Психология, педагогика

Преподаватель: Лукацкий Михаил Абрамович
Кафедра: педагогики и психологии
Должность: Заведующий кафедрой, профессор

Лекций: 9

Объем программы, часов: 72

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Краткое описание программы.

Цели и задачи программы. Формирование у обучающихся психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения, как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности.

Ввести обучающихся в научное поле дисциплин гуманитарного характера, как базовых, для успешной социализации и профессионализации в специальностях, относящихся к категории «профессии служения людям»;

Сформировать у обучающихся блок знаний о внутреннем мире и поведении человека; научить использованию этих знаний в профессиональной практике;

Сформировать навыки делового и межличностного общения;

Обучить приемам эффективного партнерского взаимодействия с коллегами;

Обучить приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.

Форма занятий: лекции, семинары и самостоятельная работа.

Форма контроля: зачет

 

.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Место дисциплиныв структуре образовательной программы:

Дисциплина Психология, педагогика преподается в рамках базовой части учебного плана подготовки специалиста.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК-1Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-4Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

ОК-5Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала

ОК-8Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОПК-4Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности

ПК-15Готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний

ПК-16Готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни

Содержание дисциплины (модуля)

Раздел 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины

Цели и задачи курса. Место психологии в системе наук (психология и философия, психология и педагогика, психология и физиология, психология и медицина). Современные психологические школы. Предмет и методы психологии. Этика психологического исследования.

Тема лекции: Предмет и методы психологии.

Тема практического занятия: Современные психологические школы, их особенности и практические следствия для профессиональной деятельности врача.

Раздел 2. Психология познавательных психических процессов, психолого-педагогические рекомендации по использованию знаний в области психологии познавательных психических процессов для профессиональной деятельности врача

Общие сведения о познавательных психических процессах. Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Способы совершенствования познавательных психических процессов. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности врача.

Тема лекции: Общие сведения о познавательных психических процессах: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Тема практического занятия: Способы диагностики и совершенствования познавательных психических процессов.

Раздел 3. Психология личности, психолого-педагогические рекомендации по использованию знаний в области психологии личности для профессиональной деятельности врача

Основные психологические теории личности и их классификация: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также отечественные теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.

Тема лекции: Основные психологические теории личности, их учет профессиональной деятельности врача.

Тема практического занятия: Темперамент,  эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.

Раздел 4. Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические рекомендации по использованию знаний в области психологии здоровья и здорового образа жизни для профессиональной деятельности врача

Самосознание и образ тела. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

Тема лекции: Психологические основы здорового образа жизни. Самосознание и образ тела.

Тема практического занятия: Стресс, общий адаптационный синдром. Внутренний конфликт и способы защиты от него.

Раздел 5. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача

Предмет и методы педагогики. Педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.

Тема лекции: Предмет и методы педагогики. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.

Тема практического занятия: Изучение основных педагогических категорий: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача.

Раздел 6. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача

Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского образования. Необходимость формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.

Тема лекции: Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.

Тема практического занятия: Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского образования. Формирование у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации.

Раздел 7. Элементы педагогической психологии, возрастной психологии и психологии развития, рекомендации по использованию знаний в области педагогической психологии, возрастной психологии и психологии развития в профессиональной деятельности врача

Психолого-педагогические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в деятельности врача.

Тема лекции: Психолого-педагогические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения.

Тема практического занятия: Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.

Раздел 8. Основы медико-просветительской деятельности врача

Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни; ведение просветительской работы среди населения в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.

Тема лекции: Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни

Тема практического занятия: Создание и защита педагогических проектов, касающихся медицинской просветительской работы с населением в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.

Раздел 9. Элементы социальной психологии, рекомендации по использованию знаний в области социальной психологии в профессиональной деятельности врача

Особенности социального мышления, социального влияния, социальных отношений и их учет в педагогической деятельности врача (обучение пациентов и членов их семей, врачей, средний и младший медицинский персонал). Психолого-педагогические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Модели взаимодействия врача и пациента. Вербальное и невербальное общение. Конфликты в медицине.

Тема лекции: Элементы социальной психологии: социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения.

Тема практического занятия: Психолого-педагогические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Модели взаимодействия врача и пациента

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.