ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ И ПАРОДОНТОЛОГИЯ. 5 КУРС (осенний семестр)

Преподаватель: Ермольев Сергей Николаевич
Кафедра: пародонтологии
Должность: Профессор, доктор медицинских наук

Лекций: 17

Объем программы, часов: 90

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой

терапевтической стоматологии
и пародонтологии,
доктор медицинских наук, профессор

В.Г. Атрушкевич

«_____»__________________202__г.

Кафедра терапевтической стоматологии и пародонтологии

5 курс, стоматологический факультет.

осенний семестр 2024 - 2025 год.

План практических занятий

МОДУЛЬ 1
«Принципы базовой терапии заболеваний пародонта»

Вопросы для самоподготовки:
1.    Дайте определение понятию «профессиональная гигиена полости рта» Перечислите и охарактеризуйте этапы проведения профессиональной гигиены полости рта. 
2.    Перечислите показания к проведению профессиональной гигиены полости рта.
3.    Какова оптимальная периодичность проведения профессиональной гигиены полости рта у пациентов с гингивитом. Чем, на ваш взгляд, обусловлена такая периодичность?
4.    Какова оптимальная периодичность проведения профессиональной гигиены полости рта у пациентов с пародонтитом. Чем, на ваш взгляд, обусловлена такая периодичность?
5.    Существуют ли особенности проведения профессиональной гигиены полости рта у пациентов с пародонтитом? Если да, то, какие?
6.    Как вы считаете, возможны ли клинические ситуации, в которых можно/нужно пренебречь одним из этапов профессиональной гигиены полости рта? Если да, то охарактеризуйте эти ситуации, а также укажите исключаемый этап.
7.    Назовите классификацию зубных отложений. Перечислите известные вам методы удаления зубных отложений и кратко охарактеризуйте их.
8.    Перечислите все известные вам ручные инструменты, используемые для удаления минерализованных зубных отложений. Распределите указанные вами инструменты в две группы: для удаления наддесневых зубных отложений, и - поддесневых.
9.    Опишите принцип строения ручных инструментов для удаления минерализованных зубных отложений.  Назовите конструкционные элементы, присущие каждому ручному инструменту. 
10.    Назовите виды ручных скейлеров. Охарактеризуйте особенности строения скейлера, обуславливающие область применения (предназначение) этого инструмента. 
11.    Каково предназначение ручного скейлера? Можно ли считать скейлер инструментом, альтернативным кюрете? / Можно ли считать скейлер и кюрету взаимозаменяемыми инструментами? 
12.    Как на ваш взгляд, можно ли считать серповидный скейлер универсальным инструментом для удаления, как наддесневых зубных отложений, так и поддесневых? 
13.    Назовите ручные инструмент(-ы) для удаления минерализованных поддесневых зубных отложений. Охарактеризуйте различные виды инструментов.
14.    Опишите принцип строение кюреты. Существуе(-ю)т ли различие(-я) в строении универсальных кюрет и зоноспецифических (кюреты Грейси).
15.    Опишите особенности строения кюреты, которыми обусловлена область применения данного инструмента.
16.    Опишите правила расположения инструмента относительно корня зуба.
17.    Раскройте понятие «универсальная кюрета». В чем заключается «универсальность» инструмента?
18.    Назовите цветовую кодировку зоноспецифических кюрет Грейси. Дайте определение понятиям: «терминальный стержень», «функциональный стержень». Например: «Терминальный стержень – это элемент  ….. инструмента (-ов), располагающийся между …. и …..».
19.    Опишите технику удаления зубных отложений с применением зоноспецифической кюреты Грейси (расположение врача относительно пациента при обработке первого сегмента).
20.    Опишите технику удаления зубных отложений с применением зоноспецифической кюреты Грейси (расположение врача относительно пациента при обработке второго сегмента).
21.    Опишите технику удаления зубных отложений с применением зоноспецифической кюреты Грейси (расположение врача относительно пациента при обработке третьего сегмента).
22.    Опишите технику удаления зубных отложений с применением зоноспецифической кюреты Грейси (расположение врача относительно пациента при обработке четвертого сегмента).
23.    Опишите технику удаления зубных отложений с применением зоноспецифической кюреты Грейси (способ удержания инструмента в руке, расположение инструмента относительно «причинной области»). 
24.    Существуют ли специальные инструменты для удаления зубных отложений с поверхности имплантатов. Если да, то назовите их и охарактеризуйте.
25.    Назовите и охарактеризуйте различные аппаратные методы для удаления зубных отложений. Объясните принцип работы звуковых и ультразвуковых скейлеров. Как на ваш взгляд, являются ли эти методики взаимозаменяемыми?  
26.    Известны ли вам аппаратные методы для эффективного удаления плотных пигментированных зубных отложений? Если да, то назовите их и охарактеризуйте принцип работы.
27.    Перечислите показания к применению водно-воздушно-абразивных аппаратов в рамках проведения профессиональной гигиены полости рта.
28.    Назовите аппаратные методы для удаления мягких наддесневых зубных отложений и полирования поверхности зубов. Какова цель полирования поверхности зубов и обязательна ли данная манипуляция?
29.    Перечислите показания к использованию вращающихся щеточек, резиновых колпачков, штрипсов. 
30.    Назовите цель применения вращающихся щеточек в рамках проведения профессиональной гигиены. Назовите известные вам виды вращающихся щеточек, а также охарактеризуйте их. 
31.    Известны ли вам специальные средства или инструменты для удаления зубных отложений с проксимальных поверхностей зубов. Если да, то назовите их и охарактеризуйте.
32.    Назовите известные вам средства для полирования поверхности зубов в рамках проведения профессиональной гигиены полости рта.
33.    Опишите особенности проведения реминерализирующей терапии у пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта.

