Преподаватель: Осипова Наталья Николаевна Кафедра: психиатрии и наркологии Должность: Доцент, доктор медицинских наук
Лекций: 1
Объем программы, часов: 180
Медико-социальная работа в наркологии
Преподаватель: Осипова Наталья Николаевна Кафедра: психиатрии и наркологии Должность: Доцент, доктор медицинских наук
Лекций: 1
Объем программы, часов: 180
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности)
39.03.02 Социальная работа
Оглавление
1. Цели и задачи дисциплины (модуля)
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине(модулю), соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения компетенций
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы, связь с другими элементами образовательной программы
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
5. Структура и содержание дисциплины (модуля)
6. Учебно-методическое обеспечениесамостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1. Задания на самостоятельную работу
6.1.1. Задания на самостоятельную работу по разделу 1
6.1.2. Задания на самостоятельную работу по разделу 2
6.1.3. Задания на самостоятельную работу по разделу 3
6.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе
6.3. Оценка самостоятельной работы обучающихся
7. Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
7.1. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации
7.1.1. Оценивание обучающегося на тестировании
7.1.2. Оценивание обучающегося на собеседовании
8. Учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,необходимых для освоения дисциплины (модуля)
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
11. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
11.1. Программное обеспечение
11.2. Информационные справочные системы
12. Иные сведения и (или) материалы
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Дисциплина (модуль)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
реализуется в
формируемой участниками образовательных отношений
части учебного плана по направлению подготовки (специальности)
39.03.02. Социальная работа
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность
заочной
формы обучения.
очной / заочной
Цель:
Овладение слушателями теоретических и практических знаниймедико-социальной работы в наркологии.
Задачи:
1.Знать проблемы потребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как системного биопсихосоциального явления.
2. Знать специфику медико-социального статуса различных групп клиентов наркологического профиля.
3. Знать организацию наркологической помощи.
4. Знать роль профессиональных социальных работников в оказании помощи наркологическим больным.
5. Знать программы медико-социальной помощи в наркологии.
6. Уметь взаимодействовать с другими членами полипрофессиональной бригады – врачом-наркологом, психотерапевтом, медицинским психологом – при оказании помощи клиентам наркологического профиля.
7. Владеть технологиями медико-социальной работы при оказании помощи клиентам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине(модулю), соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения компетенций
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций.Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной (модулем), соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения компетенций
№
Код
Содержание компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
ПКОО-1
Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических; социально-правовых; социально-экономических; социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки.
ИПКОО-1.1.
Знает типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые)
ИПКОО-1.2.
Умеет использовать оптимальное сочетание различных форм социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).
Таблица 2. Результаты обучения
№
Код компетенции
Результаты обучения (с указанием индикатора достижения компетенции)
1.
ПКОО-1
Знать -психолого-педагогические особенности пациентов с различными видами наркологической патологии. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Уметь -применить знания для решения задач социальной адаптации и личностного развития клиентов наркологического профиля и их семей. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Навыки – приобрести навыки врешении проблемы социального благополучия клиентов наркологического профиля и их родственников. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Приобрести опыт в медико-социальной реабилитации клиентов с наркологической патологией и их родственников. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы, связь с другими элементами образовательной программы
Дисциплина (модуль)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
изучается на
4
курсе (ах) в
7
семестре (ах) и базируется на знаниях и
цифрой (ами)
цифрой (ами)
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины (модуля).
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)
№
Наименование дисциплины (модуля), практики
Необходимый объём знаний, умений, владение
1.
Философия
Знать - основные концепции деонтологии и этики.
Уметь - проводить сравнительный анализ различных философских концепций.
Навыки - аргументации принятой точки зрения.
Приобрести опыт - подбора и исследования учебной литературы.
2.
Организация учебной деятельности
Знать - индивидуальные особенности познавательной сферы.
Уметь рассчитывать время, необходимое для усвоения блока знаний по предмету в ходе самостоятельной работы.
Навыки - конспектирования учебной литературы
Приобрести опыт - самостоятельной работы с учебной литературой
3.
Психология и педагогика
Знать - особенности психических процессов.
Уметь - использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности; осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике.
Навыки - применения психологических знаний для анализа поведения других людей и самоанализа
Приобрести опыт - реального взаимодействия и отработки полученных навыков.
4.
Основы социальной медицины
Знать - правовые основы оказания социальной помощи, организацию социальной службы.
Уметь - ориентироваться в основных проблемах, направлениях, условиях социальной работы.
Навыки - принимать участие в создании условий, направленных на улучшение социального функционирования пациентов (клиентов) того или иного медицинского профиля.
Приобрести опыт - в социальном сопровождении пациентов (клиентов) того или иного медицинского профиля.
5.
Теория медико-социальной работы.
Знать - структуру и организацию медико-социальной службы, правовые вопросы оказания медико-социальной помощи.
Уметь - анализировать комплекс социальных проблем клиентов медицинского профиля.
Навыки - приобрести навыки в построении социального и трудового прогноза для клиентов медицинского профиля.
Приобрести опыт - в разработке мер профилактики социальной дезадаптации клиентов медицинского профиля.
6.
Технология социальной работы
Знать - специфику социального статуса различных групп клиентов
Уметь - составить конкретные программы социальной работы.
Навыки -приобрести навыки психотерапевтического подхода к клиентам и установления контакта с ними с учетом особенностей их личности.
Приобрести опыт - в проведении целенаправленной работы с потребителями социальных услуг.
Изучение дисциплины (модуля)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей), практик:
Медико-социальная работа в психиатрии, Медико-социальная работа в онкологии, Паллиативная медицинская помощь.
Наименование дисциплин (модулей), практик, последующего изучения
В основе преподавания дисциплины (модуля) лежат следующие виды профессиональной деятельности:
Проведение занятий лекционного и семинарского типов.
Наименование видов профессиональной деятельности
Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
составляет
6
зачетных единиц
216
акад. часов
Таблица 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы
Трудоемкость
зач. ед.
акад. час.
по семестрам (акад.час.)
7
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)
6
216
216
Контактная работа обучающихся с преподавателем
15
15
Аудиторная работа
9
9
занятия лекционного типа
9
9
в т.ч. часов в инт. форме
0
0
занятия семинарского типа
6
6
в т.ч. часов в инт. форме
0
0
Внеаудиторная работа
0
0
Самостоятельная работа
192
192
Промежуточная аттестация:
Экзамен
9
9
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя:
Занятия лекционного типа, занятия семинарского типа
Виды контактной работы обучающихся с преподавателем
Таблица 5. Структура дисциплины (модуля) в академических часах
№ п/п
Раздел дисциплины (модуля)
Семестр (1-12)
Общая трудоемкость
из них:
Контактная работа обучающихся с преподавателем
Самостоятельная работа
Аудиторная работа
В/а[1]работа
Лекции
Семинары
ПЗ[2]
Практикум
ЛР[3]
Коллоквиум
Введение в наркологию.
7
46
3
2
41
Психические и поведенческие расстройства в наркологии.
7
94
3
2
89
Медико-социальная реабилитация в наркологии.
