Преподаватель: Осипова Наталья Николаевна Кафедра: психиатрии и наркологии Должность: Доцент, доктор медицинских наук
Лекций: 6
Объем программы, часов: 108
Подростковая психиатрия
Преподаватель: Осипова Наталья Николаевна Кафедра: психиатрии и наркологии Должность: Доцент, доктор медицинских наук
Лекций: 6
Объем программы, часов: 108
Целью учебной дисциплины является приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых при обследовании подростков (14-18 лет), обнаруживающих психические отклонения, а также при обследовании взрослых пациентов, у которых инициальные психические нарушения дебютировали в препубертатном и пубертатном периодах. В задачи дисциплины входит формирование знаний о проявлении психических расстройств в подростковом возрасте, ознакомление обучающихся с современными возможностями лечения и коррекции психических расстройств у подростков, а также помощь в освоении навыков навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов подросткового возраста с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы. Форма промежуточной аттестации - зачет.
|
Раздел 1.
Теоретические и организационные основы подростковой психиатрии
|
Лекция 1. Предмет и задачи подростковой психиатрии. Правовые аспекты оказания психиатрической помощи подросткам. Вопросы этики и медицинской деонтологии в психиатрии. Общие положения семиотики психических расстройств. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Раздел 2. Общая психопатология подросткового возраста
|
Лекция 2. Общая психопатология подросткового возраста. Психический дизонтогенез. Классификация и клинические формы дизотногенеза. Варианты пубертатного криза. Подростковые психопатологические синдромы: патологическое фантазирование, сверхценные образования, дисморфофобия, нервная анорексия, расстройства влечений, юношеская астеническая несостоятельность, гебоидный синдром. Раздел 3.
Лекция 3. Подростковая шизофрения. Основные патогенетические гипотезы шизофрении. Пути формирования предрасположенности к шизофрении. Нарушение центрального обмена нейротрансмиттеров. Психопатоподобные и неврозоподобные при шизофрении у подростков. Терапия шизофрении в подростковом возрасте. Практические занятия. Раздел 1. Теоретические и организационные основы подростковой психиатрии
|
Тема 1. Теоретические и организационные основы подростковой психиатрии. Основные этапы развития подростковой психиатрии. Законы о психиатрической помощи РФ. Организация подростковой психиатрической службы: стационарной, амбулаторной. Вопросы трудовой, судебной и военной экспертизы. Вопросы этики и медицинской деонтологии в психиатрии. Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Общие положения семиотики психических расстройств подросткового возраста. Классификация психических заболеваний. Методы обследования психически больных подростков (психометрические шкалы). Раздел 2. Общая психопатология подросткового возраста.
|
Тема 2. Особенности расстройств познавательной деятельности в подростковом возрасте. Особенности общих для взрослого и подросткового возраста психопатологических расстройств. Галлюцинации. Дереализация и деперсонализация. Нарушения сознания. Особенности бреда. Тема 3. Особенности расстройств эмоциональной и двигательно-волевой сферы в подростковом возрасте. Эмоции и их расстройства в подростковом возрасте. Особенности депрессий и депрессивные подростковые эквиваленты. Особенности маниакальных состояний. Патология влечений и двигательно-волевой сферы. Раздел 3. Частная психиатрия
Тема 4. Наркомании в подростковом возрасте. Общая характеристика наркомании (токсикомании). Значение их для растущего организма. Наиболее частые формы наркоманий: морфинизм, барбитуромания, каннабизм, полинаркомания. Роль врача и среднего медицинского персонала в предупреждении наркоманий. Лечение и профилактика наркоманий у подростков. Тема 5. Подростковая шизофрения. Определение понятия и современное состояние вопроса о сущности шизофрении. Понятие об основных и факультативных симптомах шизофрении. Основные клинические формы шизофрении. Типы течения шизофрении. Медленнотекущие формы: неврозоподобная и психопатоподобная. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте. Современные представления об этиопатогенезе шизофрении. Принципы и разновидности лечения шизофрении. Осложнения, побочные явления, противопоказания к применению психофармакологических препаратов, корректоры психофармакологических средств. Основные принципы реабилитации подростков при шизофрении. Тема 6. Психогении (неврозы и реактивные состояния) в подростковом возрасте. Понятие о неврозах: их клиника и динамика. Неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Особенности проявления неврозов у детей и подростков. Моносимптомные неврозы детского возраста. Реакции протеста у детей и особенности такого рода реакций в пубертатном возрасте. Понятие о невротическом развитии. Значение учения И. П. Павлова в выяснении патофизиологических основ неврозов. Современные представления о роли различных церебральных структур в формировании неврозов. Нейрофизиологический и нейробиохимический аспекты неврозов. Виды лечения. Тема 7. Расстройства личности в подростковом возрасте. История учения о расстройствах личности. Вклад отечественных психиатров в изучение клиники, динамики и патофизиологии психопатий. Основные клинические формы психопатий: паранойяльные, аффективные, возбудимые, шизоидные, эксплозивные (эпилептиоидные), психастении (ананкастные), истерические, астенические. Значение воспитания, обучения в предупреждении и ослаблении психопатических реакций. Психопатоподобные состояния, развивающиеся на фоне органического поражения головного мозга — инфекционной, травматической и другой этиологии. Динамика психопатий и особенности формирования в подростковом возрасте. Лечение и коррекция психопатий у подростков. Тема 8. Умственная отсталость в подростковом возрасте. Степени умственной отсталости. Современная классификация умственной отсталости в зависимости от этиологическою фактора. Динамика умственной отсталости. Лечение. Роль вспомогательных школ, специализированных интернатов, диспансеров и специализированных лечебно-трудовых мастерских в социальной компенсации больных подросткового возраста. Проблема профилактики. |
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.