Контрольные задания |
40 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета и включает тестирование, собеседование и оценку практических умений. На зачет обучающийся должен представить портфолио выполненных практических заданий.
Зачет проводится по окончании изучения модуля в семестре.
Обучающимся предоставляются |
4 |
вариантов тестов по |
50 |
тестовых заданий в каждом. |
Таблица 13. Оценивание на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
35-50 |
Не зачтено |
34 и менее |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные задания по выполненным работам |
Таблица 14. Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
«Зачтено» Знание теоретических основ строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов; методов обследования и диагностики; методов изготовления съемных зубных протезов при полном отсутствии зубов; причин ошибок и осложнений при диагностике и лечении полного отсутствия зубов и способов их предупреждения в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности. Обучающийся при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний и клиническому мышлению подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне. |
Не зачтено |
«Не зачтено» Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой |
Критерии оценки в соответствии с содержанием дисциплины (модуля) и практического умения выставляются с учетом:
|
Таблица 15. Оценивание практического умения
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
«Зачтено» выставляется обучающемуся, который умеет интерпретировать результаты основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов с полным отсутствием зубов, заполнять медицинскую карту, получать оттиск альгинатной массой, отливать модель из гипса, определять (очерчивать) границы протезного ложа, изготавливать индивидуальную ложку, проводить функциональные пробы, изготавливать восковые базисы с окклюзионными валиками для определения центрального соотношения челюстей, определять центральное соотношение анатомо-физиологическим методом и др. |
Не зачтено |
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, который неправильно оценивает результаты обследования, не способен заполнить медицинскую карту, нарушает этапность выполнения практических заданий. |
Таблица 16. Список основной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Ортопедическая стоматология: Учебник /Под ред.: И.Ю. Лебеденко, Э.С. Каливраджияна.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.- 800 с.: цв.ил. |
|
Ортопедическая стоматология: Учебник /Под ред.: И.Ю. Лебеденко, Э.С. Каливраджияна.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.- 639 с.: цв.ил. |
|
Ортопедическая стоматология [Электронный ресурс]: учебник / под Учебник /ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437223.html |
|
Запись и ведение медицинской карты в клинике ортопедической стоматологии: Учебное пособие /Под ред. Т.И. Ибрагимова.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.- 223 с. |
|
Протезирование при полном отсутствии зубов. Контрольно-оценочные средства: учебное пособие /под ред. Н.А. Цаликовой. - М.: МГМСУ, 2017. - 30 с. |
Таблица 17. Список дополнительной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Биомеханика зубочелюстной системы: Учебное пособие /под ред. С.Д. Арутюнова, М.М. Антоника, И.Ю. Лебеденко. – М.: Практическая медицина, 2016. – 108 с.: ил. |
|
Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс] : учебник / С.И. Абакаров [и др.] ; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970436097.html |
Таблица 18. Ресурсы сети Интернет
№ п/п |
Наименование ресурса |
Адрес сайта |
|
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) |
|
|
Европейская электронная библиотека Europeana |
При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания. Преподаватель объясняет ход выполнения заданий самостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина (модуль) является практико-ориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).
Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 19. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий |
Организация деятельности обучающегося |
Лекция |
На лекциях излагаются основные теоретические положения, новые научные достижения и перспективы развития в области съёмного протезирования при полном отсутствии зубов. Лекция носит актуальный и проблемный характер. Обучающийся ведет конспект лекций: кратко, схематично, последовательно фиксирует основные положения, выводы, формулировки. Обозначает вопросы, термины, материалы, которые вызывают трудности. |
Практические занятия |
На занятиях проводится обсуждение наиболее сложных вопросов изучаемого материала в целях углубления и закрепления знаний обучающихся, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. На практических занятиях особое внимание уделяется отработке практических навыков, решению ситуационных задач. При проведении практических занятий, особое внимание уделяется формированию клинического мышления врача. Практическая подготовка обучающихся проводится на фантомных моделях (отработка мануальных навыков). |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей, предназначена для изучения нового материала, практического закрепления знаний и умений и обучения студентов индивидуальному выполнению задания. Работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; подготовка рефератов, докладов. Подготовка реферата. Поиск литературы, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе: |
|
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения: |
|
|
При реализации образовательной программы для изучения дисциплины (модуля) |
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова: аудиторный фонд, материально-технический фонд, библиотечный фонд. |
Аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий включает специальные помещения:
|
|
|
|
|
Назначение помещений |
Аудиторный фонд также включает специальные помещения:
|
|
Назначение помещений |
Таблица 20. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий
№ п/п |
Местонахождения аудиторного фонда |
|
КДК, ул. Долгоруковская, д.4/2, 102, 103, 104 каб. |
Специальные помещения укомплектованы:
|
Материально-техническое обеспечение |
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются:
|
|
Материально-техническое обеспечение |
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены:
|
Материально-техническое обеспечение |
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению включают в себя следующее.
Таблица 21. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины (модуля).
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Оборудование |
|
Методы обследования пациентов с полным отсутствием зубов |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологический смотровой набор, стандартные ложки |
|
Материалы и методы получения оттисков при полном отсутствии зубов |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологический смотровой набор, стандартные ложки Медицинские изделия: фантом демонстрационный, зуботехнические шпатели |
|
Определение центрального соотношения челюстей |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологический смотровой набор, стандартные ложки, зуботехнические шпатели |
|
Постановка искусственных зубов |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Расходные материалы Медицинские изделия: фантом демонстрационный, искусственные гарнитурные зубы, окклюдаторы, артикулятор, зуботехнические шпатели |
|
Проверка восковой конструкции съемных протезов |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы |
|
Припасовка и наложение съемных протезов |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы |
Дисциплина (модуль) обеспечена печатными изданиями фундаментальной библиотеки, электронными изданиями электронно-библиотечной системы и учебно-методической литературой кафедры.
Таблица 22. Комплектность библиотечного фонда
№ п/п |
Состав библиотечного фонда |
|
Основная и дополнительная литература в библиотеке |
|
Интернет-ресурсы |
|
Плакаты и стенды кафедры |
|
Периодические журналы, выписываемыми кафедрой: «Ортопедической стоматологии и гнатологии» и др. |
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.