7
67
3
2
62
Экзамен
7
9
Итого:
216
9
6
192
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам,включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 6. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п
Раздел дисциплины (модуля)
Тема лекции и ее содержание
Введение в наркологию.
Лекция 1.
Наркология, как наука о распознавании, лечении и профилактике наркологических расстройств.
Предмет и задачи наркологии. Представление о природе наркологических заболеваний. Основные мероприятия по социализации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Общественные формы поддержки и защиты наркологических больных.
Лекция 2.
Организация наркологической службы
Структура наркологической службы. Виды учета больных с наркологической патологией - консультативный и диспансерный. Характеристика контингента больных в различных учреждениях наркологического профиля. Характер междисциплинарного взаимодействия и особенности проведения социальной реабилитации с контингентом больных в наркологическом стационаре, наркологическом диспансере, дневном полустационаре. Качество наркологической помощи.
Лекция 3. Правовые вопросы оказания наркологической помощи.
Правовые аспекты наркологии. Основные положения Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Судебно-наркологическая экспертиза. Военная экспертиза больных наркологического профиля.
Лекция 4. Современные представления о причинах и проявлениях наркологических расстройств.
Понятие об общей психопатологии. Причины развития наркологических заболеваний. Уровни психической патологии: пограничный, психотический, интеллектуально-мнестический. Синдромальный и нозологический аспекты. Понятия об основных симптомах и синдромах наркологических расстройств. Клиническая характеристика астенического, ипохондрического, аффективного синдромов, синдрома навязчивостей, иллюзий, галлюцинаций, бредовых и амнестических расстройств, а также синдрома слабоумия. Международная классификация психических болезней. Распространенность основных психических расстройств.
Лекция 5. Основные подходы к диагностике, лечению и профилактике наркологических расстройств.
Клиническое исследование в наркологии. Методы диагностики и оценки состояния больного. Диагностические шкалы. Связь наркологии с другими науками: неврологией, нейрофизиологией, генетикой, медицинской психологией, иммунологией, методами прижизненной визуализации мозговых структур. Основные принципы и виды терапии в наркологии. Значение психотерапии в наркологии.
2..
3.
Психические и поведенческие расстройства в наркологии.
Медико-социальная реабилитация в наркологии.
Лекция 6. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя (МКБ-10: F10.0-F10.9). Качество жизнибольных алкоголизмом. Медико-социальные программы реабилитации больных.
Алкоголизм: причины, основные клинические проявления, формы и варианты течения алкоголизма, критерии диагностики. Психические расстройства при алкоголизме. Особенности мышления. Понятие о ремиссии при алкоголизме.
Общие представления о принципах терапии алкоголизма. Нарушение социальной адаптации больных алкоголизмом. Понятие о качестве жизни. Социальная помощь на различных этапах помощи больным алкоголизмом.
Лекция 7. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов (МКБ-11.0- F11.9). Принципы оказания медицинской и социальной помощи.
Психическая и физическая зависимость. Рост толерантности. Абстинентный синдром. Возникновение негативных социальных последствий. Роль специалиста социальной работы в предотвращении приема опиатов.
Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных, употребляющих опиаты, работе с семейным окружением. Социальная реабилитация больных с опиоидной зависимостью в условиях наркологического стационара, наркологического диспансера, других учреждений здравоохранения.
Лекция 8. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов (МКБ-10: F12.0-F12.9). Принципы оказания медицинской и социальной помощи.
Зависимость от каннабиноидов: причины, основные клинические проявления, подходы к терапии. Новые наркотики: синтетические каннабиноиды. Причины проявления, последствия, виды психосоциальной помощи. Программы психосоциальной реабилитации для лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением каннабиноидов.
Лекция 9. Психические и поведенческие расстройства, вызванные злупотреблением седативных или снотворных средств (МКБ-10: F.13.0 –F. 13.9.). Медико-социальная реабилитация.
Психотические расстройства при интоксикации. Резидуальные психотические расстройства и психотические расстройства с поздним (отставленным) дебютом. Амнестический синдром. Составление индивидуального плана реабилитации лиц со стойкой нетрудоспособностью в связи с употреблением седативных или снотворных средств.
Лекция 10. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина и других стимуляторов (МКБ-10: F14.0-F15.9).
Клиника острой интоксикации. Диагностика и терапия данных состояний. Клиника и терапия состояния отмены. Эффективный комплексный психолого-медико-педагогический подход в обеспечении социально-профилактической и реабилитационной работы больным, страдающим зависимостью от психостимуляторов.
Лекция 11. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов (МКБ-10: F16.0-F.16.9). Медико-социальная реабилитация.
Синдром зависимости от галлюциногенов. Состояние отмены. Причины, распространенность, клиника, прогноз.
Медико-социальные и психологические проблемы, связанные употреблением галлюциногенов. Медико-социальные мероприятия, направленные на повышения социальной адаптации и качества жизни больных и членов их семей.
Лекция 12. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением табака (МКБ-10: F17.0-F17.9). Клинические формы табачной зависимости. Синдром отмены, клиника. Пассивное курение Профилактика табачной зависимости. Медико-социальные и психологические проблемы, связанные с употреблением табака.
Лекция 13. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением ЛНДВ (МКБ-10: F18.0-F18.9), одновременным употреблением нескольких наркотических средств (МКБ-10: F19.0-F19.9) и др. ПАВ.
Сущность и причины расстройств. Основные медицинские и социальные критерии диагностики. Понятие о компенсации и декомпенсации у больных, употребляющих летучие растворители, а также у больных употребляющих одновременно несколько наркотических средств. Значение социальной реабилитации и социальной поддержки в процессе психологической, трудовой адаптации лиц с расстройствами, возникающими в результате употребления ЛНДВ, нескольких наркотических средств и других ПАВ.
Таблица 7. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п
Раздел дисциплины (модуля)
Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам
Введение в наркологию.
Тема 1. Правовые и организационные вопросы оказания наркологической помощи.
Нормативная правовая база. Основные Законы, регулирующие оказание наркологической помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков. Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Организация и структура наркологической помощи. Виды учета больных с наркологической патологией - консультативный и диспансерный.
Тема 2. Общая наркология.
Понятие об общей психопатологии. Место наркологических заболеваний в реестре психопатологических расстройств. Предмет и задачи наркологии. Вопросы этиологии, патогенеза и распространенности наркологических заболеваний. Основные клинические синдромы наркологических расстройств.
Психические и поведенческие расстройства в наркологии.
Тема 3. Психические и поведенческие расстройства, вызванные приемом алкоголя.
Клиника алкоголизма. Стадии, темп течения. Изменения личности при алкоголизме. Соматические и неврологические осложнения при алкоголизме. Гендерные и возрастные особенности.
Тема 4. Психические и поведенческие расстройства, вызванные приемом опиоидов.
Клинические проявления. Стадии зависимости. Абстинентный синдром. Соматические и неврологические осложнения при опийной наркомании. Изменения личности.
Тема 5. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов.
Клиническая картина интоксикации. Синдром зависимости. Стадии зависимости. Синдром отмены. Синтетические каннабиноиды («новые» наркотики). Особенности клиники.
