Преподаватель: Лукацкий Михаил Абрамович Кафедра: педагогики и психологии Должность: Заведующий кафедрой, профессор
Лекций: 9
Объем программы, часов: 72
Психология, педагогика
Преподаватель: Лукацкий Михаил Абрамович Кафедра: педагогики и психологии Должность: Заведующий кафедрой, профессор
Лекций: 9
Объем программы, часов: 72
Краткое описание программы.
Цели и задачи программы. Формирование у обучающихся психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения, как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности.
Ввести обучающихся в научное поле дисциплин гуманитарного характера, как базовых, для успешной социализации и профессионализации в специальностях, относящихся к категории «профессии служения людям»;
Сформировать у обучающихся блок знаний о внутреннем мире и поведении человека; научить использованию этих знаний в профессиональной практике;
Сформировать навыки делового и межличностного общения;
Обучить приемам эффективного партнерского взаимодействия с коллегами;
Обучить приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.
Форма занятий: лекции, семинары и самостоятельная работа.
Форма контроля: зачет
.
Место дисциплиныв структуре образовательной программы:
Дисциплина Психология, педагогика преподается в рамках базовой части учебного плана подготовки специалиста.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК-1Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-4Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-5Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала
ОК-8Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-4Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности
ПК-15Готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний
ПК-16Готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни
Содержание дисциплины (модуля)
Раздел 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины
Цели и задачи курса. Место психологии в системе наук (психология и философия, психология и педагогика, психология и физиология, психология и медицина). Современные психологические школы. Предмет и методы психологии. Этика психологического исследования.
Тема лекции: Предмет и методы психологии.
Тема практического занятия: Современные психологические школы, их особенности и практические следствия для профессиональной деятельности врача.
Раздел 2. Психология познавательных психических процессов, психолого-педагогические рекомендации по использованию знаний в области психологии познавательных психических процессов для профессиональной деятельности врача
Общие сведения о познавательных психических процессах. Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Способы совершенствования познавательных психических процессов. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности врача.
Тема лекции: Общие сведения о познавательных психических процессах: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Тема практического занятия: Способы диагностики и совершенствования познавательных психических процессов.
Раздел 3. Психология личности, психолого-педагогические рекомендации по использованию знаний в области психологии личности для профессиональной деятельности врача
Основные психологические теории личности и их классификация: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также отечественные теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.
Тема лекции: Основные психологические теории личности, их учет профессиональной деятельности врача.
Тема практического занятия: Темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.
Раздел 4. Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические рекомендации по использованию знаний в области психологии здоровья и здорового образа жизни для профессиональной деятельности врача
Самосознание и образ тела. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.
Тема лекции: Психологические основы здорового образа жизни. Самосознание и образ тела.
Тема практического занятия: Стресс, общий адаптационный синдром. Внутренний конфликт и способы защиты от него.
Раздел 5. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача
Предмет и методы педагогики. Педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.
Тема лекции: Предмет и методы педагогики. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.
Тема практического занятия: Изучение основных педагогических категорий: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача.
Раздел 6. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача
Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского образования. Необходимость формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.
Тема лекции: Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.
Тема практического занятия: Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского образования. Формирование у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации.
Раздел 7. Элементы педагогической психологии, возрастной психологии и психологии развития, рекомендации по использованию знаний в области педагогической психологии, возрастной психологии и психологии развития в профессиональной деятельности врача
Психолого-педагогические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в деятельности врача.
Тема лекции: Психолого-педагогические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения.
Тема практического занятия: Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.
Раздел 8. Основы медико-просветительской деятельности врача
Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни; ведение просветительской работы среди населения в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.
Тема лекции: Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни
Тема практического занятия: Создание и защита педагогических проектов, касающихся медицинской просветительской работы с населением в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.
Раздел 9. Элементы социальной психологии, рекомендации по использованию знаний в области социальной психологии в профессиональной деятельности врача
Особенности социального мышления, социального влияния, социальных отношений и их учет в педагогической деятельности врача (обучение пациентов и членов их семей, врачей, средний и младший медицинский персонал). Психолого-педагогические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Модели взаимодействия врача и пациента. Вербальное и невербальное общение. Конфликты в медицине.
Тема лекции: Элементы социальной психологии: социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения.
Тема практического занятия: Психолого-педагогические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Модели взаимодействия врача и пациента
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.