 

МОДУЛЬ 2
«Медикаментозное сопровождение базовой терапии заболеваний пародонта»

Вопросы для самоподготовки: 
1.    Дайте определение понятию «микробиота полости рта»
2.    Назовите основных представителей пародонтопатогенной микробиоты полости рта. 
3.    Дайте определение понятию «микробная биоплёнка». Опишите ее строение и перечислите ее свойства.
4.    Назовите факторы, формирующие механизм антибиотикорезистентности
5.    микроорганизмов биопленки.
6.    Назовите основные факторы защиты организма от микробной агрессии.
7.    Назовите методы идентификации микробного налета. Перечислите основные индексы для определения гигиенического состояния полости рта.
8.    Назовите основные группы препаратов, применяемых в пародонтологии. 
9.    Кратко охарактеризуйте их.
10.    Назовите основные группы препаратов, применяемых в рамках этиотропной терапии. 
11.    Назовите основные группы препаратов, применяемых в рамках патогенетической терапии.
12.    Назовите основные группы препаратов, применяемых для симптоматической терапии.
13.    Назовите группы препаратов, относящиеся к антибактериальным.
14.    Дайте определения понятиям «бактериостатичность», «бактерицидность» в контексте действия лекарственных препаратов.
15.    Назовите все известные вам антибактериальные препараты, применяемые местно на этапе базового лечения заболеваний пародонта. Кратко охарактеризуйте их.
16.    Назовите все известные вам антибактериальные препараты, применяемые местно на этапе хирургического лечения. Кратко охарактеризуйте их.
17.    Назовите все известные вам антибактериальные препараты, применяемые местно для поддерживающей терапии. Кратко охарактеризуйте их.
18.    Какие формы местного применения лекарственных препаратов для лечения заболеваний пародонта вы знаете?
19.    В чем заключается и как проводится местная антисептическая обработка  (в амбулаторных условиях) при лечении заболеваний пародонта.
20.    В чем заключается и как проводится местная антисептическая обработка (в домашних условиях) при лечении заболеваний пародонта.
21.    Назовите показания к применению антибактериальных препаратов местно и системно.
22.    Назовите различия между понятиями «лечебная повязка», «изолирующая повязка», «компрессионная повязка», «аппликация». 
23.    Показания к применению нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) при заболеваниях пародонта. Механизм действия НПВС. – продолжить с него.
24.    Способы/методики местного применения (нестероидных противовоспалительных средств) НПВС.
25.    Назовите препараты, относящиеся к группе НПВС, применяемые для местного лечения заболеваний пародонта.
26.    Назовите препараты, относящиеся к группе НПВС, применяемые системно для лечения заболеваний пародонта.
27.    Какова цель применения стероидных противовоспалительных средств (СПВС) при лечении заболеваний пародонта.
28.    Какие вам известны способы местного применения НПВС при лечении заболеваний пародонта.
29.    Как технически проводится лечебные аппликации при заболеваниях пародонта. В чем заключается суть данной лечебной процедуры.
30.    Назовите известные вам группы ферментов, применяемых при лечении заболеваний пародонта. Кратко охарактеризуйте указанные группы.
31.    Перечислите показания для применения ферментов в рамках лечения заболеваний пародонта. 
32.    Каковы способы применения ферментов при лечении заболеваний пародонта? 
33.    Перечислите известные вам препараты из группы «протеолитические ферменты».
34.    Опишите механизм действия и цель применения протеолитических ферментов в рамках лечения заболеваний пародонта.
35.    Как на ваш взгляд, можно ли считать протеолитические ферменты и антисептические препараты взаимозаменяемыми лекарственными средствами? Что является «мишенью» протеолитических ферментов?
36.    Известным ли вам препараты растительного происхождения, актуальные для использования в рамках лечения заболеваний пародонта. Если да, то перечислите их и кратко охарактеризуйте.
37.    Как вам кажется, можно ли рекомендовать пациенту с заболеваниями пародонта полоскания полости рта растворами антисептиков на длительное время, во избежание обострений? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.
38.    Какие, по вашему мнению, существуют факторы, влияющие на эффективность лечения заболеваний пародонта.
39.    Как на ваш взгляд, перед назначением антибиотиков в рамках лечения заболеваний пародонта, есть ли необходимость в определении чувствительности микрофлоры пародонтальных карманов к ним? 
40.    Какова, на ваш взгляд, цель определения чувствительности микрофлоры пародонтальных карманов.
41.    Как на ваш взгляд, что подразумевает и включает в себя понятие «поддерживающая терапия», в рамках лечения заболеваний пародонта.
42.    Как вам кажется, с какой целью, пациентам с заболеваниями пародонта, проводится поддерживающая терапия?
43.    Как вам кажется, можно ли избежать включения медикаментозной терапии в общую стратегию лечения заболеваний пародонта? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Модуль №3.
Ортопедический этап комплексного лечения заболеваний пародонта.
Вопросы для самоподготовки:

1.    Дать определение временным шинам. 
2.    Цель проведения временного шинирования зубов.
3.    Показания к изготовлению временных шинирующих аппаратов.
4.    Этап базового лечения, на котором применяется временное шинирование.
5.    Требования, предъявляемые к временным шинам. 
6.    Противопоказания к изготовлению временных шин.
7.    Материалы, из которых изготавливаются временные шины.
8.    Методы шинирования.
9.    Виды шин. 
10.    Окклюзионная шина. Показания к изготовлению.
11.    Дать определение лигатурному шинированию.
12.    Показания к лигатурному шинированию.
13.    Техника проведения лигатурного шинирования. 
14.    Материалы, используемые для изготовления арматур при временном шинировании.
15.    Виды временных шин, имеющих хорошую адгезию к композиционным материалам.
16.    Методика временного шинирования зубов, которая не требует   дополнительных инструментов (специальных ножниц, перчаток).
17.    Этапы прямого метода шинирования. 
18.    Недостатки методики временного шинирования с использованием армирующего материала.
19.    Суть вантовой системы шинирования зубов. 
20.    Показания к избирательному пришлифовыванию зубов.
21.    Случаи, когда метод избирательного пришлифовывания может быть профилактическим мероприятием.
22.    Причины, по которым произвольное пришлифовывание дает временный эффект. 
23.    Причины, по которым площадь жевательной поверхности не должна увеличиваться после пришлифовывания зубов.
24.    Методы избирательного пришлифовывания зубов.
25.    Суть метода Дженкельсона.
26.    Классы окклюзионных поверхностей зубов по Дженкельсону.
Перечень мануальных навыков:
1.    Проведение временного шинирования зубов — 2.
2.    Избирательное пришлифовывание зубов — 2.

