Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения СПО (л…

Преподаватель: Пустовалов Дмитрий Анатольевич
Кафедра: ЮНЕСКО - "здоровый образ жизни - залог успешного развития" л/ф
Должность: Доцент, кандидат медицинских наук

Лекций: 2

Объем программы, часов: 96

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения СПО (лечебное дело, 2 курс, экзамен)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

logo_mgmsu3

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА»

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

 

Факультет

Факультет среднего профессионального образования

Кафедра(ы)

ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

/И.В. Маев/

25 июня 2019 г.

М. П.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения. ПМ.04 Профилактическая деятельность.

Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности)

31.02.01 Лечебное дело

Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность

Фельдшер

Квалификация выпускника

Очная

Форма обучения

 

РАССМОТРЕНА

Программа обсуждена на заседании кафедры

ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития»

 

Наименование кафедры

Протокол от

28.05.2019

№ 6

 

Дата протокола

Номер протокола

Заведующий кафедрой

 

/ К.Г. Гуревич

Должность

Подпись

Расшифровка подписи

ПРИНЯТА

Программа одобрена на заседании Ученого Совета факультета

Среднего профессионального образования

 

Наименование Ученого Совета факультета

Протокол от

11.06.2019

№ 9

 

Дата протокола

Номер протокола

Председатель Ученого совета факультета

 

/ С.Д. Арутюнов

Должность

Подпись

Расшифровка подписи

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебного-методического Управления

 

/Н.В. Ярыгин

Директор фундаментальной библиотеки

 

/Е.А. Ступакова

Председатель Учебно-методического совета

 

/О.В. Зайратьянц

Должность

Подпись

Расшифровка подписи

СОСТАВИТЕЛИ

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор

 

/ К.Г. Гуревич

Доцент, к.м.н.

 

/ Д.А. Пустовалов

Должность, степень

Подпись

Расшифровка подписи

                     

 

Рецензент:

Заборовский Андрей Владимирович, д.м.н., зав. кафедрой фармакологии

ФИО, ученая степень, звание, место работы

Оглавление

1. Цели и задачи дисциплины (модуля) 3

2. Перечень планируемых результатов обучения дисциплины, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 8

5. Структура и содержание дисциплины (модуля) 9

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 11

6.1. Задания на самостоятельную работу. 11

6.1.1. Задания на самостоятельную работу по разделу 1. 11

6.1.2. Задания на самостоятельную работу по разделу 2. 11

6.1.3. Задания на самостоятельную работу по разделу 3. 12

6.1.4. Задания на самостоятельную работу по разделу 4. 12

6.1.5. Задания на самостоятельную работу по разделу 5. 12

6.1.6. Задания на самостоятельную работу по разделу 6. 12

6.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе. 13

6.3. Оценка самостоятельной работы обучающихся. 13

7. Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) 14

7.1. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. 14

7.1.1 Ситуационные задачи. 14

7.1.2         Контрольные задания. 15

7.2. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации. 17

7.2.1. Оценивание обучающегося на тестировании. 17

7.2.2. Оценивание обучающегося на собеседовании. 17

8. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля) 18

8.1. Основная литература. 18

8.2. Дополнительная литература. 18

9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 18

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 18

11. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) 19

11.1. Программное обеспечение. 19

11.2. Информационные справочные системы. 19

12. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 19

12.1. Аудиторный фонд. 19

12.2. Материально-технический фонд. 20

12.3. Библиотечный фонд. 20

13. Иные сведения и (или) материалы.. 20

 

 

 

  1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Дисциплина (модуль)

 

  • Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения. ПМ.04 Профилактическая деятельность.

Наименование  дисциплины и Модуля (при наличии)

реализуется в

базовой

части учебного плана по направлению подготовки (специальности)

 

базовой/вариативной

 

  • 31.02.01 Лечебное дело

Код и Наименование специальности/Направления подготовки/Направленность

очная

формы обучения.

