Подростковая психиатрия

Преподаватель: Осипова Наталья Николаевна
Кафедра: психиатрии и наркологии
Должность: Доцент, доктор медицинских наук

Лекций: 6

Объем программы, часов: 108

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины является приобретение  теоретических знаний и практических навыков, необходимых при  обследовании подростков (14-18 лет), обнаруживающих психические отклонения, а также при обследовании взрослых пациентов, у которых инициальные психические нарушения дебютировали в препубертатном и пубертатном периодах. В задачи дисциплины входит формирование знаний о проявлении психических расстройств в подростковом возрасте, ознакомление обучающихся с современными возможностями лечения и коррекции психических расстройств у подростков, а также помощь в освоении навыков навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов подросткового возраста с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы.

Форма промежуточной аттестации - зачет.

 

 
 
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. 

Теоретические и организационные  основы подростковой психиатрии

 

Лекция 1. Предмет и задачи подростковой психиатрии.

Правовые аспекты оказания психиатрической помощи подросткам.

Вопросы этики и медицинской деонтологии в психиатрии.  Общие положения семиотики психических расстройств. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста.

Раздел 2.

Общая психопатология подросткового возраста

 

Лекция 2. Общая психопатология  подросткового возраста.

 Психический дизонтогенез. Классификация и клинические формы дизотногенеза. Варианты пубертатного криза. Подростковые психопатологические синдромы: патологическое фантазирование, сверхценные образования, дисморфофобия, нервная анорексия, расстройства влечений, юношеская астеническая несостоятельность, гебоидный синдром.

Раздел 3.

 

Лекция 3. Подростковая шизофрения.

Основные патогенетические гипотезы шизофрении. Пути формирования предрасположенности к шизофрении. Нарушение центрального обмена нейротрансмиттеров. Психопатоподобные и неврозоподобные при шизофрении у подростков. Терапия шизофрении в подростковом возрасте.

Практические занятия. 

Раздел 1.

Теоретические и организационные основы подростковой психиатрии

 

Тема 1. Теоретические и организационные  основы подростковой психиатрии. 

Основные этапы развития подростковой психиатрии. Законы о психиатрической помощи РФ. Организация подростковой психиатрической службы: стационарной, амбулаторной. Вопросы трудовой, судебной и военной экспертизы. Вопросы этики и медицинской деонтологии в психиатрии. Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Общие положения семиотики психических расстройств подросткового возраста. Классификация психических заболеваний. Методы обследования психически больных подростков (психометрические шкалы).

Раздел 2.

Общая психопатология подросткового возраста.

 

Тема 2.  Особенности расстройств познавательной деятельности в подростковом возрасте. Особенности общих для взрослого и подросткового возраста  психопатологических расстройств. Галлюцинации. Дереализация и деперсонализация. Нарушения сознания. Особенности бреда.

Тема 3. Особенности расстройств эмоциональной и двигательно-волевой сферы в подростковом возрасте.

 Эмоции и их расстройства в подростковом возрасте. Особенности депрессий и депрессивные подростковые эквиваленты. Особенности маниакальных состояний. Патология влечений и двигательно-волевой сферы.

Раздел 3. Частная психиатрия

 

Тема 4. Наркомании в подростковом возрасте.

Общая характеристика наркомании (токсикомании). Значение их для растущего организма. Наиболее частые формы наркоманий:  морфинизм,  барбитуромания,  каннабизм,  полинаркомания. Роль врача и среднего медицинского персонала в предупреждении наркоманий. Лечение и профилактика наркоманий у подростков.

Тема 5. Подростковая шизофрения.

Определение понятия и современное состояние вопроса о сущности шизофрении. Понятие об основных и факультативных симптомах шизофрении. Основные клинические формы  шизофрении.  Типы течения шизофрении. Медленнотекущие формы: неврозоподобная и психопатоподобная. Особенности шизофрении в детском и подростковом  возрасте. Современные представления об этиопатогенезе шизофрении. Принципы и разновидности лечения шизофрении. Осложнения, побочные явления, противопоказания к применению психофармакологических препаратов, корректоры психофармакологических средств. Основные принципы реабилитации подростков  при шизофрении. 

Тема 6. Психогении (неврозы и реактивные состояния) в подростковом возрасте. 

Понятие о неврозах: их клиника и динамика. Неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Особенности проявления неврозов у детей и подростков. Моносимптомные неврозы детского возраста. Реакции протеста у детей и особенности такого рода реакций в пубертатном возрасте. Понятие о невротическом развитии. Значение учения И. П. Павлова в выяснении патофизиологических основ неврозов. Современные представления о роли различных церебральных структур в формировании неврозов. Нейрофизиологический и нейробиохимический аспекты неврозов. Виды лечения. 

Тема 7. Расстройства личности в подростковом возрасте.

История учения о расстройствах личности. Вклад отечественных психиатров в изучение клиники, динамики и патофизиологии психопатий. Основные клинические формы психопатий: паранойяльные, аффективные, возбудимые, шизоидные, эксплозивные (эпилептиоидные), психастении (ананкастные), истерические, астенические.

Значение воспитания, обучения в предупреждении и ослаблении психопатических реакций. Психопатоподобные состояния, развивающиеся на фоне органического поражения головного мозга — инфекционной, травматической и другой этиологии. Динамика психопатий и особенности формирования в подростковом возрасте. Лечение и коррекция психопатий у подростков. 

Тема 8. Умственная отсталость в подростковом возрасте.

Степени умственной отсталости. Современная классификация умственной отсталости  в зависимости от этиологическою фактора. Динамика    умственной отсталости.    Лечение.    Роль вспомогательных школ, специализированных интернатов, диспансеров и специализированных лечебно-трудовых мастерских в социальной компенсации больных подросткового возраста. Проблема профилактики.

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.