Модуль №4.

Основы хирургического лечения заболеваний пародонта.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Принципы построения клинической классификации болезней пародонта.
  2. Определение понятия «пародонтит».
  3. По течению выделяют пародонтит.
  4. По распространенности выделяют пародонтит.
  5. Чем определяется тяжесть пародонтита.
  6. Перечислите степени тяжести пародонтита.
  7. Опишите характерные рентгенологические признаки для пародонтита легкой степени.
  8. Опишите характерные рентгенологические признаки для пародонтита средней степени.
  9. Опишите характерные рентгенологические признаки для пародонтита тяжелой степени.
  10. Дайте определение понятию «клинический карман».
  11. Дайте определение понятию «глубина кармана».
  12. В результате какого исследования можно выявить пародонтальный карман. К каким методам обследования относится эта манипуляция.
  13. Методика для определения глубины кармана.
  14. Определение понятия «потеря пародонтального прикрепления».
  15. Из чего складывается определение потери пародонтального прикрепления.
  16. Диагностические признаки, характерные для пародонтита в стадии хронического течения.
  17. Перечислите отличительные признаки пародонтита в стадии хронического течения от хронического катарального гингивита.
  18. Перечислите отличительные признаки пародонтита в стадии хронического течения от хронического гипертрофического гингивита.
  19. Перечислите отличительные признаки пародонтита в стадии хронического течения от пародонтоза.
  20. Диагностические признаки, характерные для хронического пародонтита в стадии обострения.
  21. Перечислите отличительные диагностические признаки хронического пародонтита в стадии обострения от хронического периодонтита в стадии обострения.
  22. Диагностические признаки, характерные для хронического пародонтита в стадии ремиссии.
  23. Критерии выбора метода хирургического лечения.
  24. Укажите показания к проведению кюретажа пародонтального кармана.
  25. Противопоказания к проведению хирургического лечения (амбулаторный прием).
  26. Опишите технику выполнения кюретажа пародонтального кармана.
  27. Последний этап при проведении кюретажа пародонтального кармана.
  28. Назовите критерии эффективности кюретажа пародонтального кармана в ходе операции.
  29. Практические рекомендации в послеоперационный период.
  30. На какой срок накладывают пародонтальную повязку после операции.
  31. Медикаментозное лечение, которое необходимо назначить после проведения операции кюретажа пародонтального кармана.
  32. Критерии эффективности кюретажа пародонтального кармана через сутки.
  33. Критерии эффективности кюретажа пародонтального кармана через неделю.
  34. Критерии эффективности кюретажа пародонтального кармана через месяц.

Перечень мануальных навыков:

  1. Проведение кюретажа — 2.
  2. Удаление зубного камня в пародонтальном кармане ручным способом, ультразвуковым методом — 4.
  3. Промывание и внесение лекарственных средств в пародонтальный карман — 10.
  4. Наложение изолирующей повязки — 4.

Лоскутная операция.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Определение пародонтита.
  2. Клиническая картина пародонтита тяжелой степени.
  3. Дополнительные методы исследования при заболеваниях пародонта.
  4. Рентгенологическая картина пародонтита тяжелой степени.
  5. Отличительные признаки пародонтита в стадии хронического течения от гипертрофического гингивита.
  6. Отличительные признаки пародонтита в стадии хронического течения от пародонтоза.
  7. Цель проведения лоскутной операции.
  8. Показания к лоскутной операции.
  9. Противопоказания к лоскутной операции.
  10. Отличия лоскутной операции от кюретажа.
  11. Инструментарий, необходимый для выполнения лоскутной операции.
  12. Методы обезболивания при проведении лоскутной операции.
  13. Этапы базовой терапии перед операцией.
  14. Значение индекса API позволяющее планировать проведение хирургического лечения.
  15. Медикаментозный этап подготовки больного к операции.
  16. Медикаментозная подготовка операционного поля.
  17. Этапы лоскутной операции.
  18. Виды разрезов при проведении лоскутной операции.
  19. Антисептические растворы для орошения операционной раны.
  20. Обработка поверхности корня.
  21. Инструмент для удаления поддесневых зубных отложений.
  22. Инструменты для удаления грануляционной ткани и эпителия пародонтальных карманов.
  23. Контроль качества удаления зубных отложений. 
  24. Цели наложения швов.
  25. Сроки снятия швов.
  26. Применение зубной щетки в послеоперационный период.
  27. Особенности пищевого рациона в послеоперационном периоде.
  28. Послеоперационный уход в течении недели.
  29. Общая противовоспалительная терапия в послеоперационном периоде.
  30. Местная противовоспалительная терапия в послеоперационном периоде.
  31. Способы местного применения антисептических растворов.
  32. Осложнения при длительном применении атисептических растворов.
  33. Цель применения местных антисептиков.
  34. Способы местного применения НПВС в после операционном периоде.
  35. Сроки назначения кератопластических препаратов в послеоперационном периоде.

Перечень мануальных навыков:

  1. Проведение лоскутной операции — 2.

Модуль №5.