Тема 6. Психические и поведенческие расстройства, вызванные злоупотреблением седативных или снотворных средств.
Клиника интоксикации снотворными средствами. Развитие токсикокомании, стадийность. Абстинентный синдром. Осложнения хронической интоксикации. Злоупотребление успокаивающими средствами (транквилизаторами). Развитие токсикомании. Стадии зависимости. Абстинентный синдром. Изменения личности при токсикоманиях. Амнестический синдром.
Тема 7. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина и других стимуляторов, включая кофеин.
Злоупотребление кокаином и стимуляторами амфетаминового типа. Интоксикация стимуляторами центральной нервной системы, клинические проявления. Развитие наркомании, стадийность. Эфедроновая наркомания. Состояние наркотического опьянения, синдром отмены. Осложнения при хроническом употреблении. Токсикомания стимуляторами (злоупотребление бытовыми стимуляторами). Клинические проявления, особенности течения. Основные подходы к лечению.
Тема 8. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов.
Действие психодизлептиков. Состояние острой интоксикации галлюциногенами, абстинентный синдром, клиническая картина. Острые психотические состояния, вызванные приемом галлюциногенов, особенности клиники.
Тема 9. Психические и поведенческие расстройства, вызванные курением табака.
Факторы, предрасполагающие к началу употребления табака. Клинические формы употребления табака. Клинические формы табачной зависимости. Абстинентный синдром. Осложнения при табачной зависимости. Пассивное курение. Действие продуктов сгорания табака на принудительных (пассивных) курильщиков. Последствия пассивного курения. Основные подходы к лечению табачной зависимости.
Тема 10. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей.
Интоксикация ЛНДВ (летучих наркотических действующих веществ). Развитие токсикомании. Абстинентные синдром. Особенности клиники, течения. Основные принципы лечения.
Тема 11. Злоупотребление препаратами разных групп (ненаркотическими аналгетиками, антигистаминными препаратами, циклодолом, препаратами конопли, стимуляторами).
Особенности клинической картины при злоупотреблении препаратами разных групп. Развитие токсикомании. Осложнения хронического употребления. Основные подходы к лечению.
Тема 12. Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Основные причины возникновения полинаркомании. Особенности клинической картины. Личностные изменения при полинаркомании. Прогноз. Лечение.
Медико-социальная реабилитация в наркологии.
Тема 13. Современная модель реабилитации больных наркологического профиля.
Социотерапевтические методы в наркологическом стационаре. Социотерапевтические методы в наркологическом диспансере.
Тема 14. Медико-социальная реабилитация при алкоголизме.
Нарушение социальной адаптации больных алкоголизмом. Понятие о качестве жизни. Социальная помощь на различных этапах помощи больным алкоголизмом.
Тема 15. Медико-социальная реабилитация при опийной наркомании.
Возникновение негативных социальных последствий при употреблении опиатов. Роль специалиста социальной работы в предотвращении приема опиатов. Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных, употребляющих опиаты, работе с семейным окружением. Социальная реабилитация больных с опиоидной зависимостью в условиях наркологического стационара, наркологического диспансера, других учреждений здравоохранения.
Тема 16. Медико-социальная реабилитация при употреблении каннабиноидов.
Принципы оказания медицинской и социальной помощи больным с употреблением каннабиноидов. Виды психосоциальной помощи. Программы психосоциальной реабилитации для лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением каннабиноидов.
Тема 17. Медико-социальная реабилитация при употреблении седативных или снотворных средств.
Виды психосоциальной помощи. Составление индивидуального плана реабилитации лиц со стойкой нетрудоспособностью в связи с употреблением седативных или снотворных средств.
Тема 18. Медико-социальная реабилитация при употреблении кокаина и других психостимуляторов.
Принципы оказания медико-социальной помощи больным с употреблением психостимуляторов. Комплексный психолого-медико-педагогический подход в обеспечении социально-профилактической и реабилитационной работы больным, страдающим зависимостью от психостимуляторов.
Тема 19. Медико-социальная реабилитация больных с употреблением галлюциногенов.
Виды психосоциальной помощи. Социально-профилактическая работа с группой повышенного риска.
Тема 20. Медико-социальная реабилитация при курении табака.
Принципы оказания медико-социальной помощи больным с табачной зависимостью. Профилактика табакокурения. Социально-профилактическая работа в группах повышенного риска. Особенности медико-социальной работы с длительно курящими клиентами, имеющими выраженные соматические осложнения табачной зависимости.
Тема 21. Медико-социальная реабилитация при токсикомании ЛНДВ.
Виды медико-социальной помощи. Значение социальной реабилитации и социальной поддержки в процессе психологической, трудовой адаптации лиц с расстройствами, возникающими в результате употребления ЛНДВ.
Тема 22. Социотерапевтические методы при токсикоманиях препаратами разных групп.
Особенности социальной и медицинской реабилитации. Программы реабилитации. Виды медико-социальной помощи.
Тема 23. Социотерапевтические методы при полинаркоманиях.
Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных с полинаркоманией. Работа с семейным окружением. Виды медико-социальной помощи.
Учебно-методическое обеспечениесамостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 8. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Изучение основных нормативных правовых документов, регламентирующих социальную работу в наркологии.
Составление и защита пошагового плана медико-социальной реабилитации с учетом посреднической, консультационной и социально-психологической деятельности для пациентов с синдромом зависимости от алкоголя и/или психоактивного вещества.
Составление и защита пошагового плана медико-социальной реабилитации с учетом посреднической, консультационной и социально-психологической деятельности для родственников зависимых.
Задания на самостоятельную работу
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Задания на самостоятельную работу по разделу 1
Цель задания:
знать основные нормативные правовые документы, регламентирующие работу в наркологии
Содержание работы обучающегося:
Конспектирование,
Изучение рекомендуемой литературы,
Подготовка устного сообщения
Код формируемой компетенции
ПКОО-1
Задания для самостоятельной работы:
Контрольные задания
Форма контроля
Доклад, собеседование
Источники:
Изучение материала лекций, рекомендованной основной и дополнительной литературы;
Интернет-ресурсы, информационно-справочные системы
Задания на самостоятельную работу по разделу 2
Цель задания:
Знать основные психолого-педагогические характеристики клиентов наркологического профиля и их родственников
Содержание работы обучающегося:
Конспектирование,
Изучение рекомендуемой литературы,
Подготовка устного сообщения
Код формируемой компетенции
ПКОО-1
Задания для самостоятельной работы:
Контрольные задания
Форма контроля
Доклад, собеседование.
Источники:
Изучение материала лекций, рекомендованной основной и дополнительной литературы;
Интернет-ресурсы, информационно-справочные системы
Задания на самостоятельную работу по разделу 3
Цель задания:
На основании знаний психолого-педагогических характеристик клиентов наркологического профиля и их родственников уметь сформулировать основные подходы к их медико-социальной реабилитации.
Содержание работы обучающегося:
Конспектирование,
Изучение рекомендуемой литературы,
Подготовка устного сообщения
Код формируемой компетенции
ПКОО-1
Задания для самостоятельной работы:
Контрольные задания
Форма контроля
Доклад, собеседование.