очной/ очно-заочной

 

Цель:

  • Освоение студентами принципов профилактики заболеваний и санитарно-гигиенического образования населения для проведения медико-профилактических мероприятий среди населения, основ здоровьесберегающего поведения с учетом возрастных особенностей.

Задачи:

  • Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
  • Освоить основные принципы проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения
  • Освоить основополагающую информацию по проведению санитарно-гигиенического просвещения населения
  • Освоить основные принципы организации диспансеризации населения
  • Освоить основные принципы проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий на закрепленном участке
         

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения дисциплины, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся компетенций. Дисциплина (модуль) обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом.

Таблица 1.  Перечень компетенций,  формируемых  дисциплиной (модулем)

 №

Код

Содержание компетенции

  1.  

ОК - 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

  1.  

ОК - 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  1.  

ОК - 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  1.  

ОК - 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

  1.  

ОК - 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  1.  

ОК - 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  1.  

ОК - 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 

  1.  

ОК - 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

 

  1.  

ОК - 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

  1.  

ОК - 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  1.  

ОК - 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

  1.  

ОК - 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

  1.  

ОК - 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

  1.  

ПК - 4.1

Организовать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении

  1.  

ПК - 4.2

Проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия на закрепленном участке

  1.  

ПК - 4.3

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения

  1.  

ПК - 4.4

Проводить диагностики групп здоровья

  1.  

ПК - 4.5

Проводить иммунопрофилактику

  1.  

ПК - 4.6

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения

  1.  

ПК - 4.7

Организовывать здоровьесберегающую среду

  1.  

ПК - 4.8

Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения

  1.  

ПК - 4.9

Оформлять медицинскую документацию

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) выражаются в знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности и характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Формирование у обучающихся компетенций включает в себя следующие результаты обучения по дисциплине (модулю).

Таблица 2. Результаты обучения

Код компетенции

Результаты обучения

  1.  

ОК 1

Знать -  сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

 

Уметь -  проявлять к своей будущей профессии  устойчивый интерес.

 

Навыки - пониманием сущности и социальной значимости своей будущей профессии

 

Приобрести опыт - .понимание значимости своей будущей профессии

  1.  

ОК 2

Знать - основы организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценку их эффективность и качества.

 

Уметь- - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

Навыки  - иметь навык выбора и способа решения типовых профессиональных задач

 

Приобрести опыт - иметь опыт организации собственной деятельность, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  1.  

ОК 3

Знать – как принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

Уметь - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

Навыки  - иметь навыки принятия решений и нести за них ответственонсть

 

Приобрести опыт - умение принимать решения

  1.  

ОК 4

Знать – методы поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

 

Уметь - использовать методы поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач.

 

Навыки  - поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач.

 

Приобрести опыт - умение принимать решения

 

Принимать решения - в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

  1.  

ОК 5

Знать - информационно-коммуникационные технологии используемые в профессиональной деятельности

 

Уметь – использовать информационно-коммуникационные технологии используемые в профессиональной деятельности

 

Навыки – приобрести навыки использования информационно-коммуникационные технологии используемые в профессиональной деятельности

 

Пробрести опыт - приобрести опыт информационно-коммуникационных технологий используемых в профессиональной деятельности

 

  1.  

ОК 6

Знать:

Уметь: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Навыки:

Приобрести опыт:

 

  1.  

ОК 7

Знать:

Уметь: брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Навыки:

Приобрести опыт:

 

  1.  

ОК 8

Знать: основные принципы определения задач профессионального и личностного развития, планирования повышения своей квалификации.

Уметь: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Навыки: методами самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, занятий по самообразованию, осознанного планирования и осуществления повышения своей квалификации.

Приобрести опыт: самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, занятий по самообразованию, осознанного планирования и осуществления повышения своей квалификации.

  1.  

ОК 9

Знать:

Уметь: ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Навыки:

Приобрести опыт:

 

  1.  