Тема: Хирургический этап лечения заболеваний пародонта.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Определение симптома гипертрофии десны.
  2. Методы выявления симптома гипертрофии десны.
  3. Инструментальное определение симптома гипертрофии десны.
  4. Степени гипертрофии десны.
  5. Определение пародонтального кармана.
  6. Измерение глубины пародонтального кармана.
  7. Понятие «ложный карман».
  8. Хирургические методы лечения гипертрофии десны.
  9. Операция простой гингивэктомии.
  10. Показания к операции гингивэктомии.
  11. Противопоказания к проведению гингивэктомии.
  12. Инструменты для гингивэктомии.
  13. Этапы проведения гингивэктомии.
  14. Особенности послеоперационного ухода в день операции.
  15. Послеоперационный уход после проведения гингивэктомии в течение 7 дней после операции.
  16. Медикаментозное лечение в послеоперационный период.
  17. Критерии эффективности в ходе гингивэктомии.
  18. Критерии эффективности после гингивэктомии (1-й день).
  19. Критерии эффективности после гингивэктомии (через неделю).
  20. Критерии эффективности после гингивэктомии (через месяц).
  21. Понятие «горизонтальный дефект альвеолярной кости».
  22. Степени горизонтальной деструкции костной ткани альвеолы.
  23. Понятие «фуркационный дефект альвеолярной кости».
  24. Методика горизонтального зондирования фуркационных дефектов.
  25. Классификация фуркационных дефектов по J. Lindhe (1983).
  26. Методы лечения поражения фуркаций.
  27. Гемисекции зуба.
  28. Варианты выполнения гемисекции зуба.
  29. Показания к проведению гемисекции без удаления корня зуба.
  30. Показания к проведению гемисекции с удалением корня зуба.
  31. Инструменты для гемисекции зуба.
  32. Предоперационная подготовка к гемисекции зуба.
  33. Последовательность этапов гемисекции зуба.
  34. Особенности ведения пациента в день операции гемисекции.
  35. Послеоперационный уход в течение 7 дней после гемисекции.
  36. Медикаментозное лечение после гемисекции.
  37. Критерии эффективности выполнения в ходе операции гемисекции.
  38. Критерии эффективности выполнения гемисекции зуба в 1-й день после ее проведения.
  39. Критерии эффективности выполнения гемисекции зуба через неделю после ее проведения.
  40. Критерии эффективности выполнения гемисекции зуба через месяц после ее проведения.
  41. Ампутация корня зуба.
  42. Показания к ампутации корня зуба.
  43. Инструменты и оснащение к операции по ампутации корня зуба.
  44. Ход операции по ампутации корня зуба.
  45. Особенности послеоперационного ухода после ампутации корня зуба.
  46. Медикаментозная терапия после ампутации корня зуба.
  47. Критерии эффективности выполнения в ходе ампутации корня зуба.
  48. Критерии эффективности выполнения ампутации корня зуба в 1-й день после ее проведения.
  49. Критерии эффективности выполнения ампутации корня зуба через неделю после ее проведения.
  50. Критерии эффективности выполнения ампутации корня зуба через месяц после ее проведения.

Перечень мануальных навыков:

  1. Гингивэктомия — 1.
  2. Пародонтальная повязка-1

Модуль №6.

Особенности лечения различных нозологических форм заболеваний пародонта

 (гингивит).

Лечение катарального гингивита.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Гингивит. Определение.
  2. Гингивит. Классификация.
  3. Принципы этиотропной терапии катарального гингивита.
  4. Принципы патогенетической терапии катарального гингивита.
  5. Принципы саногенической терапии катарального гингивита.
  6. Принципы восстановительного лечения катарального гингивита.
  7. Перечислите основные этапы лечения катарального гингивита.
  8. Перечислите последовательность мероприятий в базовом лечении.
  9. Цель этапа коррекции индивидуальной гигиены полости рта.
  10. Перечислите индикаторы зубного налета.
  11. Перечислите ИГ.
  12. Перечислите средства ухода за полостью рта.
  13. Перечислите средства для профессиональной гигиены полости  рта при  лечении катарального гингивита.
  14. Перечислите способы удаления зубных отложений.
  15. Противопоказания к использованию водно-воздушных аппаратов.
  16. Противопоказания к использованию звуковых и ультразвуковых скейлеров.
  17. Назовите средства для реминерализации поверхности зуба.
  18. Цель мероприятия по удалению зубных отложений.
  19. Цель контроля гигиены полости рта.
  20. Перечислите антисептики для местного лечения катарального     гингивита.
  21. Способ применения антисептиков для местного применения при лечении  катарального гингивита.
  22. Цель использования антисептиков для местного применения при лечении   катарального гингивита.
  23. Методика выполнения орошения участка воспаления.
  24. Перечислите противовоспалительные препараты для местного применения при   лечении катарального гингивита.
  25. Способ применения противовоспалительных препаратов для местного лечения катарального гингивита.
  26. Методика выполнения аппликации.
  27. Цель использования противовоспалительных препаратов для местного лечения катарального гингивита.
  28. Механизм действия нестероидных противовоспалительных препаратов.
  29. Перечислите препараты растительного происхождения для местного лечения катарального гингивита.