Источники:
Изучение материала лекций, рекомендованной основной и дополнительной литературы;
Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля).Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь преподавателя.
Методически самостоятельная работаобучающихся обеспечена:
графиками самостоятельной работы, содержащими перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней
методическими указаниями для обучающихся по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логическими и графологическими схемами по изучаемым темам, списками основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины (модуля), теоретическими вопросами и вопросами для самоподготовки.
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 9. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п
Наименование
Цыганков Б.Д., Шамов С.А. и др. Психопатология, диагностика, лечение психических заболеваний. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001.67 с.
Цыганков Б.Д.,Овсянников С.А. Психиатрия. Основы клинической психопатологии. Учебная литература для студентов медицинских ВУЗов. – Москва, Медицина, 2007. – 335 С.
Избранные лекции по психиатрии – учебное пособие для системы послевузовского образования под ред. Б.Д.Цыганкова – М.,2006, 127с.
Оценка самостоятельной работы обучающихся
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.
Таблица 10. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля
Оценка
Критерии оценки
Доклад, собеседование
Зачтено
«Зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему хорошие знания по дисциплине, способность к их систематизации, а также способность применять приобретенные знания при оказании социальной помощи клиентам наркологического профиля на стандартном примере.
Не зачтено
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания по дисциплине, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации.
Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Контрольные задания или иные оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлены в виде фонда оценочных средств.
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля)для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен вПриложении к данной программе дисциплины (модуля).
Таблица 11. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценочные средства
Количество
Задания в тестовой форме
30
Контрольные вопросы
27
Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Экзамен состоит из двух этапов: тестирования и собеседования.
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Проведение тестирования студентов
Собеседование
Этапы экзамена проводятся в период экзаменационной сессии.
Оценивание обучающегося на тестировании
Обучающимся предоставляются
1
вариант тестов по
30
тестовых заданий в каждом.
Таблица 12. Оценивание на тестировании
Оценка
Количество верных ответов
Отлично
27-30
Хорошо
21-26
Удовлетворительно
16-20
Не удовлетворительно
0-15
Оценивание обучающегося на собеседовании
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные вопросы
Таблица 13. Оценивание знаний
Оценка
Критерии оценки
Отлично
«Отлично» выставляется обучающемуся, показавшему полные и глубокие знания программы дисциплины, способность к их систематизации и клиническому мышлению, а также способность применять приобретенные знания в стандартной и нестандартной ситуации
Хорошо
«Хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему хорошие/серьезные знания программы дисциплины, способному применять приобретенные знания в стандартной ситуации. Но не достигшему способности к их систематизации и клиническому мышлению, а также к применению их в нестандартной ситуации
Удовлетворительно
«Удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему слабые знания, но владеющему основными разделами программы дисциплины, необходимым минимумом знаний и способному применять их по образцу в стандартной ситуации
Не удовлетворительно
«Неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации
Учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
Таблица 14. Список учебной литературы
№ п/п
Наименование
Гурович И.Я., Мартыненко А.В., Цейтлин Г.Я., Технологии медико-социальной работы (в онкологии, психиатрии, наркологии): учебное пособие для академического бакалавриата по направлению подготовки Социальная работа / отв. Ред. А.В. Мартынеко. – М.: МГМСУ им. А.И. Евдокимова, в 2-х частях, 2019. – 115 с.
Национальное руководство. Наркология. Под ред. Чл.-кор.РАМН Н.Н.Иванца, акад.РАМН И.П.Анохиной, проф. М.А.Винниковой-М., ГЭОТАР-Медиа,2008,-719с.
Портнов .А.А. Алкоголизм М.: Медицина,2010.-535с.
Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия : учебник. -М.: Медицина, 2009.
Пузин С.Н. Медико-социальная экспертиза (сборник нормативно-правовых актов), С.Н.Пузин, Д.И.Лаврова, В.В.Смирнова-М.: Медицина,2010.-297с
Пузин С.Н., Хритинин Д.Ф., Цыганков Б.Д., Лактаева Е.А. Функциональный подход в реабилитации больных алкогольной зависимостью. 2010
Цыганков Б.Д., Шамов С.А. и др. Психопатология, диагностика, лечение психических заболеваний. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001.67 с.
Цыганков Б.Д.,Овсянников С.А. Психиатрия. Основы клинической психопатологии. Учебная литература для студентов медицинских ВУЗов. – Москва, Медицина, 2007. – 335 С.
Шамов С.А. Ксенонотерапия зависимостей. М., 2008 -280
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Таблица 15. Ресурсы сети Интернет
№ п/п
Наименование ресурса
Адрес сайта
Электронная библиотека Ихтика
http://ihtika.net/
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ)
http://elibrary.rsl.ru/
Электронная библиотека учебников
http://studentam.net/
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания.Преподаватель объясняет ход выполнения заданийсамостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина (модуль) является практикоориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).
Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 16. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий
Организация деятельности обучающегося
Лекционные занятия
Конспектирование, теоретический анализ изучаемого материала
Практические занятия
Работа в микрогруппах, ситуационные тренинги, дискуссии
Самостоятельная работа студентов
Работа с источниками необходимой информации с целью ответа на контрольные вопросы и подготовки к участию в дискуссиях
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе:
Визуализированные лекции
Программное обеспечение
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения:
1С "Университет ПРОФ", договор 223.17.7-60 от 19.04.2017, договор 223.17.7-22 от 04.03.2018, бессрочная;
1С "Медицина", договор 223.16.7-23 от 31.03.2016, бессрочная;
Парус Бюджет 8, договор МГМСУ-УСЛ/128/2(Э) от 24.12.2018, до 31.12.2019;
MSOffice, договор 4/2019 от 30.10.2019, бессрочная;
LibreOffice, Открытое ПО, https://ru.libreoffice.org/;
MSSharePoint, договор МГМСУ-УСЛ/286/2(Э), бессрочная;
WebTutor, договор 223.18.7-19/1 от 22.06.2018, договор 223.16.7-13 от 15.02.2016, бессрочная;
CourseLab, договор 223.16.7-13 от 15.02.2016, бессрочная;
Moodle, Открытое ПО, https://moodle.org/;
MSWindows, договор 223-ОБ/30/2(Э), бессрочная;
Bitrix, договор 223.19.7-42 от 01.04.2019, до 01.04.2020;
Антиплагиат, договор 223.19.7-13 от 11.02.2019, до 11.02.2020;
AggreGate, договор 223.19.7-120 от 17.09.2019, бессрочная;
Microsoft Windows Remote Desktop Services - User CAL от 13.12.2012, лицензия №61280785, бессрочная;
Microsoft Windows Server Standard от 13.12.2012, лицензия №61280785, бессрочная;
Microsoft Windows Server Standard от 13.12.2012, лицензия №61280773, бессрочная;
Microsoft Windows Server CAL от 13.12.2012, лицензия №61280773, бессрочная;
Microsoft Windows Server Standard от 26.12.2011, лицензия №49502441, бессрочная;
Microsoft Windows Server CAL от 26.12.2011, лицензия №49502441, бессрочная;
Microsoft SQL Server Standard Edition от 26.12.2011, лицензия №49502441, бессрочная;
Microsoft SQL CAL от 26.12.2011, лицензия №49502441, бессрочная;
Microsoft SharePoint Standard от 26.12.2011, лицензия №49502441, бессрочная;
Microsoft SharePoint Standard CAL от 26.12.2011, лицензия №49502441, бессрочная;
Microsoft Windows Professional 7 от 31.03.2010, лицензия № 46725069, бессрочная;
Microsoft Win Starter 7 от 31.03.2010, лицензия № 46725066, бессрочная
Информационные справочные системы
Не предусмотрено
Иные сведения и (или) материалы
Не предусмотрено.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности)
39.03.02 Социальная работа
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность
Бакалавр
Квалификация выпускника
Заочная
Форма обучения
Оглавление
1. Цели и задачи дисциплины (модуля)
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине(модулю), соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения компетенций
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы, связь с другими элементами образовательной программы
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
5. Структура и содержание дисциплины (модуля)
6. Учебно-методическое обеспечениесамостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1. Задания на самостоятельную работу
6.1.1. Задания на самостоятельную работу по разделу 1
6.1.2. Задания на самостоятельную работу по разделу 2
6.1.3. Задания на самостоятельную работу по разделу 3
6.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе
6.3. Оценка самостоятельной работы обучающихся
7. Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
7.1. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации
7.1.1. Оценивание обучающегося на тестировании
7.1.2. Оценивание обучающегося на собеседовании
8. Учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,необходимых для освоения дисциплины (модуля)
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
11. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
11.1. Программное обеспечение
11.2. Информационные справочные системы
12. Иные сведения и (или) материалы
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Дисциплина (модуль)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
реализуется в
формируемой участниками образовательных отношений
части учебного плана по направлению подготовки (специальности)
39.03.02. Социальная работа
Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность
заочной
формы обучения.