ОК 10

Знать:

Уметь: бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия..

Навыки:

Приобрести опыт:

 

  1.  

ОК 11

Знать: нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Уметь: быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Навыки: методами бережного отношению к природе, обществу, человеку.

Приобрести опыт: бережного отношению к природе, обществу, человеку.

  1.  

ОК 12

Знать: основные принципы организации рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Уметь: организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Навыки: методами организации рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Приобрести опыт: проведения организации рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

  1.  

ОК 13

Знать: составляющие здорового образа жизни; содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»; значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья.

Уметь: заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья; соблюдать правила личной гигиены; определять необходимость назначения лечебной физкультуры, индивидуальной контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем.

Навыки: методами обследования пациентов различных возрастных групп; навыками построения и необходимого применения программ профилактики в профессиональной деятельности.

Приобрести опыт: проведения с прикрепленным населением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, а также осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина

 

  • Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения. ПМ.04 Профилактическая деятельность

Название дисциплины и профессионального модуля (при наличии)

реализуется в

базовой

части учебного плана подготовки специалиста  для

базовой/вариативной

 

обучающихся по специальности

  • 31.02.01 Лечебное дело

Код и наименование специальности

очной

формы обучения.

очной/очно-заочной

 

Дисциплина изучается на

2

курсе    в

4

семестре и

базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины.

                 

                                    

Таблица 3.  Знания, умения, владения, опыт, необходимый для изучения дисциплины (модуля)

 №

Наименование дисциплины , практики

Необходимый объём знаний, умений, владение

  1.  

Здоровый человек и его окружение

Знать -  содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»; основные факторы риска развития болезней в разные возрастные, периоды жизнедеятельности человека; анатомо-физиологические и психологические особенности человека; основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития; универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; значение семьи в жизни человека; основные составляющие здорового образа жизни; биологическое значение витаминов, микроэлементов и биологически активных добавок к пище; личное значение физической культуры; принципы назначения лечебной физкультуры; основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними; основные принципы контрацепции, основные принципы реабилитации инвалидов; гигиенические мероприятия при работе с пациентами; факторы риска возникновения заболеваний; составляющие здорового образа жизни

 

Уметь - соблюдать правила личной гигиены; заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья; определять необходимость назначения лечебной физкультуры, индивидуальной контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем; формировать у населения навыки здорового образа жизни, устранять факторы риска, связанные с образом жизни.

 

Навыки -  навыками оздоровительного характера, обучению населения здоровьесберегающему поведению, гигиеническим мероприятиям

 

Приобрести опыт - осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, обучения населения, основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.

  1.  

Гигиена и экология человека

Знать - основные составляющие здорового образа жизни; биологическое значение витаминов, микроэлементов и биологически активных добавок к пище; личное значение физической культуры; принципы назначения лечебной физкультуры; основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними; основные принципы контрацепции, основные принципы реабилитации инвалидов; гигиенические мероприятия при работе с пациентами; факторы риска возникновения заболеваний; составляющие здорового образа жизни

 

Уметь - соблюдать правила личной гигиены; заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья; определять необходимость назначения лечебной физкультуры, индивидуальной контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем; формировать у населения навыки здорового образа жизни, устранять факторы риска, связанные с образом жизни.

 

Навыки - навыками оздоровительного характера, обучению населения здоровьесберегающему поведению, гигиеническим мероприятиям

 

Приобрести опыт - осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, обучения населения, основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.

 

 

 

Изучение дисциплины

  • Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения. ПМ.04 Профилактическая деятельность.

Название дисциплины и профессионального модуля (при наличии)

является базовым для последующего освоения дисциплин (профессиональных модулей), практик:

  • Общественное здоровье и здравоохранение, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт
  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины

  • Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения. ПМ.04 Профилактическая деятельность.

Название дисциплины и профессионального модуля (при наличии)

составляет

96

акад. час

 

 

 

 

Таблица 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Организационная форма учебной работы

Трудоемкость

акад. час.