Лечение язвенно-некротического гингивита. Лечение гипертрофического гингивита.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Определение язвенно-некротического гингивита.
  2. Другие названия язвенно-некротического гингивита.
  3. Возраст больных язвенно-некротическим гингивитом.
  4. Возбудители язвенно-некротического гингивита.
  5. Характеристика микробной флоры.
  6. Местные факторы, определяющие развитие язвенно-некротического гингивита.
  7. Общие факторы, определяющие развитие язвенно-некротического гингивита.
  8. Клиническая картина язвенно-некротического гингивита.
  9. Заболевания, с которыми проводят дифференциальную диагностику язвенно-некротического гингивита.
  10. Гигиеническое состояние полости рта у больных язвенно-некротическим гингивитом.
  11. Общее состояние больных язвенно-некротическим гингивитом.
  12. Оценка тяжести заболевания.
  13. Укажите дополнительные методы исследования при язвенно-некротическом гингивите.
  14. Бактериоскопическая картина при язвенно-некротическом гингивите.
  15. Клинический анализ крови больных язвенно-некротическим гингивитом.
  16. Показания к проведению санации полости рта при язвенно-некротическом гингивите.
  17. Показания к стационарному лечению пациента с язвенно-некротическим гингивитом.
  18. Показания для назначения общего лечения.
  19. Препараты для общего лечения.
  20. Группы лекарственных препаратов для местного лечения.
  21. Последовательность местных лечебных мероприятий при язвенно-некротическом гингивите.
  22. Обоснование выбора метода обезболивания.
  23. Препараты для обезболивания.
  24. Препараты для антисептической обработки.
  25. Сроки проведения антисептической обработки.
  26. Хирургические мероприятия при лечении язвенно-некротического гингивита.
  27. Физические методы лечения при язвенно-некротическом гингивите.
  28. Перечень протеолитических ферментов.
  29. Показания к применению протеолитических ферментов.
  30. Методика использования протеолитических ферментов.
  31. Перечень эпителизирующих средств.
  32. Показания к применению эпителизирующих средств при язвенно-некротическом гингивите.
  33. Методика использования эпителизирующих средств.
  34. Препараты для местной антибактериальной терапии.
  35. Фармакологические свойства сангвиритрина и показания к его использованию.
  36. Фармакологические свойства метронидазола.
  37. Препараты на основе метронидазола.
  38. Методика применения препаратов на основе метронидазола.
  39. Побочные действия метронидазола.
  40. Сроки проведения местной антибактериальной терапии.
  41. Состав аскорутина, фармакологические свойства аскорутина.
  42. Методика применения аскорутина.
  43. Рекомендации пациенту с язвенно-некротическим гингивитом.
  44. Рекомендации пациенту с язвенно-некротическим гингивитом по индивидуальной гигиене полости рта.
  45. Диета пациентов с язвенно-некротическим гингивитом.
  46. Мероприятия в период выздоровления.
  47. Профилактика язвенно-некротического гингивита.
  48. Осложнения язвенно-некротического гингивита.
  49. Критерии клинического выздоровления пациента с язвенно-некротическим гингивитом.
  50. Прогноз язвенно-некротического гингивита.

Перечень мануальных навыков:

  1. Оформление медицинской документации у пациента с заболеваниями пародонта — 2.
  2. Коррекция гигиены полости рта — 2.
  3. Удаление зубных отложений ручным способом (кюреты, скейлеры) с последующим полированием поверхностей зуба и реминерализующей терапией — 2.
  4. Аппликации лекарственных препаратов на десну — 2.

Лечение гипертрофического гингивита.

  1. План лечения больного гипертрофическим гингивитом фиброзной формы.
  2. План лечения больного гипертрофическим гингивитом отечной формы.
  3. Роль коррекции гигиены у пациентов с гипертрофическим гингивитом отечной формы.
  4. Роль коррекции гигиены у пациентов с гипертрофическим гингивитом фиброзной формы.
  5. Показания к проведению профессиональной гигиены полости рта у пациента с гипертрофическим гингивитом.
  6. Укажите индикаторы, используемые для определения уровня  гигиены у пациента с гипертрофическим гингивитом.
  7. Определение воспаления десны у пациента с гипертрофическим гингивитом.
  8. Методы удаления зубных отложений у пациента с гипертрофическим гингивитом.
  9. Дополнительные средства личной гигиены по уходу за полостью рта у больного с гипертрофическим гингивитом.
  10. Показания к применению ирригатора у пациента с гипертрофическим гингивитом.
  11. Способы местного применения лекарственных препаратов при гипертрофическом гингивите.
  12. Показания к применению антибактериальных препаратов у больного гипертрофическим гингивитом.
  13. Способы применения антибактериальных препаратов у больного гипертрофическим гингивитом.
  14. Показания к применению противовоспалительных лекарственных препаратов при гипертрофическом гингивите.
  15. Способы применения противовоспалительных лекарственных препаратов при гипертрофическом гингивите.
  16. Средства, используемые для общего лечения при гипертрофическом гингивите.
  17. Показания к проведению гингивэктомии.
  18. Инструменты, используемые при гингивэктомии.
  19. Этапы выполнения простой гингивэктомии.
  20. Рекомендации пациенту после гингивэктомии.
  21. Медикаментозное лечение в послеоперационном периоде после
  22. гингивэктомии.
  23. Цель проведения маркировки дна десневого кармана.
  24. Инструмент, используемый для маркировки дна десневого кармана.
  25. Роль лечебной повязки, используемой при лечении гипертрофического гингивита.
  26. Показания к применению изолирующей повязки после гингивэктомии.
  27. Роль антисептической обработки слизистой оболочки рта в месте проведения операции гингивэктомии.
  28. Сроки сохранения пародонтальной повязки в послеоперационном периоде.
  29. Сроки применения зубной щетки в послеоперационном периоде.
  30. Факторы, приводящие к рецидиву отечной формы гипертрофического гингивита.
  31. Прогноз гипертрофического гинвита.
  32. Зубные пасты назначаемые при гипертофическом гингивите отечной формы.
  33. Факторы, способствующие отложению зубного налёта при гипертрофическом гингивите.
  34. Тактика лечения гипертрофического гингивита,вызванного необходимостью постоянного приёма противосудорожных препаратов.
  35. Показания к применению мексидола при гипертрофическом гингивите.
  36. Физические методы лечения отечной формы гипертрофического гингивита.
  37. Физические методы лечения фиброзной формы гипертрофического гингивита.
  38. Показания к криодеструкции при гипертрофическом гингивите фиброзной формы.
  39. Показания к диатермокоагуляции десневых сосочков при гипертрофическом гингивите фиброзной формы.
  40. Показания к дарсонвализации при гипертрофическом гингивите фиброзной формы.
  41. Показания к дарсонвализации при гипертрофическом гингивите отёчной формы.
  42. Применение лазера при гипертрофическом гингивите фиброзной формы.
  43. Состав лечебной повязки при лечении гипертрофического гингивита отечной формы.
  44. Особенности лечения гипертрофического гингивита у беременных.
  45. Особенности лечения гипертрофического гингивита у подростков.
  46. Лечение гипертрофического гингивита у пациентов при эндокринных нарушениях.
  47. Противовоспалительные лекарственные препараты растительного происхождения при лечении гипертрофического гингивита.

