Преподаватель: Истомина Елена Владимировна Кафедра: ортопедической стоматологии и гнатологии Должность: Доцент, кандидат медицинских наук
Лекций: 0
Объем программы, часов: 72
Гнатология и функциональная диагностика
Преподаватель: Истомина Елена Владимировна Кафедра: ортопедической стоматологии и гнатологии Должность: Доцент, кандидат медицинских наук
Лекций: 0
Объем программы, часов: 72
Дисциплина "Гнатология и функциональная диагностика" посвящена изучению дисфункциональных состояний краниомандибулярной системы, в том числе и дисфункции ВНЧС, диагностики, клинической картины, дифференциальной диагностики, планирования и тактики лечения и др.
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам (темам).
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя: занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики освоения новых знаний (тестирование, контрольные задания (вопросы), практические задания).
Промежуточная аттестация предназначена для определения уровня освоения изученного объема дисциплины (модуля). Этапы зачета проводятся по окончании изучения дисциплины в семестре.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. Зачет состоит из двух этапов: тестирования и собеседования. |
Каждый обучающийся получает: |
|
|
Обучающимся предоставляются |
4 |
вариантов тестов по |
50 |
тестовых заданий в каждом. |
Таблица 13. Оценивание на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
35-50 |
Не зачтено |
34 и менее |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные вопросы к ситуационным задачам |
Таблица 14. Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
«Зачтено» Знание теоретических основ биомеханики зубочелюстной системы в норме и патологии; методов обследования, диагностики пациентов с краниомандибулярной дисфункцией; патологии окклюзии зубных рядов, функциональной патологии нейромышечной системы, височно-нижнечелюстных суставов; тактики ведения пациентов с дисфункцией краниомандибулярной системы; основных методов лечения пациентов с функциональными нарушениями краниомандибулярной системы. Обучающийся показывает знание основного материала в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний и клиническому мышлению подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне |
Не зачтено |
Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой |
Дисциплина (модуль) |
|
|||
|
||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
||||
реализуется в |
базовой |
части учебного плана по направлению подготовки (специальности) |
||
|
базовой/вариативной |
|
||
|
||||
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность |
||||
очной |
формы обучения. |
|||
очной/ очно-заочной |
|
|||
Цель: |
||||
|
||||
Задачи: |
||||
|
||||
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций. Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной (модулем)
№ |
Код |
Содержание компетенции |
|
ПК - 5 |
Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания |
|
ПК - 8 |
Способность к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями |
|
ПК - 9 |
Готовность к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара |
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).
Таблица 2. Результаты обучения
№ |
Код компетенции |
Результаты обучения |
|
ПК – 5 |
Знать: -теоретические основы биомеханики зубочелюстной системы в норме и патологии; -методы обследования, диагностики пациентов с краниомандибулярной дисфункцией. Уметь: -обследовать пациента с краниомандибулярной дисфункцией; -анализировать результаты основных и дополнительных методов обследования пациентов с краниомандибулярной дисфункцией. Навыки: -клинического стоматологического обследования пациентов с краниомандибулярной дисфункцией. |
|
ПК -8 |
Знать: - патологию окклюзии зубных рядов, функциональную патологию нейромышечной системы, височно-нижнечелюстного сустава; -тактику ведения пациентов с дисфункцией краниомандибулярной системы. Уметь: -провести дифференциальную диагностику пациентов с краниомандибулярной дисфункцией. Навыки: -врачебной этики и деонтологии при ведении пациентов с функциональной патологией нейромышечной системы, височно-нижнечелюстных суставов. Приобрести опыт: - заполнения медицинской карты. |
|
ПК – 9 |
Знать: -принципы обследования и методы диагностики пациентов с краниомандибулярной дисфункцией; -основные методы ортопедического лечения пациентов с дисфункцией краниомандибулярной системы; -основные этапы и методы изготовления ортопедических конструкций у пациентов со стоматологическими заболеваниями, в том числе и пациентов с функциональными нарушениями краниомандибулярной системы. Уметь: -своевременно диагностировать, оказывать помощь и при необходимости направлять пациентов с краниомандибулярной дисфункцией к соответствующим специалистам. Навыки: -врачебной этики и деонтологии при ведении пациентов с краниомандибулярной дисфункцией. Приобрести опыт: - заполнения медицинской амбулаторной карты пациентов с краниомандибулярной дисфункцией. |
Дисциплина (модуль) |
|
||||
|
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
изучается на |
5 |
курсе (ах) в |
10 |
семестре (ах) и базируется на знаниях и |
|
|
цифрой (ами) |
|
цифрой (ами) |
|
|
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины (модуля).