по семестрам (акад.час.)

4

 

 

 

Общая трудоемкость по учебному плану

96

96

 

 

 

Аудиторные занятия:

64

64

 

 

 

  • Лекции

16

16

 

 

 

  • Практические занятия

48

48

 

 

 

Самостоятельная работа

32

32

 

 

 

Промежуточный контроль:

Экзамен

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Содержание дисциплины (модуля) структурировано по разделам. Трудоемкость раздела дисциплины (модуля) разбивается по видам учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий и отражается в тематическом плане.

В тематическом плане указывается распределение часов по разделам дисциплины (модуля) в зависимости от видов учебных занятий.

 

При изучении дисциплины (модуля) предусматривается применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам, включает название разделов и тематическое содержание теоретического курса занятий лекционного типа и практического курса занятий семинарского типа.

 

Таблица 5. Тематический план занятий лекционного типа

№ п/п

Раздел дисциплины (модуля)

Тема лекции и ее содержание

  1.  

Общие принципы организации профилактических программ

Лекция 1. Факторы риска. Качество жизни. Общие принципы организации профилактических программ. Определение основных понятий

Лекция 2. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики

Лекция 3. Основы государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики.

  1.  

Принципы организации профилактических программ в учреждениях

Лекция 1. Организация профилактических программ в учебных заведениях.

Лекция 2. Организация профилактических программ в лечебно-профилактических учреждениях.

Лекция 3. Организация профилактических программ на рабочем месте.

  1.  

Профилактика изменений веса

Лекция 1. Расчет ИМТ. Классификация ИМТ. Профилактика ожирения.

Лекция 2. Виды питания. Диетическое питание. Лечебно-профилактическое питание. Основные принципы рационального питания

  1.  

Профилактика ряда хронических неинфекционных заболеваний

Лекция 1. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактика артериальной гипертонии.

Лекция 3. Профилактика хронических бронхолегочных заболеваний.

Лекция 4. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Профилактика онкологических заболеваний. Профилактика заболеваний глаз.

5.

Профилактика инфекционных заболеваний

Лекция 1. Международные медико-санитарные правила.

Лекция 2. Основы иммунопрофилактики.

Лекция 3. Профилактика туберкулеза. Профилактика кори.

Лекция 4. Профилактика краснухи. Профилактика вирусных гепатитов.

Лекция 5. Профилактика кишечных гельминтозов.  

6.

Профилактика в отдельные возрастные периоды

Лекция 1. Планирование семьи. Профилактические мероприятия у детей. Профилактические мероприятия для подростков. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста.

Лекция 2. Профилактические мероприятия для лиц пожилого и старческого возраста. Профилактические мероприятия для лиц старшего возраста. Профилактические мероприятия для лиц пожилого и старческого возраста

Таблица 8. Содержание разделов дисциплины (модуля)

№ п/п

Раздел дисциплины (модуля)

Содержание раздела дисциплины (модуля) структурированное по темам

  1.  

Общие принципы организации профилактических программ

Тема 1. Развитие представлений о здоровом образе жизни. Определение основных понятий.

Тема 2. Основы государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья.

Тема 3. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики.

Тема 4. Межсекторальное сотрудничество в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

  1.  

Принципы организации профилактических программ в учреждениях

Тема 1. Общие принципы организации профилактических программ.

Тема 2. Организация профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. Организация  профилактических программ в учебных заведениях.

Тема 3. Психологические аспекты построения профилактических программ. Диспансеризация.

Тема 4. Организация профилактических программ на рабочем месте. Санитарно-гигиеническое просвещение.

Тема 5. . Психологические аспекты построения профилактических программ. Этические аспекты построения профилактических программ.

Тема 6. Профилактика с точки зрения доказательной медицины. Оценка качества профилактических программ.

Тема 7. Психосоциальная реабилитация

Тема 8. Факторы риска. Качество жизни.

