Организация здравоохранения

Преподаватель: Титкова Юлия Сергеевна
Кафедра: Общественного здоровья и здравоохранения
Должность: Старший преподаватель

Лекций: 8

Объем программы, часов: 216

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для оценки качества учебной деятельности обучающегося на этапах формирования компетенций в течение изучения дисциплины (модуля) разработаны критерии оценивания компетенций по различным контролируемым видам деятельности - контроль текущей успеваемости.

Таблица 3. Критерии оценивания текущей успеваемости

Контролируемый вид деятельности Оценка Критерии оценивания
Тестирование Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Уровень освоения учебного материала позволяет обучающемуся давать верные ответы на 70% и более тестовых заданий в тесте.

«Не зачтено» в тесте менее 70% ответов верных.

Собеседование по контрольным вопросам Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Знание правил оформления медицинской документации; -  социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа статистического материала; принципов организации и управления в сфере здравоохранения; системы оценки качества оказания стоматологической помощи и видов научных исследований

«Не зачтено» нет знаний грамотно сформулировать ответ на поставленный вопрос

Собеседование по ситуационным задачам Зачтено/ Не зачтено

«Зачтено» Уметь грамотно составлять и оформлять основные медицинские документы, учетные и отчетные формы деятельности стоматологической организации; использовать и анализировать основные показатели здоровья и стоматологической заболеваемости населения; применять формы, методы управления стоматологической медицинской организацией и структурных подразделений; оценивать качество оказания стоматологической помощи с использованием основных медико-статистических показателей; применять основные методы научного исследования общественного здоровья и здравоохранения

«Не зачтено» Отсутствуют грамотно сформулированные ответы на поставленные задачи

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Контрольные задания или иные материалы для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

  • уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
  • степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
  • приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Контрольные задания и иные материалы носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики освоения новых знаний.

Каждое контрольное задание или иные материалы проверяет уровень сформированности одной или нескольких компетенций.

Перечни контрольных заданий или иных материалов в совокупности охватывают все компетенции, формируемые дисциплиной (модулем). Выполнение контрольных заданий и иных материалов способствует получению навыка и опыта деятельности.

Промежуточная аттестация предназначена для определения уровня освоения изученного объема дисциплины (модуля).

Для проведения промежуточной аттестации из перечня контрольных заданий или иных материалов формируются
задание в тестовой форме и билеты
Каждый билет включает:
  • Два контрольных вопроса для оценивания результатов обучения в виде знаний;
  • Ситуационную задачу для оценивания результатов обучения в виде умений.

Итоговый результат оценивания соотносится на весь заявленный в программе перечень результатов обучения по дисциплине (модулю).

Процедура оценивания результатов обучения проводится с использованием оценки успеваемости обучающихся.

Балл промежуточной аттестации переводиться в академическую оценку. Текущая успеваемость не влияет на формирование академической оценки.

Устанавливаются следующие шкалы оценивания уровней освоения компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины (модуля).

Таблица 4. Шкалы оценивания уровней освоения компетенций

Формы аттестации Баллы
2 3 4 5
Экзамен Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель:

Формирование у обучающихся системы теоретических знаний в области охраны здоровья населения, практических умений ведения медицинской документации, навыков сбора и представления медико-статистических данных.

Задачи:

Подготовка к применению на практике знаний по ведению медицинской документации в медицинских организациях.

Применение социально-гигиенических методик сбора информации и медико-статистического анализа заболеваемости.

Проведение анализа современного состояния и основных тенденции демографических процессов в РФ

Проведение анализа современного состояния, тенденции и особенностей заболеваемости населения в РФ и факторов их определяющих.

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина Организация здравоохранения реализуется в базовой части учебного плана по специальности 38.03.01 Экономика очная формы обучения.

Дисциплина (модуль) изучается на втором курсе в третьем семестре.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

ПК-2 Способен проводить маркетинговые исследования в здравоохранении с использованием инструментов комплекса маркетинга

ПК-11 Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Содержание дисциплины (модуля)

1. Теоретические основы дисциплины Государственная политика в области здравоохранения

Тема № 1 Общественное здоровье и факторы его определяющие.

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья и его обусловленности, о роли организации медицинской помощи в сохранении здоровья населения. Место дисциплины среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования. 

Тема № 2 Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года: угрозы и вызовы 

Цель, основные задачи, приоритетные направления, механизмы реализации развития здравоохранения до 2025 года. Оценка современного состояния системы здравоохранения, вызовы и угрозы.

Тема № 3 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основные термины и понятия.

Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, законодательные акты, решения, постановления и др.).

Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные принципы отечественного здравоохранения.

2. Организация медицинской помощи населению

Тема № 1 Оказание медицинской помощи по видам, формам и условиям.. 

Медицинская помощь населению в медицинских организациях государственного, муниципального и частного здравоохранения. Преемственность и взаимосвязь между различными медицинскими организациями. 

Тема № 2 Первичная медико-санитарная помощь.

Поликлиника, ее организационно-функциональная структура, задачи, направления деятельности, роль в изучении здоровья населения. Участковый принцип и диспансерный метод в деятельности амбулаторного звена здравоохранения, их значение и реализация в современных условиях. 

Тема № 3 Организация медицинской помощи в амбулаторных условиях. Организация медицинской помощи в условиях стационара.

Стационары, их виды по направлениям деятельности, функции, организационная структура. Дневные стационары.

Тема № 4 Организация оказания скорой медицинской помощи. Организация медицинской помощи сельскому населению.

Скорая медицинская помощь: определение, принципы. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению. Этапность оказания медицинской помощи. Функции фельдшерско-акушерского пункта. Программа "Земский доктор".

Тема № 5 Организация медицинской помощи беременным. Организация медицинской помощи детям.

Порядок оказания медицинской помощи женщинам в период беременности. Правила организации деятельности родильного дома и перинатального центра. Работа врача по планированию семьи.

Тема № 6 Медицинские осмотры и диспансеризация взрослого населения. 

Диспансеризация как комплекс мероприятий по оценке состояния здоровья населения. Организация медицинских осмотров для определенных групп населения. 

Тема № 7 Экспертиза временной нетрудоспособности.

Основные принципы организации экспертизы нетрудоспособности в Российской Федерации. Функции лечащего врача, врачебной комиссии и медико-социальной экспертизы. 

3. Управление и экономика здравоохранения

Тема № 1 Контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Особенности внутреннего контроля качества медицинской деятельности.

Тема № 2 Медицинское страхование.

Медицинское страхование как вид социального страхования. Виды социального страхования в РФ. История медицинского страхования и основные понятия.

Тема № 3 Проектное и процессное управление в медицинской организации. 

Деловая игра на принятие управленческого решения.

Тема № 4 Управление здравоохранением. Иерархия, уровни и стили управления.

Основные понятия, уровни, функции, ресурсы. Основные стили управления в медицинских организациях.

Тема № 5 Современные модели управления качеством.

Основные этапы развития управления качеством. Современный международный и отечественный опыт.

Вид промежуточной аттестации

Экзамен

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.

«Клиническая медицина и медицинские технологии»
16-17 мая 2023 года форум университетской науки – 2023