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)
№ |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Необходимый объём знаний, умений, владение |
|
Анатомия человека |
Знать: - Анатомические термины (русские и латинские); Анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы Уметь: - Находить и показывать в челюстно-лицевой области человека основные костные ориентиры Навыки: - Знания размера, формы и положения любого органа и их внутреннее строение в челюстно-лицевой области |
|
Лучевая диагностика |
Знать: - Рентгенологическую картину органов и тканей полости рта, головы и шеи. Уметь: - Находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения Навыки: - Интерпретации результатов лучевой диагностики |
|
Простое зубопротезирование |
Знать: - Стоматологические инструменты и аппаратуру; свойства стоматологических материалов и препаратов, применяемых в стоматологической практике; этиологию, патогенез заболеваний твёрдых тканей зубов; развитие и клиническую картину возможные осложнения при пользовании несъёмными и съёмными зубными протезами. Уметь: - Вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждениях; проводить профилактику и лечение пациентов с патологией твердых тканей зубов и зубных рядов. При необходимости направить пациента к соответствующим специалистам. Навыки: - диагностики и ортопедического лечения патологии твердых тканей зубов и зубных рядов в соответствии с нормативными документами ведения пациентов; -навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациента; Приобрести опыт: - изготовления диагностических гипсовых моделей. |
|
Протезирование при полном отсутствии зубов |
Знать: - Теоретические основы строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при полном отсутствии зубов. Уметь: - Интерпретировать результаты основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов с полным отсутствием зубов. Навыки: - Профилактики осложнений при ортопедическом лечении пациентов и при необходимости направлять пациента к соответствующим специалистам. Приобрести опыт: -получения альгинатных оттисков с верхней и нижней челюстей. |
|
Ортодонтия и детское протезирование |
Знать: - классификацию зубочелюстных аномалий; -этиологию, патогенез и методы диагностики наследственных патологий; -аппараты, используемые для лечения зубочелюстных аномалий; -классификацию ортодонтических аппаратов; -методы лечения. Уметь: -диагностировать зубочелюстные аномалии. |
|
Комплексное зубопротезирование и челюстно-лицевое протезирование |
Знать: -современные методы обследования пациентов; -этиологию, патогенез, клинику, диагностику, ортопедическое лечение заболеваний твердых тканей зуба; - этиологию, патогенез, клинику, диагностику частичной вторичной адентии, ортопедическое лечение несъемными и съемными конструкциями зубных протезов; -этиологию, патогенез, клинику, диагностику, заболеваний пародонта; ортопедическое лечение, избирательное пришлифовывание зубов; -этиологию, патогенез, клинику, диагностику, ортопедическое лечение повышенного стирания твердых тканей зубов и его осложнений. Уметь: -диагностировать патологию зубочелюстной системы. |
Изучение дисциплины (модуля)
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей), практик: |
|
Наименование дисциплин (модулей), практик, последующего изучения |
В основе преподавания дисциплины (модуля) лежат следующие виды профессиональной деятельности: |
|
Наименование видов профессиональной деятельности |
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
|||||
Гнатология и функциональная диагностика |
|||||
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
|||||
составляет |
2 |
зачетных единиц |
72 |
акад. часов |
|
Таблица 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы |
Трудоемкость |
|||||||||
зач. ед. |
акад. час. |
по семестрам (акад.час.) |
||||||||
10 |
|
|
|
|||||||
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) |
2 |
72 |
72 |
|
|
|
||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
|
48 |
48 |
|
|
|
||||
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
6 |
6 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
42 |
|
|
|
||
|
|
|
в т.ч. часов в инт. форме |
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
24 |
24 |
|
|
|
||||
Промежуточная аттестация: |
Зачет |
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя:
занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся |
Виды контактной работы обучающихся с преподавателем |
Таблица 5. Структура дисциплины (модуля) в академических часах
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Семестр (1-12) |
Общая трудоемкость |
из них: |
|||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
Самостоятельная работа |
||||||||||
Аудиторная работа |
В/а[1] работа |
||||||||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ[2] |
Практикум |
ЛР[3] |
Коллоквиум |
|
|||||
|
Анатомия и физиология зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы. Биомеханика жевательного аппарата |
10 |
12 |
2 |
|
6 |
|
|
|
|
4 |
|
Методы обследования пациентов с функциональными нарушениями зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
10 |
16 |
2 |
|
6 |
|
|
|
|
8 |
|
Дисфункция зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
10 |
22 |
|
|
18 |
|
|
|
|
4 |
4. |
Комплексное планирование лечения окклюзионных нарушений, патологии ВНЧС и жевательных мышц |
10 |
22 |
2 |
|
12 |
|
|
|
|
8 |
|
ИТОГО |
|
72 |
6 |
|
42 |
|
|
|
|
24 |
При изучении дисциплины (модуля) предусматривается применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.
