Гигиена полости рта

Преподаватель: Саид Дарья Шоршевна
Кафедра: профилактики стоматологических заболеваний с/ф
Должность: Ассистент

Лекций: 4

Объем программы, часов: 396

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Проведение индивидуальной профессиональной гигиены полости рта при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи по профилактике стоматологических заболеваний и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:

Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК.01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК.02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК.04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК.07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК.09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД.02

Проведениеобследованияпациентадля оценки и регистрации стоматологическогостатусаи гигиеническогосостояниярта. Проведениелечебных и профилактическихмероприятийи контроль их эффективности

ПК 2.1

Проводить лечебные, профилактические мероприятия и контроль их эффективности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи 

ПК 2.2

Обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий.

ПК 2.3.

Осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента

 

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

Иметь практический опыт в

выполнении работы по проведению медицинских осмотров в соответствии с нормативными правовыми актами

оценке эффективности реализации индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний;

проведении профессиональной гигиены полости рта;

проведении мероприятий по уходу за полостью рта для пациентов, пользующихся съемными или несъемными, ортопедическими или ортодонтическими конструкциями или имплантатами;

оценке гигиенического состояния полости рта пациентов;

обучении пациентов различных возрастных групп методам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;

обучениипациентов(их     законныхпредставителей)методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;

назначении средств и предметов гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента

Уметь

составлять индивидуальный план лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи при стоматологических заболеваниях;

оценивать эффективность реализации индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний;

проводить профессиональную гигиену полости рта у пациентов с различной общей патологией и стоматологическим статусом;

подбирать и применять медицинские изделия, средства и материалы для проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта;

оцениватьгигиеническоесостояниеполостиртапациента;

обучать проведению гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта пациентов различных возрастных групп и пациентов, пользующихся съемными/несъемными ортопедическими ортодонтическими конструкциями;

обосновыватьвыборсредствипредметовгигиеныртавзависимостиот возраста и состояния полости рта пациента

Знать

цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;

классификацию и механизмы образования зубных отложений;

средства и предметы индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;

критерии оценки эффективности индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний;

особенности профессиональной гигиены полости рта у детей и подростков

особенности профессиональной гигиены полости рта у беременных

особенности профессиональной гигиены полости рта у пациентов с различной общей патологией и стоматологическим статусом:

особенности профессиональной гигиены полости рта у пациентов, в том числе у лиц пожилого, старческого возраста;

особенности профессиональной гигиены полости рта у ВИЧ-инфицированных пациентов;

методы оценки гигиенического состояния полости рта

организацию и специфику обучения пациентов гигиене полости рта в условиях медицинской организации, оказывающей стоматологическую помощь;

средства и предметы индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;

группы лекарственных препаратов и основы их фармакотерапевтического действия;

оборудование, инструментарий и материалы, применяемые в профилактической стоматологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Диагностика зубных отложений и состояния тканей пародонта

Тема 1.1.

Роль гигиены полости рта в профилактической стоматологии

Содержание учебного материала

1. Цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта. Понятие стоматологического здоровья. Роль гигиениста стоматологического в профилактической стоматологии

Тема 1.2.

Осмотр стоматологического пациента

Содержание учебного материала

1.Методика проведения осмотра стоматологического пациента. Основные и дополнительные методы осмотра. Правила работы по проведению стоматологического осмотра в соответствии с нормативными правовыми актами. Правила соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований в стоматологическом кабинете. Правила оказания пациентам первичной доврачебной медико-санитарной помощи по профилактике стоматологических заболеваний.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие № 1«Проведение стоматологического обследования пациента в соответствии с действующими правилами»

Тема 1.3.

Зубные отложения

Содержание учебного материала

1.Классификация зубных отложений по Пахомову. Механизм образования зубных отложений. Характеристика состава каждого вида зубных отложений. Понятие биопленки. Способы выявления зубных отложений. Индикаторы зубного налета.Механизм влияния зубного налета на развитие кариеса и заболеваний пародонта.

Тема 1.4.

Способы оценки гигиены полости рта

Содержание учебного материала

1. Методика определения индексов интенсивности и распространенности кариеса. Методика проведения гигиенических индексов по методикам Федорова-Володкиной, Грина-Вермильона, Силнес-Лое, API-Lange. Определение индексов интенсивности и распространенности кариеса.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие № 2 «Проведение стоматологического обследования пациента с оценкой индивидуальной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами»

Тема 1.5

Способы оценки состояния пародонта

Содержание учебного материала

1. Индексная оценка состояния слизистой оболочки десневого края как способ объективной характеристики степени ее воспаления.  Карта пародонтологического больного. Индекс CPITN.  Индекс PMA.  Индекс PI. Индекс PBI. Проба Шиллера-Писарева

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие № 3«Проведение стоматологического обследования пациента с индексной оценкой состояния тканей пародонта в соответствии с действующими правилами»

Учебная практика раздела 1

Виды работ

Проведение осмотра стоматологических пациентов основными методами обследования.