очной / заочной
Цель:
Овладение слушателями теоретических и практических знаниймедико-социальной работы в наркологии.
Задачи:
1.Знать проблемы потребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как системного биопсихосоциального явления.
2. Знать специфику медико-социального статуса различных групп клиентов наркологического профиля.
3. Знать организацию наркологической помощи.
4. Знать роль профессиональных социальных работников в оказании помощи наркологическим больным.
5. Знать программы медико-социальной помощи в наркологии.
6. Уметь взаимодействовать с другими членами полипрофессиональной бригады – врачом-наркологом, психотерапевтом, медицинским психологом – при оказании помощи клиентам наркологического профиля.
7. Владеть технологиями медико-социальной работы при оказании помощи клиентам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине(модулю), соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения компетенций
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций.Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.
Таблица 1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной (модулем), соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения компетенций
№
Код
Содержание компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
ПКОО-1
Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических; социально-правовых; социально-экономических; социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки.
ИПКОО-1.1.
Знает типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые)
ИПКОО-1.2.
Умеет использовать оптимальное сочетание различных форм социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).
Таблица 2. Результаты обучения
№
Код компетенции
Результаты обучения (с указанием индикатора достижения компетенции)
1.
ПКОО-1
Знать -психолого-педагогические особенности пациентов с различными видами наркологической патологии. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Уметь -применить знания для решения задач социальной адаптации и личностного развития клиентов наркологического профиля и их семей. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Навыки – приобрести навыки врешении проблемы социального благополучия клиентов наркологического профиля и их родственников. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Приобрести опыт в медико-социальной реабилитации клиентов с наркологической патологией и их родственников. ИПКОО-1.1., ИПКОО-1.2.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы, связь с другими элементами образовательной программы
Дисциплина (модуль)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
изучается на
4
курсе (ах) в
7
семестре (ах) и базируется на знаниях и
цифрой (ами)
цифрой (ами)
умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины (модуля).
Таблица 3. Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)
№
Наименование дисциплины (модуля), практики
Необходимый объём знаний, умений, владение
1.
Философия
Знать - основные концепции деонтологии и этики.
Уметь - проводить сравнительный анализ различных философских концепций.
Навыки - аргументации принятой точки зрения.
Приобрести опыт - подбора и исследования учебной литературы.
2.
Организация учебной деятельности
Знать - индивидуальные особенности познавательной сферы.
Уметь рассчитывать время, необходимое для усвоения блока знаний по предмету в ходе самостоятельной работы.
Навыки - конспектирования учебной литературы
Приобрести опыт - самостоятельной работы с учебной литературой
3.
Психология и педагогика
Знать - особенности психических процессов.
Уметь - использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности; осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике.
Навыки - применения психологических знаний для анализа поведения других людей и самоанализа
Приобрести опыт - реального взаимодействия и отработки полученных навыков.
4.
Основы социальной медицины
Знать - правовые основы оказания социальной помощи, организацию социальной службы.
Уметь - ориентироваться в основных проблемах, направлениях, условиях социальной работы.
Навыки - принимать участие в создании условий, направленных на улучшение социального функционирования пациентов (клиентов) того или иного медицинского профиля.
Приобрести опыт - в социальном сопровождении пациентов (клиентов) того или иного медицинского профиля.
5.
Теория медико-социальной работы.
Знать - структуру и организацию медико-социальной службы, правовые вопросы оказания медико-социальной помощи.
Уметь - анализировать комплекс социальных проблем клиентов медицинского профиля.
Навыки - приобрести навыки в построении социального и трудового прогноза для клиентов медицинского профиля.
Приобрести опыт - в разработке мер профилактики социальной дезадаптации клиентов медицинского профиля.
6.
Технология социальной работы
Знать - специфику социального статуса различных групп клиентов
Уметь - составить конкретные программы социальной работы.
Навыки -приобрести навыки психотерапевтического подхода к клиентам и установления контакта с ними с учетом особенностей их личности.
Приобрести опыт - в проведении целенаправленной работы с потребителями социальных услуг.
Изучение дисциплины (модуля)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей), практик:
Медико-социальная работа в психиатрии, Медико-социальная работа в онкологии, Паллиативная медицинская помощь.
Наименование дисциплин (модулей), практик, последующего изучения
В основе преподавания дисциплины (модуля) лежат следующие виды профессиональной деятельности:
Проведение занятий лекционного и семинарского типов.
Наименование видов профессиональной деятельности
Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)
Медико-социальная работа в наркологии
Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)
составляет
6
зачетных единиц
216
акад. часов
Таблица 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Организационная форма учебной работы
Трудоемкость
зач. ед.
акад. час.
по семестрам (акад.час.)
7
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)
6
216
216
Контактная работа обучающихся с преподавателем
15
15
Аудиторная работа
9
9
занятия лекционного типа
9
9
в т.ч. часов в инт. форме
0
0
занятия семинарского типа
6
6
в т.ч. часов в инт. форме
0
0
Внеаудиторная работа
0
0
Самостоятельная работа
192
192
Промежуточная аттестация:
Экзамен
9
9
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.
