Внутренние болезни

Преподаватель: Николин Олеся Петровна
Кафедра: госпитальной терапии № 1 л/ф
Должность: Доцент

Лекций: 12

Объем программы, часов: 108

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель:

  • Обучение принципам и методам клинической и инструментально-лабораторной диагностики, а также лечения основных синдромов и заболеваний внутренних органов для самостоятельной работы в учреждениях общетерапевтической практики.

Задачи:

  • Cформировать у обучающихся знания по проведению полного объема диагностических и лечебных мероприятий в  соответствии со стандартами лечения больных с различными нозологическими формами внутренних болезней  в учреждениях амбулаторной помощи и дневных стационарах;
  • Обучить ведению профессиональной деятельности в общетерапевтических клиниках;
  • Развитие умений для формирования профессиональной компетенции в терапии и врачебных умений врача общей практики;
  • Сформировать навыки оформления медицинской документации с изложением в ней всех основных разделов, обоснования клинического диагноза, плана обследования и лечения, ведения дневников и оформления этапных эпикризов при работе с терапевтическими больными в учреждениях амбулаторной помощи и дневных стационарах.

 

Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются

Форма контроля

Оценка

Критерии оценки

Выступление на практическом занятии

Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Выступление соответствует содержанию работы по теме. Присутствует самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы. В изложении материала есть логичность, грамотность и последовательность изложения. Используется наглядный материал.

«Не зачтено» Выступление не соответствует содержанию работы по теме. Работа выполнена не самостоятельно.

Отсутствует логичность, грамотность и последовательность изложения.

Тестирование

Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Уровень освоения учебного материала позволяет обучающемуся давать верные ответы на 50%  и более тестовых заданий в тесте.

«Не зачтено»  в тесте более 50% ответов не верных.

Защита истории болезни пациента

Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» История болезни соответствует целям и задачам поставленной темы, отражена новизна текста, авторская позиия.

Обучающийся представил презентацию, показал умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал.

В докладе продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

Оформление отчетного материала соответствует заданным преподавателем требованиям

«Не зачтено» Обучающийся не знает учебный материал, представленный в истории болезни пациента

Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Контрольные задания или иные оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлены в виде фонда оценочных средств.

Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля)для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля).

 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Наименование оценочного средства

Количество

Ситуационные задачи

80

Практические задания

30

 

  1. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации

            Промежуточная аттестация проводится в форме зачета и включает собеседование по ситуационным задачам и оценку практических навыков.

Оценивание обучающегося на собеседовании

            На собеседовании используются следующие оценочные средства:

  • Три ситуационные задачи. Практическое задание.

Оценивание знаний

Оценка

Критерии оценки

Зачтено

«Зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему полные и глубокие знания программы дисциплины, способность к их систематизации и клиническому мышлению, а также способность к установления факта наличия или отсутствия заболевания в терапии, ведения и лечения терапевтических пациентов с различными нозологическими формами при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний.

Не зачтено

«Не зачтено» выставляется обучающемуся  показавшему  не полные знания программы дисциплины,и  не достигшему способности к их систематизации и клиническому мышлению, а также  кустановлению факта наличия или отсутствия заболевания в терапии, ведения и лечения терапевтических пациентов с различными нозологическими формами при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний.

 Оценивание практической подготовки

Критерии оценки в соответствии с содержанием дисциплины (модуля) и практического умения выставляются с учетом:.

  • практической работы у постели больного в течении семестра
  • решения практических заданий

Оценивание практического умения

Оценка

Критерии оценки

Зачтено

Обучающийся демонстрирует клиническое мышление при обследовании пациента и оценке жалоб пациента, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания в терапии, а также ведения и лечения терапевтических пациентов с различными нозологическими формами при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний.

Не зачтено

Обучающийся демонстрирует поверхностные знания в оценке жалоб пациента, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания в терапии, а также ведения и лечения терапевтических пациентов с различными нозологическими формами при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний. не позволяющие адекватно оценить состояние пациента.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины (модуля)

№ п/п

Раздел дисциплины (модуля)

Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения хронической сердечной недостаточности на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Классификация в зависимости от этиологии, фракции выброса левого желудочка, выраженности симптомов, длительности течения. Основные клинические проявления. Диагностические мероприятия у амбулаторных больных. Типичные отклонения от нормы лабораторных показателей. Основные аспекты лечения и профилактики на амбулаторном этапе лечения.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения артериальной гипертензии на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Классификация уровней артериального давления. Понятие о высоком нормальном давлении. Суточные колебания артериального давления. Стратификация риска. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Тактика ведения в зависимости от суммарного сердечно-сосудистого риска. Медикаментозная терапия у амбулаторных пациентов. Особенности ведения отдельных групп больных в зависимости от сопутствующей соматической патологии. 