Проведение осмотра стоматологических пациентов дополнительными методами обследования.

Проведение осмотра стоматологических пациентов специальными методами обследования.

 Проведение осмотра стоматологических пациентов с определением CPITN, PMA, PI, PBI, Проба Шиллера-Писарева

Раздел 2. Проведение индивидуальной гигиены полости рта

Тема 2.1

Индивидуальная гигиена полости рта

Содержание учебного материала

1. Предметы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Состав и компоненты средств гигиены полости рта. Методы чистки зубов.Общие вопросы питания и склонность к избыточному образованию зубных отложений у пациентов разного возраста.Правила подбора предметов и средств гигиены. Особенности подбора предметов и средств для детей разного возраста. Особенности подбора предметов и средств для пациентов с ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Особенности подбора предметов и средств для пациентов в зависимости от возраста и стоматологического статуса. Методика проведения контролируемой гигиены полости рта. Методы обучения пациентов соблюдению правил гигиены полости рта. Методика проведения урока гигиены индивидуально.  Методика проведения группового урока гигиены с пациентами разного возраста. Наблюдение и уход за полостью рта пациентов с ограниченными возможностями здоровья на дому.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие № 4 «Проведение обучения пациентов правилам индивидуальной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 5«Проведение подбора средств и предметов гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента.Составление рекомендаций по коррекции питания в комплексе профилактики заболеваний полости рта»

Учебная практика раздела 2

Виды работ

Проведение осмотра стоматологических пациентов с определением индекса Федорова – Володкиной.

Проведение осмотра стоматологических пациентов с определением индекса Грина – Вермильона.

Проведение осмотра стоматологических пациентов с определением индекса Силнес-Лое.

Проведение осмотра стоматологических пациентов с определением индекса API-Lange.

Проведение осмотра стоматологических пациентов

Раздел 3. Проведение профессиональной гигиены полости рта

Тема 3.1

Профессиональная гигиена полости рта

Содержание учебного материала

1. Методики проведения профессиональной гигиены полости рта, показания и противопоказания. Особенности правил подбора методик профессиональной гигиены полости рта в зависимости от возраста, общего состояния здоровья и стоматологического статуса. Применение ручных инструментов в профессиональной гигиене полости рта, показания и противопоказания.Применение электромеханических инструментов в профессиональной гигиене полости рта. Ультразвуковые аппараты и насадки для снятия зубных отложений, методика применения, показания и противопоказания.Воздушно-абразивный метод снятия зубных отложений, методика применения, показания и противопоказания. Методы полирования зубов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие № 6. «Проведение снятия зубных отложений ручными инструментами в комплексе профессиональной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами. Выполнение индивидуального плана профилактических мероприятий»

Практическое занятие № 7«Проведение снятия зубных отложений электромеханическим способом в комплексе профессиональной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 8«Проведение снятия зубных отложений ультразвуковым способом в комплексе профессиональной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 9«Проведение снятия зубных отложений воздушно-абразивным методом в комплексе профессиональной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 10«Проведение полирования зубов в комплексе профессиональной гигиены полости рта в соответствии с действующими правилами»

Тема 3.2

Проведение профессиональной гигиены полости рта

Содержание учебного материала

1. Особенности проведения профессиональной гигиены полости рта детям разного возраста, беременным женщинам, взрослым разного возраста и людям старших возрастных групп.  Проведение профессиональной гигиены пациентам с ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Проведение профессиональной гигиены пациентам с имплантатами. Противопоказания к отдельным методам профессиональной гигиены полости рта в зависимости от общего состояния пациента. Методы отбеливания зубов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие № 11«Проведение профессиональной гигиены полости рта детям дошкольного и школьного возраста в соответствии с действующими правилами и оценкой эффективности реализации индивидуального плана профилактических мероприятий.»

Практическое занятие № 12«Проведение профессиональной гигиены полости рта взрослым и людям старших возрастных групп в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 13«Проведение профессиональной гигиены полости рта пациентам с ортодонтическими конструкциями в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 14«Проведение профессиональной гигиены полости рта пациентам с ортопедическими конструкциями, в том числе с имплантатами в соответствии с действующими правилами»

Практическое занятие № 15«Проведение профессиональной гигиены полости рта и отбеливания зубов под контролем врача-стоматолога взрослым людям в зависимости от их общего состояния в соответствии с действующими правилами»

Учебная практика раздела 3

Виды работ

1. Выявление минерализованных и неминерализованных зубных отложений.

Удаление неминерализованных над- и поддесневых зубных отложений различными способами.

Удаление минерализованных над- и поддесневых зубных отложений различными способами.

Использование ручных инструментов при проведении профессиональной гигиены полости рта.

Полировка зубов, устранение ятрогенных факторов.

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.