Перечень мануальных навыков:

  1. Оформление медицинской документации у пациента с заболеваниями пародонта — 2.
  2. Коррекция гигиены полости рта — 2.
  3. Удаление зубных отложений ручным способом (кюреты, скейлеры) с последующими полированием поверхностей зуба и реминерализующей терапией — 2.
  4. Аппликации лекарственных препаратов на десну — 2.
  5. Проведение гингивэктомии — 2.

Перечень мануальных навыков:

  1. Коррекция гигиены рта — 5.
  2. Удаление зубных отложений ручным способом (скейлер) — 5.
  3. Удаление зубных отложений ультразвуковым методом — 5.
  4. Полирование поверхности корня — 5.
  5. Реминерализация — 5.
  6. Аппликация (втирание) лекарственного препарата — 5.
  7. Лечебная повязка — 5.

Модуль №7.

Особенности лечения различных нозологических форм заболеваний пародонта (пародонтит).

Вопросы для самоподготовки:

  1. Профилактика и лечение очагового пародонтита. Последовательность врачебных манипуляций при проведении местного лечения очагового пародонтита.
  2. Медикаментозная обработка пародонтального кармана, наложение твердеющей пародонтальной повязки (цель, техника выполнения). Обоснование выбора фармакологических препаратов при проведении местной медикаментозной терапии пародонтита. Над-поддесневой скейлинг, сглаживание поверхности корня.Показания к проведению хирургического лечения (кюретаж).
  3. План лечения. Содержание комплексной терапии. Последовательность терапевтических этапов. Показания, техника проведения кюретажа пародонтальных карманов, лоскутной операции. Критерии оценки качественно проведенного кюретажа, лоскутной операции в ходе выполнения, в отдаленные сроки (неделя, месяц). Особенности гигиенического ухода за полостью рта в послеоперационный период. Обоснование местного и общего назначения или отказа от использования фармакологических препаратов.
  4. Врачебная тактика при проведении местного и общего лечения больного пародонтитом в стадии обострения.

Перечень мануальных навыков:

  1. Оформление медицинской документации у пациента с заболеваниями пародонта — 2.
  2. Коррекция гигиены полости рта — 2.
  3. Удаление зубных отложений ручным способом (кюреты, скейлеры) с последующим полированием поверхностей зуба и реминерализующей терапией — 2.
  4. Проведение кюретажа — 1.
  5. Проведение лоскутной операции (или в качестве ассистента) — 1.
  6. Промывание и внесение лекарственных средств в пародонтальный карман — 8.
  7. Наложение изолирующей повязки — 4.

Модуль №8.

Особенности лечения различных нозологических форм заболеваний пародонта (невоспалительные заболевания пародонта, рецессия десны).

Вопросы для самоподготовки:

  1. Определение рецессии десны.
  2. Рецессия десны по классификации МКБ-с.
  3. Классификация рецессий десны по Миллеру.
  4. Показания к хирургическому лечению рецессии десны.
  5. Пластические операции, связанные с замещением и увеличением зоны слизистой оболочки полости рта, покрытой многослойным плоским ороговевающим эпителием в непосредственной близости к зубу.
  6. Наиболее редко проводимые пластические операции, связанные с замещением и увеличением зоны слизистой оболочки полости рта, покрытой многослойным плоским ороговевающим эпителием в непосредственной близости к зубу.Пластические операции, направленные на устранение симптома «обнажение поверхности корня».

Перечень мануальных навыков:

  1. Оформление медицинской документации у пациентов с заболеваниями пародонта — 2.
  2. Удаление зубных отложений ручным способом с последующими полированием поверхностей зуба и реминерализующей терапией — 1.
  3. Удаление зубных отложений ультразвуковым методом с последующим полированием поверхностей зуба и реминерализующей терапией — 1.

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

  1. Терапевтическая стоматология. Под ред.  О.О. Янушевича //ГЭОТАР-Медиа. - М. – 2019– C.427- 443.
  2. Терапевтическая стоматология, часть 2, болезни пародонта. Под редакцией проф. Барера      Г.М. //ГЭОТАР-Медиа. - М. - 2012. – C.123-127.
  3. Болезни пародонта.Лечение. Под ред. О.О.Янушевича //Практическая медицина. -  М. – 2014. – 167с.

Дополнительная литература:

  1. Пародонтология. Национальное руководство.Под ред. О.О. Янушевича, Л.А. Дмитриевой //ГЭОТАР-Медиа. - М. – 2018.-752с.
  2. Терапевтическая стоматология. Национальное руководство. Под ред. Л.А. Дмитриевой, М.Ю. Максимовского//ГЭОТАР-Медиа. - М. – 2015.- 888 с.
  3. Дмитриева Л.А., Беспалова И.Н., Золоева З.Э., Романов А.Е., Руднева Е.В., Рунова Г.С., Сечко О.Д., Филатова Н.А., Чернышова С.Б. Совре­менные аспекты клинической пародонтологии (под редакцией проф. Дмитриевой Л.А.): Медпресс. - М. - 2001. – C. 4-21.
  4. Янушевич О.О., Ревазова З.Э., Дмитриева Л.А., Волков Е.А., Рунова Г.С., Денисова С.В. Учебное пособие Нехирургическое лечение заболеваний пародонта. Инструментарий, оборудование-М.: МГМСУ. - 2019.- 99 с.
  5. Янушевич О.О., Дмитриева Л.А., Ревазова З.Э., Рунова Г.С., Бобр И.С. Учебное пособие Обследование пациентов с заболеваниями пародонта М.: МГМСУ. - 2019.- 87 с
  6. Заболевания пародонта. Под ред. проф. Л.Ю. Ореховой. М., «ПолиМедиаПресс», 2004 г., с.:.7-85, 98-107
  7. Дж. Ласкарис, К. Скалли. Атлас по пародонтологии – Проявления местных и системных поражений: МИА. – М. – 2005. – С.41 – 51, 177-189, 197-216.
  8. Роберт П. Лангле, Крэйг С. Миллер. Атлас заболеваний полости рта: ГЭОТАР – Медиа. – М. – 2008. С. 88 – 101.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ПАРОДОНТОЛОГИИ

Дисциплина: «Пародонтология»

Расписание лекций в осеннем семестре 2024-2025 учебного года.