В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя:
Занятия лекционного типа, занятия семинарского типа
Виды контактной работы обучающихся с преподавателем
Таблица 5. Структура дисциплины (модуля) в академических часах
№ п/п
Раздел дисциплины (модуля)
Семестр (1-12)
Общая трудоемкость
из них:
Контактная работа обучающихся с преподавателем
Самостоятельная работа
Аудиторная работа
В/а[1]работа
Лекции
Семинары
ПЗ[2]
Практикум
ЛР[3]
Коллоквиум
Введение в наркологию.
7
46
3
2
41
Психические и поведенческие расстройства в наркологии.
7
94
3
2
89
Медико-социальная реабилитация в наркологии.
7
67
3
2
62
Экзамен
7
9
Итого:
216
9
6
192
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам,включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.
Таблица 6. Тематический план занятий лекционного типа
№ п/п
Раздел дисциплины (модуля)
Тема лекции и ее содержание
Введение в наркологию.
Лекция 1.
Наркология, как наука о распознавании, лечении и профилактике наркологических расстройств.
Предмет и задачи наркологии. Представление о природе наркологических заболеваний. Основные мероприятия по социализации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Общественные формы поддержки и защиты наркологических больных.
Лекция 2.
Организация наркологической службы
Структура наркологической службы. Виды учета больных с наркологической патологией - консультативный и диспансерный. Характеристика контингента больных в различных учреждениях наркологического профиля. Характер междисциплинарного взаимодействия и особенности проведения социальной реабилитации с контингентом больных в наркологическом стационаре, наркологическом диспансере, дневном полустационаре. Качество наркологической помощи.
Лекция 3. Правовые вопросы оказания наркологической помощи.
Правовые аспекты наркологии. Основные положения Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Судебно-наркологическая экспертиза. Военная экспертиза больных наркологического профиля.
Лекция 4. Современные представления о причинах и проявлениях наркологических расстройств.
Понятие об общей психопатологии. Причины развития наркологических заболеваний. Уровни психической патологии: пограничный, психотический, интеллектуально-мнестический. Синдромальный и нозологический аспекты. Понятия об основных симптомах и синдромах наркологических расстройств. Клиническая характеристика астенического, ипохондрического, аффективного синдромов, синдрома навязчивостей, иллюзий, галлюцинаций, бредовых и амнестических расстройств, а также синдрома слабоумия. Международная классификация психических болезней. Распространенность основных психических расстройств.
Лекция 5. Основные подходы к диагностике, лечению и профилактике наркологических расстройств.
Клиническое исследование в наркологии. Методы диагностики и оценки состояния больного. Диагностические шкалы. Связь наркологии с другими науками: неврологией, нейрофизиологией, генетикой, медицинской психологией, иммунологией, методами прижизненной визуализации мозговых структур. Основные принципы и виды терапии в наркологии. Значение психотерапии в наркологии.
2..
3.
Психические и поведенческие расстройства в наркологии.
Медико-социальная реабилитация в наркологии.
Лекция 6. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя (МКБ-10: F10.0-F10.9). Качество жизнибольных алкоголизмом. Медико-социальные программы реабилитации больных.
Алкоголизм: причины, основные клинические проявления, формы и варианты течения алкоголизма, критерии диагностики. Психические расстройства при алкоголизме. Особенности мышления. Понятие о ремиссии при алкоголизме.
Общие представления о принципах терапии алкоголизма. Нарушение социальной адаптации больных алкоголизмом. Понятие о качестве жизни. Социальная помощь на различных этапах помощи больным алкоголизмом.
Лекция 7. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов (МКБ-11.0- F11.9). Принципы оказания медицинской и социальной помощи.
Психическая и физическая зависимость. Рост толерантности. Абстинентный синдром. Возникновение негативных социальных последствий. Роль специалиста социальной работы в предотвращении приема опиатов.
Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных, употребляющих опиаты, работе с семейным окружением. Социальная реабилитация больных с опиоидной зависимостью в условиях наркологического стационара, наркологического диспансера, других учреждений здравоохранения.
Лекция 8. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов (МКБ-10: F12.0-F12.9). Принципы оказания медицинской и социальной помощи.
Зависимость от каннабиноидов: причины, основные клинические проявления, подходы к терапии. Новые наркотики: синтетические каннабиноиды. Причины проявления, последствия, виды психосоциальной помощи. Программы психосоциальной реабилитации для лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением каннабиноидов.
Лекция 9. Психические и поведенческие расстройства, вызванные злупотреблением седативных или снотворных средств (МКБ-10: F.13.0 –F. 13.9.). Медико-социальная реабилитация.
Психотические расстройства при интоксикации. Резидуальные психотические расстройства и психотические расстройства с поздним (отставленным) дебютом. Амнестический синдром. Составление индивидуального плана реабилитации лиц со стойкой нетрудоспособностью в связи с употреблением седативных или снотворных средств.
Лекция 10. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина и других стимуляторов (МКБ-10: F14.0-F15.9).
Клиника острой интоксикации. Диагностика и терапия данных состояний. Клиника и терапия состояния отмены. Эффективный комплексный психолого-медико-педагогический подход в обеспечении социально-профилактической и реабилитационной работы больным, страдающим зависимостью от психостимуляторов.
Лекция 11. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов (МКБ-10: F16.0-F.16.9). Медико-социальная реабилитация.
Синдром зависимости от галлюциногенов. Состояние отмены. Причины, распространенность, клиника, прогноз.
Медико-социальные и психологические проблемы, связанные употреблением галлюциногенов. Медико-социальные мероприятия, направленные на повышения социальной адаптации и качества жизни больных и членов их семей.
Лекция 12. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением табака (МКБ-10: F17.0-F17.9). Клинические формы табачной зависимости. Синдром отмены, клиника. Пассивное курение Профилактика табачной зависимости. Медико-социальные и психологические проблемы, связанные с употреблением табака.
Лекция 13. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением ЛНДВ (МКБ-10: F18.0-F18.9), одновременным употреблением нескольких наркотических средств (МКБ-10: F19.0-F19.9) и др. ПАВ.
Сущность и причины расстройств. Основные медицинские и социальные критерии диагностики. Понятие о компенсации и декомпенсации у больных, употребляющих летучие растворители, а также у больных употребляющих одновременно несколько наркотических средств. Значение социальной реабилитации и социальной поддержки в процессе психологической, трудовой адаптации лиц с расстройствами, возникающими в результате употребления ЛНДВ, нескольких наркотических средств и других ПАВ.
Таблица 7. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п
Раздел дисциплины (модуля)
Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам
Введение в наркологию.
Тема 1. Правовые и организационные вопросы оказания наркологической помощи.
Нормативная правовая база. Основные Законы, регулирующие оказание наркологической помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков. Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Организация и структура наркологической помощи. Виды учета больных с наркологической патологией - консультативный и диспансерный.
Тема 2. Общая наркология.
Понятие об общей психопатологии. Место наркологических заболеваний в реестре психопатологических расстройств. Предмет и задачи наркологии. Вопросы этиологии, патогенеза и распространенности наркологических заболеваний. Основные клинические синдромы наркологических расстройств.
Психические и поведенческие расстройства в наркологии.
Тема 3. Психические и поведенческие расстройства, вызванные приемом алкоголя.