Таблица 6. Интерактивные формы проведения учебных занятий
№ п/п |
Раздел /тема дисциплины (модуля) |
Вид занятия |
Используемые интерактивные формы проведения занятий |
|
Артикуляционные системы |
Практическое занятие |
Ролевая игра, Организация групповых дискуссий |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам, включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 7. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Тема лекции и ее содержание |
|
Анатомия и физиология зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы. Биомеханика жевательного аппарата |
Лекция 1. Взаимосвязь морфофункциональных элементов зубочелюстной системы. Биомеханика жевательного аппарата. Теоретические аспекты гнатологии, значение для практической деятельности врача-стоматолога. Основные морфофункциональные элементы зубочелюстной системы, их взаимосвязь. Нейромышечная регуляция. Зубы, зубные ряды, окклюзионные контакты. Понятия окклюзии и артикуляции. Статические и динамические виды окклюзии, основные признаки. Факторы окклюзии. Окклюзионные концепции (теории). Мышцы челюстно-лицевой области. Анатомия жевательных мышц, их функция. Анатомо-физиологические особенности ВНЧС. Функция ВНЧС. Биомеханика нижней челюсти. Движения нижней челюсти в сагиттальной, вертикальной, горизонтальной (трансверзальной) плоскости. |
|
Методы обследования пациентов с функциональными нарушениями зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
Лекция 2. Общие принципы работы артикуляционных систем. Применение артикулятора в практике врача-стоматолога Типы артикуляторов. Среднеанатомический, полурегулируемый, полностью регулируемый артикуляторы: преимущества и недостатки использования в работе. Артикулятор типа «Arcon» и «Nonarcon». Подготовительные клинические и лабораторные этапы (получение оттисков, моделей челюстей). Устройство лицевой дуги. Наложение лицевой дуги на лицо пациента, возможные ошибки. Монтаж моделей челюстей в межрамное пространство артикулятора. Методы настройки артикулятора на индивидуальную функцию. Анализ статических и динамических окклюзий диагностических моделей в артикуляторе. Лекция 3. Клинические и дополнительные методы обследования пациентов с мышечно-суставной дисфункцией. Значение функциональных методов в постановке диагноза. Понятия состояний относительной физиологической нормы, адаптации, компенсации и декомпенсации.Клиническое обследование. Предварительное короткое обследование пациентов (Короткий Гамбургский тест). Функциональный клинический анализ. Осмотр лица. Оценка подвижности нижней челюсти. Обследование ВНЧС. Пальпация и изометрия мышц. Клиническое обследование окклюзии зубных рядов. Методы определения и фиксации центрального соотношения челюстей. Аппаратурная диагностика состояния зубных рядов и челюстей; жевательной мускулатуры; височно-нижнечелюстных суставов. |
Таблица 8. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам |
|
Анатомия и физиология зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы. Биомеханика жевательного аппарата |
Тема 1. Вводная Определение, цели и задачи дисциплины. Основные морфофункциональные элементы зубочелюстной системы (зубы и опорный аппарат зубов, височно-нижнечелюстные суставы, мышцы челюстно-лицевой области), их взаимосвязь. Тема 2. Биомеханика жевательного аппарата. Вертикальные, сагиттальные, трансверзальные движения нижней челюсти. |
|
Методы обследования пациентов с функциональными нарушениями зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
Тема 3. Клинические и дополнительные методы обследования пациентов. Функциональные методы обследования. Тема 4 Артикуляторы. Лицевая дуга. Устройство артикуляторов. Назначение лицевой дуги. Устройство лицевой дуги. Наложение лицевой дуги на лицо пациента, возможные ошибки. Регистрация центральной окклюзии, центрального соотношения челюстей. Тема 5. Загипсовка моделей в артикулятор Методы загипсовки (монтажа) моделей челюстей в межрамное пространство артикулятора. Настройка артикулятора по средним значениям. Методы настройки артикулятора на индивидуальную функцию. |
|
Дисфункция зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