Дата Время Группа Лектор и тема лекции Аудит Теоретический корпус

3.09.24

Вторник

9.30 -11.10;

11.20 -13.00;

17-24;

50-57;

 5 курс

Лекция № 1.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (базовая терапия).

Проф. Атрушкевич В.Г.

Лекция № 2.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (хирургические методы).

 Проф. Атрушкевич В.Г.

Лекционный зал,1-й этаж

Клиника ЦС и ЧЛХ, ул. Вучетича,9А.

4.10.24

Пятница

15.30 -17.10;

17.20 -19.00

25-33;

58-66;

 5 курс

Лекция № 1.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (базовая терапия).

Проф. Атрушкевич В.Г.

Лекция № 2.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (хирургические методы).

 Доц. Немерюк Д.А.

Лекционный зал,1-й этаж Клиника ЦС и ЧЛХ, ул. Вучетича,9А.

5.11.24

Вторник

9.30 -11.10;

11.20 -13.00

9-16;

42-49;

 5 курс

Лекция № 1.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (базовая терапия).

Проф. Атрушкевич В.Г.

Лекция № 2.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (хирургические методы).

 Доц. Немерюк Д.А.

Лекционный зал,1-й этаж Клиника ЦС и ЧЛХ, ул. Вучетича,9А.

6.12.24

Пятница

9.30 -11.10;

11.20 -13.00

1-8;

34-41;

 5 курс

Лекция № 1.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (базовая терапия).

Проф. Атрушкевич В.Г.

Лекция № 2.

Комплексный подход к леченияю заболеваний пародонта (хирургические методы).

 Доц. Немерюк Д.А.

Лекционный зал,1-й этаж Клиника ЦС и ЧЛХ, ул. Вучетича,9А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зав. учебной частью, проф.                                                 Волков Е.А.

 

Расписание  работы преподавателей кафедры терапевтической стоматологии и пародонтологии
в лечебно-учебных кабинетах
осень 2024

  Кабинет 332 (теория) Кабинет 344(практика)

ПН

   

ВТ

   

СР

   

ЧТ

   

ПТ

   

Зав. учебной частью, проф.                                                 Волков Е.А. 

 

Расписание теоретических и практических занятий 5 курс, стоматологический факультет    

Группы 7-8;  40-41     11.11 - 2.12.24

Практические занятия проводятся по адресу:

ул. Вучетича, д.9а, 3 эт. каб. 332;344

  Каб.332 Теория Каб.344 Практика

ПН

11.11.

24

Модуль№1

9.00-11.45 гр. 7

11.45-14.30.гр. 8

14.30-17.15.гр. 40

17.15-20.00.гр. 41

 

9.00-11.45гр. 8

11.45-14.30.гр. 7

14.30-17.15.гр. 41

17.15 -20.00.гр. 40

ЧТ

14.11.

24

Модуль№2

9.00-11.45гр. 40

11.45-14.30.гр. 41

14.30-17.15.гр. 7

17.15 -20.00.гр. 8

9.00-11.45 гр. 41

11.45-14.30.гр. 40

14.30-17.15.гр.8

17.15-20.00.гр. 7

 

 ВТ

19.11.

24

Модуль№3

9.00-11.45 гр. 7

11.45-14.30.гр. 8

14.30-17.15.гр. 40

17.15-20.00.гр. 41

9.00-11.45гр. 8

11.45-14.30.гр. 7

14.30-17.15.гр. 41

17.15 -20.00.гр. 40

 

ПТ

22.11.

24

Модуль№4;5

9.00-11.45гр. 40

11.45-14.30.гр. 41

14.30-17.15.гр. 7

17.15 -20.00.гр. 8

9.00-11.45 гр. 41

11.45-14.30.гр. 40

14.30-17.15.гр.8

17.15-20.00.гр. 7

СР

27.11.

24

Модуль№6;7

9.00-11.45 гр. 7

11.45-14.30.гр. 8

14.30-17.15.гр. 40

17.15-20.00.гр. 41

9.00-11.45гр. 8

11.45-14.30.гр. 7

14.30-17.15.гр. 41

17.15 -20.00.гр. 40

ПН

2.12.

24

9.00-11.45гр. 40

ТЕСТИРОВАНИЕ

11.45-14.30.гр. 41

14.30-17.15.гр. 7

ТЕСТИРОВАНИЕ

17.15 -20.00.гр. 8

9.00-11.45 гр. 41

11.45-14.30.гр. 40

14.30-17.15.гр.8

17.15-20.00.гр. 7

ЧТ

5.12.

24

КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН

9.00 – 13.00

Группы 7-8; 40-41  

Для самостоятельной работы студентов 5 курса на портале Российского университета медицины размещены:

1. Тестовые задания по каждой теме занятий.

2.Лекции.

 3. 8 презентаций по каждой теме занятий.

Зав. учебной частью, проф.                                                 Волков Е.А.

 

Расписание теоретических и практических занятий

5 курс, стоматологический факультет    

Группы 4 - 6; 37 - 39    7.11 - 28.12.24

Практические занятия проводятся по адресу:

ул. Вучетича, д.9а, 3 эт. каб. 332;344

  Каб.332 Теория Каб.344 Практика

ЧТ

7.11.

24

Модуль№1

9.00-11.45 гр. 4;1/2 6

11.45-14.30.гр. 5;1/2 6

14.30-17.15.гр. 37;1/2 39

17.15-20.00.гр. 38;1/2 39

9.00-11.45гр. 5;1/2 6

11.45-14.30.гр. 4;1/ 26

14.30-17.15.гр. 38;1/2 39

17.15 -20.00.гр. 37;1/2 39

ВТ

12.11.

24

Модуль№2

9.00-11.45 гр. 37;1/2 39

11.45-14.30.гр. 38;1/2 39

14.30-17.15.гр. 4;1/2 6

17.15-20.00.гр. 5;1/2 6

9.00-11.45 гр. 38;1/2 39

11.45-14.30.гр. 37;1/2 39

14.30-17.15. 5;1/2 6

17.15-20.00.гр. 4;1/2 6

ПТ

15.11.