Клиника алкоголизма. Стадии, темп течения. Изменения личности при алкоголизме. Соматические и неврологические осложнения при алкоголизме. Гендерные и возрастные особенности.
Тема 4. Психические и поведенческие расстройства, вызванные приемом опиоидов.
Клинические проявления. Стадии зависимости. Абстинентный синдром. Соматические и неврологические осложнения при опийной наркомании. Изменения личности.
Тема 5. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов.
Клиническая картина интоксикации. Синдром зависимости. Стадии зависимости. Синдром отмены. Синтетические каннабиноиды («новые» наркотики). Особенности клиники.
Тема 6. Психические и поведенческие расстройства, вызванные злоупотреблением седативных или снотворных средств.
Клиника интоксикации снотворными средствами. Развитие токсикокомании, стадийность. Абстинентный синдром. Осложнения хронической интоксикации. Злоупотребление успокаивающими средствами (транквилизаторами). Развитие токсикомании. Стадии зависимости. Абстинентный синдром. Изменения личности при токсикоманиях. Амнестический синдром.
Тема 7. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина и других стимуляторов, включая кофеин.
Злоупотребление кокаином и стимуляторами амфетаминового типа. Интоксикация стимуляторами центральной нервной системы, клинические проявления. Развитие наркомании, стадийность. Эфедроновая наркомания. Состояние наркотического опьянения, синдром отмены. Осложнения при хроническом употреблении. Токсикомания стимуляторами (злоупотребление бытовыми стимуляторами). Клинические проявления, особенности течения. Основные подходы к лечению.
Тема 8. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов.
Действие психодизлептиков. Состояние острой интоксикации галлюциногенами, абстинентный синдром, клиническая картина. Острые психотические состояния, вызванные приемом галлюциногенов, особенности клиники.
Тема 9. Психические и поведенческие расстройства, вызванные курением табака.
Факторы, предрасполагающие к началу употребления табака. Клинические формы употребления табака. Клинические формы табачной зависимости. Абстинентный синдром. Осложнения при табачной зависимости. Пассивное курение. Действие продуктов сгорания табака на принудительных (пассивных) курильщиков. Последствия пассивного курения. Основные подходы к лечению табачной зависимости.
Тема 10. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей.
Интоксикация ЛНДВ (летучих наркотических действующих веществ). Развитие токсикомании. Абстинентные синдром. Особенности клиники, течения. Основные принципы лечения.
Тема 11. Злоупотребление препаратами разных групп (ненаркотическими аналгетиками, антигистаминными препаратами, циклодолом, препаратами конопли, стимуляторами).
Особенности клинической картины при злоупотреблении препаратами разных групп. Развитие токсикомании. Осложнения хронического употребления. Основные подходы к лечению.
Тема 12. Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Основные причины возникновения полинаркомании. Особенности клинической картины. Личностные изменения при полинаркомании. Прогноз. Лечение.
Медико-социальная реабилитация в наркологии.
Тема 13. Современная модель реабилитации больных наркологического профиля.
Социотерапевтические методы в наркологическом стационаре. Социотерапевтические методы в наркологическом диспансере.
Тема 14. Медико-социальная реабилитация при алкоголизме.
Нарушение социальной адаптации больных алкоголизмом. Понятие о качестве жизни. Социальная помощь на различных этапах помощи больным алкоголизмом.
Тема 15. Медико-социальная реабилитация при опийной наркомании.
Возникновение негативных социальных последствий при употреблении опиатов. Роль специалиста социальной работы в предотвращении приема опиатов. Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных, употребляющих опиаты, работе с семейным окружением. Социальная реабилитация больных с опиоидной зависимостью в условиях наркологического стационара, наркологического диспансера, других учреждений здравоохранения.
Тема 16. Медико-социальная реабилитация при употреблении каннабиноидов.
Принципы оказания медицинской и социальной помощи больным с употреблением каннабиноидов. Виды психосоциальной помощи. Программы психосоциальной реабилитации для лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением каннабиноидов.
Тема 17. Медико-социальная реабилитация при употреблении седативных или снотворных средств.
Виды психосоциальной помощи. Составление индивидуального плана реабилитации лиц со стойкой нетрудоспособностью в связи с употреблением седативных или снотворных средств.
Тема 18. Медико-социальная реабилитация при употреблении кокаина и других психостимуляторов.
Принципы оказания медико-социальной помощи больным с употреблением психостимуляторов. Комплексный психолого-медико-педагогический подход в обеспечении социально-профилактической и реабилитационной работы больным, страдающим зависимостью от психостимуляторов.
Тема 19. Медико-социальная реабилитация больных с употреблением галлюциногенов.
Виды психосоциальной помощи. Социально-профилактическая работа с группой повышенного риска.
Тема 20. Медико-социальная реабилитация при курении табака.
Принципы оказания медико-социальной помощи больным с табачной зависимостью. Профилактика табакокурения. Социально-профилактическая работа в группах повышенного риска. Особенности медико-социальной работы с длительно курящими клиентами, имеющими выраженные соматические осложнения табачной зависимости.
Тема 21. Медико-социальная реабилитация при токсикомании ЛНДВ.
Виды медико-социальной помощи. Значение социальной реабилитации и социальной поддержки в процессе психологической, трудовой адаптации лиц с расстройствами, возникающими в результате употребления ЛНДВ.
Тема 22. Социотерапевтические методы при токсикоманиях препаратами разных групп.
Особенности социальной и медицинской реабилитации. Программы реабилитации. Виды медико-социальной помощи.
Тема 23. Социотерапевтические методы при полинаркоманиях.
Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных с полинаркоманией. Работа с семейным окружением. Виды медико-социальной помощи.
Учебно-методическое обеспечениесамостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.
Таблица 8. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Изучение основных нормативных правовых документов, регламентирующих социальную работу в наркологии.
Составление и защита пошагового плана медико-социальной реабилитации с учетом посреднической, консультационной и социально-психологической деятельности для пациентов с синдромом зависимости от алкоголя и/или психоактивного вещества.
Составление и защита пошагового плана медико-социальной реабилитации с учетом посреднической, консультационной и социально-психологической деятельности для родственников зависимых.
Задания на самостоятельную работу
Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.
Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Задания на самостоятельную работу по разделу 1
Цель задания:
знать основные нормативные правовые документы, регламентирующие работу в наркологии
Содержание работы обучающегося:
Конспектирование,
Изучение рекомендуемой литературы,
Подготовка устного сообщения
Код формируемой компетенции
ПКОО-1
Задания для самостоятельной работы:
Контрольные задания
Форма контроля
Доклад, собеседование
Источники:
Изучение материала лекций, рекомендованной основной и дополнительной литературы;
Интернет-ресурсы, информационно-справочные системы
Задания на самостоятельную работу по разделу 2
Цель задания:
Знать основные психолого-педагогические характеристики клиентов наркологического профиля и их родственников
Содержание работы обучающегося:
Конспектирование,
Изучение рекомендуемой литературы,
Подготовка устного сообщения
Код формируемой компетенции
ПКОО-1
Задания для самостоятельной работы:
Контрольные задания
Форма контроля
Доклад, собеседование.