Тема 6. Нарушение окклюзии и артикуляции (патология окклюзии) Причины нарушения окклюзии. Аномалии и деформации зубного ряда. Классификация деформаций зубных рядов. Клиника и патогенез вертикальных и горизонтальных деформаций зубных рядов. Дифференциальная диагностика патологии с феноменом Попова-Годона. Частичное отсутствие зубов. Теория артикуляционного равновесия X. Годона. Патология твердых тканей зубов, повышенное стирание зубов. Патология пародонта. Понятие преждевременного контакта (суперконтакта), причины возникновения, методы устранения. Клиническая и аппаратурная функциональная диагностика патологии окклюзии. Тема 7. Мышечно-суставная дисфункция Этиология, патогенез, дифференциальная диагностика, клиника мышечно-суставной дисфункции. Обследование пациентов с мышечно-суставной дисфункцией. Аксиографическое исследование. |
|
Комплексное планирование лечения окклюзионных нарушений, патологии ВНЧС и жевательных мышц |
Тема 8 Комплексное планирование лечения патологии окклюзионных нарушений, височно-нижнечелюстных суставов и жевательных мышц Планирование дополнительного обследования и привлечения смежных специалистов. Ортодонтический этап комплексного лечения пациентов с дисфункцией зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы. Принципы хирургического лечения пациентов с патологией ВНЧС. Тема 9. Ортопедическое лечение пациентов с дисфункцией зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 9. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
|
Работа с рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными учебниками |
|
Написание сообщений, рефератов |
|
Подготовка компьютерных презентаций по отдельным темам дисциплины; |
|
Работа с периодической печатью |
|
Изучение материала лекций, подготовка к лекциям и практическим занятиям |
|
Выполнение обучающих и контролирующих заданий |
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Цель задания: |
Изучение биомеханики жевательного аппарата |
Содержание работы обучающегося: |
Работа с лекционным материалом, рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными ресурсами; подготовка устного сообщения |
Код формируемой компетенции |
ПК-5 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные здания |
Форма контроля |
Выступление на практическом занятии |
Источники: |
Изучение материала лекций, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение клинических методов диагностики функциональных нарушений зубочелюстной системы |
Содержание работы обучающегося: |
Конспектирование, подготовка ответов на контрольные здания, изучение рекомендуемой литературы |
Код формируемой компетенции |
ПК-8, ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные здания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Изучение инструментальной (аппаратурной) функциональной диагностики зубочелюстной системы |
Содержание работы обучающегося: |
Работа с рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными учебниками, подготовка устного сообщения |
Код формируемой компетенции |
ПК-5, ПК-8 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные здания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Цель задания: |
Мышечно-суставная дисфункция. Этиология, патогенез, дифференциальная диагностика, клиника. |
Содержание работы обучающегося: |
Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, подготовка реферата и презентации |
Код формируемой компетенции |
ПК – 5, ПК-8, ПК-9 |
Задания для самостоятельной работы: |
Контрольные здания |
Форма контроля |
Собеседование по контрольным заданиям, защита реферата |
Источники: |
Рекомендованная основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля). Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 10. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п |
Наименование |
|
Патология височно-нижнечелюстных суставов: учебное пособие / В. А. Семкин, Н. А. Рабухина, С. И. Волков. - М. : Практическая медицина, 2011. - 167 с. : ил. |
|
Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы [Электронный ресурс] / Под ред. Л.Л. Колесникова, С.Д. Арутюнова, И.Ю. Лебеденко, В.П. Дегтярева - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studentlibrary.ru/book |
|
Стоматология. Нейростоматология. Дисфункции зубочелюстной системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.С. Персин, М.Н. Шаров - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studentlibrary.ru/book |
|
Инструментальная функциональная диагностика зубочелюстной системы: учебное пособие /И.Ю. Лебеденко, С.Д. Арутюнов, М.М. Антоник. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 80 с.: цв.ил. |
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.