24

Модуль№3

9.00-11.45 гр. 4; 1/2 6

11.45-14.30.гр. 5; 1/2 6

14.30-17.15.гр. 37; 1/2 39

17.15-20.00.гр. 38; 1/2 39

9.00-11.45гр. 5; 1/2 6

11.45-14.30.гр. 4; 1/2 6

14.30-17.15.гр. 38; 1/2 39

17.15 -20.00.гр. 37; 1/2 39

СР

20.11.

24

Модуль№4;5

9.00-11.45 гр. 37; 1/2 39

11.45-14.30.гр. 38; 1/2 39

14.30-17.15.гр. 4; 1/2 6

17.15-20.00.гр. 5; 1/2 6

9.00-11.45 гр. 38; 1/2 39

11.45-14.30.гр. 37; 1/2 39

14.30-17.15. 5; 1/2 6

17.15-20.00.гр. 4; 1/2 6

ПН

25.11.

24

Модуль№6;7

9.00-11.45 гр. 4; 1/2 6

11.45-14.30.гр. 5; 1/2 6

14.30-17.15.гр. 37; 1/2 39

17.15-20.00.гр. 38; 1/2 39

9.00-11.45гр. 5; 1/2 6

11.45-14.30.гр. 4; 1/2 6

14.30-17.15.гр. 38; 1/2 39

17.15 -20.00.гр. 37; 1/2 39

ЧТ

28.11.

24

Модуль№8

9.00-11.45 гр. 37; 1/2 39

тестирование

11.45-14.30.гр. 38; 1/2 39

14.30-17.15.гр. 4; 1/2 6

тестирование

17.15-20.00.гр. 5; 1/2 6

9.00-11.45 гр. 38; 1/2 39

11.45-14.30.гр. 37; 1/2 39

14.30-17.15. 5; 1/2 6

17.15-20.00.гр. 4; 1/2 6

ВТ

3.12.

24

КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН

9.00 – 13.00

Группы 4-6;  37-39   

Для самостоятельной работы студентов 5 курса на портале Российского университета медицины размещены:

1. Тестовые задания по каждой теме занятий.

2.Лекции.

 3. 8 презентаций по каждой теме занятий.

Зав. учебной частью, проф.                                                 Волков Е.А.

 

Расписание теоретических и практических занятий

5 курс, стоматологический факультет    

Группы 1 - 3;  34 - 36      8.11 - 29.11.24

Практические занятия проводятся по адресу:

ул. Вучетича, д.9а, 3 эт. каб. 332;344

  Каб.332 Теория Каб.344 Практика

ПТ

8.11.

24

Модуль№1

9.00-11.45 гр. 1; 1/2 3

11.45-14.30.гр. 2; 1/2 3

14.30-17.15.гр. 34; 1/2 36

17.15-20.00.гр. 35; 1/2 36

9.00-11.45гр. 2; 1/2 3

11.45-14.30.гр. 21; 1/2 3

14.30-17.15.гр. 35; 1/2 36

17.15 -20.00.гр. 34; 1/2 36

СР

13.11.

24

Модуль№2

9.00-11.45гр. 34; 1/2 36

11.45-14.30.гр. 35; 1/2 36

14.30-17.15.гр. 1; 1/2 3

17.15 -20.00.гр. 2; 1/2 3

9.00-11.45 гр. 35; 1/2 36

11.45-14.30.гр. 34; 1/2 36

14.30-17.15.гр. 2; 1/2 3

17.15-20.00.гр. 1; 1/2 3

 ПН

18.11.

24

Модуль№3

9.00-11.45 гр. 1; 1/2 3

11.45-14.30.гр. 2; 1/2 3

14.30-17.15.гр. 34; 1/2 36

17.15-20.00.гр. 35; 1/2 36

9.00-11.45гр. 2; 1/2 3

11.45-14.30.гр. 21; 1/2 3

14.30-17.15.гр. 35; 1/2 36

17.15 -20.00.гр. 34; 1/2 36

ЧТ

21.11.

24

Модуль№4;5

9.00-11.45гр. 34; 1/2 36

11.45-14.30.гр. 35; 1/2 36

14.30-17.15.гр. 1; 1/2 3

17.15 -20.00.гр. 2; 1/2 3

9.00-11.45 гр. 35; 1/2 36

11.45-14.30.гр. 34; 1/2 36

14.30-17.15.гр. 2; 1/2 3

17.15-20.00.гр. 1; 1/2 3

ВТ

26.11.

24

Модуль№6;7

9.00-11.45 гр. 1; 1/2 3

11.45-14.30.гр. 2; 1/2 3

14.30-17.15.гр. 34; 1/2 36

17.15-20.00.гр. 35; 1/2 36

9.00-11.45гр. 2; 1/2 3

11.45-14.30.гр. 21; 1/2 3

14.30-17.15.гр. 35; 1/2 36

17.15 -20.00.гр. 34; 1/2 36

ПТ

29.11.

24

9.00-11.45гр. 34; 1/2 36

ТЕСТИРОВАНИЕ

11.45-14.30.гр. 35; 1/2 36

14.30-17.15.гр. 1; 1/2 3

ТЕСТИРОВАНИЕ

17.15 -20.00.гр. 2; 1/2 3

9.00-11.45 гр. 35; 1/2 36

11.45-14.30.гр. 34; 1/2 36

14.30-17.15.гр. 2; 1/2 3

17.15-20.00.гр. 1; 1/2 3

СР

4.12.

24

КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН

9.00 – 13.00

Группы 1-3;  34-36

Для самостоятельной работы студентов 5 курса на портале Российского университета медицины размещены:

1. Тестовые задания по каждой теме занятий.

2.Лекции.

 3. 8 презентаций по каждой теме занятий.

Зав. учебной частью, проф.                                                 Волков Е.А.

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.