Источники:
Изучение материала лекций, рекомендованной основной и дополнительной литературы;
Интернет-ресурсы, информационно-справочные системы
Задания на самостоятельную работу по разделу 3
Цель задания:
На основании знаний психолого-педагогических характеристик клиентов наркологического профиля и их родственников уметь сформулировать основные подходы к их медико-социальной реабилитации.
Содержание работы обучающегося:
Конспектирование,
Изучение рекомендуемой литературы,
Подготовка устного сообщения
Код формируемой компетенции
ПКОО-1
Задания для самостоятельной работы:
Контрольные задания
Форма контроля
Доклад, собеседование.
Источники:
Изучение материала лекций, рекомендованной основной и дополнительной литературы;
Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе
Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля).Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:
наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь преподавателя.
Методически самостоятельная работаобучающихся обеспечена:
графиками самостоятельной работы, содержащими перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней
методическими указаниями для обучающихся по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логическими и графологическими схемами по изучаемым темам, списками основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины (модуля), теоретическими вопросами и вопросами для самоподготовки.
Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.
Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.
Таблица 9. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п
Наименование
Цыганков Б.Д., Шамов С.А. и др. Психопатология, диагностика, лечение психических заболеваний. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001.67 с.
Цыганков Б.Д.,Овсянников С.А. Психиатрия. Основы клинической психопатологии. Учебная литература для студентов медицинских ВУЗов. – Москва, Медицина, 2007. – 335 С.
Избранные лекции по психиатрии – учебное пособие для системы послевузовского образования под ред. Б.Д.Цыганкова – М.,2006, 127с.
Оценка самостоятельной работы обучающихся
Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.
Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.
Таблица 10. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются
Форма контроля
Оценка
Критерии оценки
Доклад, собеседование
Зачтено
«Зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему хорошие знания по дисциплине, способность к их систематизации, а также способность применять приобретенные знания при оказании социальной помощи клиентам наркологического профиля на стандартном примере.
Не зачтено
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания по дисциплине, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации.
Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Контрольные задания или иные оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлены в виде фонда оценочных средств.
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля)для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен вПриложении к данной программе дисциплины (модуля).
Таблица 11. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценочные средства
Количество
Задания в тестовой форме
30
Контрольные вопросы
27
Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Экзамен состоит из двух этапов: тестирования и собеседования.
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Проведение тестирования студентов
Собеседование
Этапы экзамена проводятся в период экзаменационной сессии.
Оценивание обучающегося на тестировании
Обучающимся предоставляются
1
вариант тестов по
30
тестовых заданий в каждом.
Таблица 12. Оценивание на тестировании
Оценка
Количество верных ответов
Отлично
27-30
Хорошо
21-26
Удовлетворительно
16-20
Не удовлетворительно
0-15
Оценивание обучающегося на собеседовании
На собеседовании используются следующие оценочные средства:
Контрольные вопросы
Таблица 13. Оценивание знаний
Оценка
Критерии оценки
Отлично
«Отлично» выставляется обучающемуся, показавшему полные и глубокие знания программы дисциплины, способность к их систематизации и клиническому мышлению, а также способность применять приобретенные знания в стандартной и нестандартной ситуации
Хорошо
«Хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему хорошие/серьезные знания программы дисциплины, способному применять приобретенные знания в стандартной ситуации. Но не достигшему способности к их систематизации и клиническому мышлению, а также к применению их в нестандартной ситуации
Удовлетворительно
«Удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему слабые знания, но владеющему основными разделами программы дисциплины, необходимым минимумом знаний и способному применять их по образцу в стандартной ситуации
Не удовлетворительно
«Неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации
Учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
Таблица 14. Список учебной литературы
№ п/п
Наименование
Гурович И.Я., Мартыненко А.В., Цейтлин Г.Я., Технологии медико-социальной работы (в онкологии, психиатрии, наркологии): учебное пособие для академического бакалавриата по направлению подготовки Социальная работа / отв. Ред. А.В. Мартынеко. – М.: МГМСУ им. А.И. Евдокимова, в 2-х частях, 2019. – 115 с.
Национальное руководство. Наркология. Под ред. Чл.-кор.РАМН Н.Н.Иванца, акад.РАМН И.П.Анохиной, проф. М.А.Винниковой-М., ГЭОТАР-Медиа,2008,-719с.
Портнов .А.А. Алкоголизм М.: Медицина,2010.-535с.
Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия : учебник. -М.: Медицина, 2009.
Пузин С.Н. Медико-социальная экспертиза (сборник нормативно-правовых актов), С.Н.Пузин, Д.И.Лаврова, В.В.Смирнова-М.: Медицина,2010.-297с
Пузин С.Н., Хритинин Д.Ф., Цыганков Б.Д., Лактаева Е.А. Функциональный подход в реабилитации больных алкогольной зависимостью. 2010
Цыганков Б.Д., Шамов С.А. и др. Психопатология, диагностика, лечение психических заболеваний. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001.67 с.
Цыганков Б.Д.,Овсянников С.А. Психиатрия. Основы клинической психопатологии. Учебная литература для студентов медицинских ВУЗов. – Москва, Медицина, 2007. – 335 С.
Шамов С.А. Ксенонотерапия зависимостей. М., 2008 -280
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Таблица 15. Ресурсы сети Интернет
№ п/п
Наименование ресурса
Адрес сайта
Электронная библиотека Ихтика
http://ihtika.net/
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ)
http://elibrary.rsl.ru/
Электронная библиотека учебников
http://studentam.net/
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.
Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.
Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания.Преподаватель объясняет ход выполнения заданийсамостоятельной работы.
Преподаватель может использовать интерактивные формы проведения занятий и педагогические приемы, способствующие освоению различных компетенций обучающихся.
Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.
Дисциплина (модуль) является практикоориентированной.
Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).
Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.
Таблица 16. Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий
Организация деятельности обучающегося
Лекционные занятия
Конспектирование, теоретический анализ изучаемого материала
Практические занятия
Работа в микрогруппах, ситуационные тренинги, дискуссии
Самостоятельная работа студентов
Работа с источниками необходимой информации с целью ответа на контрольные вопросы и подготовки к участию в дискуссиях
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Информационные технологии, используемые в учебном процессе:
Визуализированные лекции
Программное обеспечение
Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения:
1С "Университет ПРОФ", договор 223.17.7-60 от 19.04.2017, договор 223.17.7-22 от 04.03.2018, бессрочная;
1С "Медицина", договор 223.16.7-23 от 31.03.2016, бессрочная;
Парус Бюджет 8, договор МГМСУ-УСЛ/128/2(Э) от 24.12.2018, до 31.12.2019;
MSOffice, договор 4/2019 от 30.10.2019, бессрочная;
LibreOffice, Открытое ПО, https://ru.libreoffice.org/;
MSSharePoint, договор МГМСУ-УСЛ/286/2(Э), бессрочная;
WebTutor, договор 223.18.7-19/1 от 22.06.2018, договор 223.16.7-13 от 15.02.2016, бессрочная;
CourseLab, договор 223.16.7-13 от 15.02.2016, бессрочная;
Moodle, Открытое ПО, https://moodle.org/;
MSWindows, договор 223-ОБ/30/2(Э), бессрочная;
Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.