Таблица 11. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля |
Оценка |
Критерии оценки |
Выступление на практическом занятии |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Выступление соответствует содержанию работы по теме. Присутствует самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы. В изложении материала есть логичность, грамотность и последовательность изложения. Используется наглядный материал. «Не зачтено» Выступление не соответствует содержанию работы по теме. Работа выполнена не самостоятельно. Отсутствует логичность, грамотность и последовательность изложения. |
Собеседование по контрольным заданиям |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Знание теоретических основ биомеханики зубочелюстной системы в норме и патологии; клинических методов диагностики функциональных нарушений зубочелюстной системы обследования, инструментальной функциональной диагностики зубочелюстной системы, мышечно-суставной дисфункции (этиология, патогенез, дифференциальная диагностика, клиника). Грамотное изложение ответа, без существенных неточностей в ответе; Обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос. «Не зачтено» нет грамотного логичного ответа на поставленный вопрос |
Защита реферата |
Зачтено/ Не зачтено |
«Зачтено» Реферат соответствует целям и задачам поставленной темы, отражена новизна реферированного текста, авторская позиция. Обучающийся представил презентацию, показал умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал. В докладе продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы Оформление отчетного материала соответствует заданным преподавателем требованиям «Не зачтено» Обучающийся не знает учебный материал, представленный в реферате |
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля).
Таблица 12. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценочные средства |
Количество |
Задания в тестовой форме |
137 |
Ситуационные задачи |
19 |
Порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. Зачет состоит из двух этапов: тестирования и собеседования.
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Этапы зачета проводятся по окончании изучения дисциплины в семестре.
Обучающимся предоставляются |
4 |
вариантов тестов по |
50 |
тестовых заданий в каждом. |
Таблица 13. Оценивание на тестировании
Оценка |
Количество верных ответов |
Зачтено |
35-50 |
Не зачтено |
34 и менее |
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные вопросы к ситуационным задачам |
Таблица 14. Оценивание знаний
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
«Зачтено» Знание теоретических основ биомеханики зубочелюстной системы в норме и патологии; методов обследования, диагностики пациентов с краниомандибулярной дисфункцией; патологии окклюзии зубных рядов, функциональной патологии нейромышечной системы, височно-нижнечелюстных суставов; тактики ведения пациентов с дисфункцией краниомандибулярной системы; основных методов лечения пациентов с функциональными нарушениями краниомандибулярной системы. Обучающийся показывает знание основного материала в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний и клиническому мышлению подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне |
Не зачтено |
Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой |
Таблица 16. Список основной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Ортопедическая стоматология: Учебник /Под ред.: И.Ю. Лебеденко, Э.С. Каливраджияна.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.- 800 с.: цв.ил. |
|
Биомеханика зубочелюстной системы: учебное пособие /под ред. С.Д. Арутюнова, М.М. Антоника, И.Ю. Лебеденко. – М.: Практическая медицина, 2016. – 108 с.: ил. |
|
Инструментальная функциональная диагностика зубочелюстной системы: учебное пособие /И.Ю. Лебеденко, С.Д. Арутюнов, М.М. Антоник. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 80 с.: цв.ил |
|
Гнатология и функциональная диагностика. Контрольно-оценочные средства: учебное пособие /под ред. Н.А. Цаликовой. - М.: МГМСУ, 2017. - 31 с. |
Таблица 17. Список дополнительной литературы
№ п/п |
Наименование |
|
Анатомия человека. Атлас для стоматологов, стоматологов-ортопедов [Электронный ресурс] / Л. М. Литвиненко, Д. Б. Никитюк - М. : Литтерра, 2017. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785423502300.html |
|
Ортопедическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437223.html |
Таблица 18. Ресурсы сети Интернет
№ п/п |
Наименование ресурса |
Адрес сайта |
|
Каталог электронных библиотек |
|
|
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) |
|
|
Европейская электронная библиотека Europeana |
При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания. Преподаватель объясняет ход выполнения заданий самостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина (модуль) является практико-ориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).
Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 19. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий |
Организация деятельности обучающегося |
Лекция |
На лекциях излагаются основные теоретические положения, новые научные достижения и перспективы развития в области безопасности жизнедеятельности. Лекция носит актуальный и проблемный характер. Обучающийся ведет конспект лекций: кратко, схематично, последовательно фиксирует основные положения, выводы, формулировки. Обозначает вопросы, термины, материалы, которые вызывают трудности. |
Практические занятия |
На занятиях проводится обсуждение наиболее сложных вопросов изучаемого материала в целях углубления и закрепления знаний обучающихся, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Практические занятия имеют цель углубления и закрепления теоретических знаний. На них особое внимание уделяется решению ситуационных задач, отработки практических навыков, прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме. При проведении практических занятий, особое внимание уделяется формированию мышления врача, работающего в экстремальных условиях. Практическая подготовка обучающихся проводится на фантомных моделях (отработка мануальных навыков). |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей, предназначена для изучения нового материала, практического закрепления знаний и умений и обучения студентов индивидуальному выполнению задания. Работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные здания; подготовка рефератов, докладов Подготовка реферата. Поиск литературы, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. |
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе: |
|
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения: |
|
|
При реализации образовательной программы для изучения дисциплины (модуля) |
|
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии) |
используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова: аудиторный фонд, материально-технический фонд, библиотечный фонд. |
Аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий включает специальные помещения:
|
|
|
|
|
Назначение помещений |
Аудиторный фонд также включает специальные помещения:
|
|
Назначение помещений |
Таблица 20. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий
№ п/п |
Местонахождения аудиторного фонда |
|
КДК, ул. Долгоруковская, д.4/2, 102, 103, 104 каб. |
Специальные помещения укомплектованы:
|
Материально-техническое обеспечение |
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются:
|
Материально-техническое обеспечение |
Лаборатории оснащены лабораторным оборудованием:
|
Материально-техническое обеспечение |
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены:
|
Материально-техническое обеспечение |
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению включают в себя следующее.
Таблица 21. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины (модуля).
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Оборудование |
|
Анатомия и физиология зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы. Биомеханика жевательного аппарата |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологический смотровой набор, стандартные ложки |
|
Методы обследования пациентов с функциональными нарушениями зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологические смотровые наборы, стандартные ложки |
|
Дисфункция зубочелюстно-лицевой (краниомандибулярной) системы |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологический смотровой набор, прикусные вилки Специализированное оборудование: артикулятор, лицевая дуга |
|
Комплексное планирование лечения окклюзионных нарушений, патологии ВНЧС и жевательных мышц |
Мультимедийный комплекс (проектор Toshiba TDP – T100, ноутбук Sony PcG – 8Y2P, флэш-карта с презентациями) Специализированное оборудование: место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая Расходные материалы Стоматологический смотровой набор, артикулятор, лицевая дуга |
Дисциплина (модуль) обеспечена печатными изданиями фундаментальной библиотеки, электронными изданиями электронно-библиотечной системы и учебно-методической литературой кафедры.
Таблица 22. Комплектность библиотечного фонда
№ п/п |
Состав библиотечного фонда |
|
Основная и дополнительная литература в библиотеке |
|
Интернет-ресурсы |
|
Плакаты и стенды кафедры |
|
Периодические журналы, выписываемыми кафедрой: «Ортопедической стоматологии и гнатологии» и др. |
Не предусмотрено.
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.