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения стабильной ишемической болезни сердца на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Основные характеристики стабильной ишемической болезни сердца. Неинвазивные методы исследования сердца. Особенности лабораторной диагностики.

Тема 2. Нагрузочные пробы. Стратификация риска. Обследование бессимптомных лиц. Образ жизни и фармакологическое лечение у амбулаторных пациентов. Наблюдение за пациентами со стабильной ишемической болезнью сердца, прошедшими реваскуляризацию.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения фибрилляции предсердий на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Типы фибрилляции предсердий. Индекс оценки симптомов, связанных с фибрилляцией предсердий. Стратификация риска инсульта и тромбоэмболий. Неинвазивные методы диагностики. Современные аспекты антитромботической терапии. Оценка риска кровотечений. Медикаментозный контроль частоты желудочкового ритма. Медикаментозный контроль синусового ритма.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения острого коронарного синдрома на основе клинических рекомендации

Тема 1. Клиническая симптоматика. Неинвазивные методы диагностики. Биохимические маркеры повреждения миокарда. Примерная последовательность действий при ведении больных с острым коронарным синдромом без подъема сегмента ST. Методы лечения: антиишемические, антитромботические  препараты, непрямые антикоагулянты, фибринолитики.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения хронического легочного сердца

 

Тема 1. Легочная артериальная гипертензия. Классификация легочного сердца. Клиническая картина. Лабораторная и инструментальная диагностика. Основные аспекты лечения. Ведение амбулаторных пациентов с хроническим легочным сердцем.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения бронхиальной астмы на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Факторы, влияющие на развитие и проявления бронхиальной астмы. Клинические признаки, повышающие и уменьшающие вероятность диагноза. Алгоритм исследования при подозрении на бронхиальную астму. Лечение. Ингаляционные стероиды.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения хронической обструктивной болезни легких на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Хронический бронхит и эмфизема. Спирометрия. классификация ХОБЛ по спирометрическим показателям. Фенотипы ХОБЛ.Бронходилатационный тест. Оценка одышки. САТ-Тест. Медикаментозная терапия в зависимости от фенотипа ХОБЛ.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения хронической болезни почек на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Хроническая болезнь почек – критерии диагноза, стадии. Скорость клубочковой фильтрации. Скрининг и мониторинг хронической болезни почек. Факторы риска и факторы прогрессирования.. Профилактика.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения ревматичеcких заболеваний на основе клинических рекомендаций

Тема 1. Анкилозирующий спондилит, антифосфолипадный синдром.

Тема 2. Болезнь Бехчета, системные васкулиты, идиопатические воспалительные миопатии, остеоартроз, остеопороз, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, болезнь Шёгрена, псориатический артрит, узловатая эритема – современные аспекты диагностики и лечения..

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения анемий на основе клинических рекомендаций

Тема 1. В-12 дефицитная анемия. Этиология и патогенез. Клиническая триада. Лабораторная диагностика. Специфическая диагностика. Лечение и первичная и вторичная профилактика. Диспансерное наблюдение.

Тема 2. Апластическая анемия. Основные критерии диагноза. Иммуносупрессивная терапия. Оценка результатов лечения.

Fe-дефицитная анемия. Этиология. Обучение больных. Препараты Fe.

  1.  

Алгоритмы диагностики и лечения гастроэзофагеальнойрефлюксной болезни, эрозивно-язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки, вызванных нестероидными противовоспалительными препаратами, холестатических заболеваний печенина основе клинических рекомендаций.

Тема 1. Гастроэзофагальнаярефлюксная болезнь – этиология, патогенез, пищеводные и внепищеводные проявления. Лечение. Пищевод Баррета.

Тема 2. НПВП-гастропатии –факторы риска, лечение, профилактика.

Тема 3. Язвенная болезнь – H.pylori. Инвазивные и неинвазивные методы исследования.Течение и осложнения. Диета и фармакотерапия. Профилактика.

Тема 4. Синдром холестаза. Течение и осложнения. Диета и фармакотерапия. Профилактика.

 

Таблица 9. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

№ п/п

Вид самостоятельной работы

  1.  

Работа с, рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными учебниками

  1.  

Написание сообщений, рефератов

  1.  

Подготовка компьютерных презентаций по отдельным темам дисциплины;

  1.  

Работа с периодической печатью, российскими и международными клиническими рекомендациями

  1.  

Изучение материала лекций, подготовка к лекциям и практическим занятиям

  1.  

Выполнение обучающих и контролирующих заданий

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.