  1.  

Профилактика изменений веса

Тема 1. Экологические факторы риска. Некоторые международные документы об охране окружающей среды.

Тема 2. Личная гигиена как одна из составляющих здорового образа жизни.

Тема 3. Рациональное питание. Зависимость (аддикции).

Тема 4. Физическая активность и здоровый образ жизни.

  1.  

Профилактика ряда хронических неинфекционных заболеваний

Тема 1. Профилактика изменений веса. Профилактика сахарного диабета 2-го типа. Профилактика сахарного диабета 2-го типа.

Тема 2. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Тема 3. Профилактика хронических бронхолегочных заболеваний.

Тема 4. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Тема 5. Профилактика заболеваний глаз.

Тема 6. Профилактика онкологических заболеваний.

Тема 7. Медицинская реабилитация пациентов с различной патологией.

  1.  

Профилактика инфекционных заболеваний

Тема 1. Международные медико-санитарные правила. Основы иммунопрофилактики.

Тема 2. Профилактика сезонных эпидемий гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций.

Тема 3. Профилактика инфекций, передающихся половым путем.

Тема 4. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Тема 5. Профилактика туберкулеза.

Тема 6. Профилактика кишечных инфекций.

Тема 7. Профилактика кори. Профилактика краснухи.

Тема 8. Профилактика кишечных гельминтозов.

  1.  

Санитарно-гигиеническое образование населения. Особенности профилактики в отдельные возрастные периоды

Тема 1. Планирование семьи. Профилактические мероприятия у детей.

Тема 2. Профилактические мероприятия для подростков.

Тема 3. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста. Профилактические мероприятия для лиц пожилого и старческого возраста

Тема 4. Консультирование по вопросам планирования семьи, контрацепции и профилактики ИППП.

Тема 5. Консультирование во время беременности. Обеспечение рационального питания матери и ребенка.

Тема 6 Профилактика травм и насилия..

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся содержит несколько видов изучения учебного материала.

Таблица 9. Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

№ п/п

Вид самостоятельной работы

  1.  

Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, с предоставлением студенту права выбора темы.

  1.  

Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.

  1.  

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

  1.  

Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики санпросветработы, слайдового сопровождения докладов.

 

    1. Задания на самостоятельную работу

Формы организации самостоятельной работы обучающихся включают темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое.

Фонд оценочных средств для проведения контроля качества выполненной самостоятельной работы по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля). Выполнения контрольных заданий и иных материалов проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

      1. Задания на самостоятельную работу по разделу 1

Цель задания:

Изучение государственной политики в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Развитие представлений о здоровом образе жизни. Определение основных понятий. Основные программные документы организаций, работающих в области охраны здоровья. Основы государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области первичной профилактики.

Содержание работы обучающегося:

Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций

Код формируемой компетенции

ОК-1-13, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6, ПК-4.7, ПК-4.8, ПК-4.9

Задания для самостоятельной работы:

Контрольные задания

Форма контроля

Собеседование по контрольным заданиям

Источники:

Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы

      1. Задания на самостоятельную работу по разделу 2

Цель задания:

Изучение общих принципов построения профилактических программ Факторы риска. Качество жизни. Общие принципы организации профилактических программ. Организация  профилактических программ в учебных заведениях. Организация профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. Организация профилактических программ на рабочем месте. Санитарно-гигиеническое просвещение. Диспансеризация. Психологические аспекты построения профилактических программ. Этические аспекты построения профилактических программ. Профилактика с точки зрения доказательной медицины. Оценка качества профилактических программ.

Содержание работы обучающегося:

Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций

Код формируемой компетенции

ОК-1-13, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6, ПК-4.7, ПК-4.8, ПК-4.9

Задания для самостоятельной работы:

Контрольные задания

Форма контроля

Собеседование по контрольным заданиям

Источники:

Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы

      1. Задания на самостоятельную работу по разделу 3

Цель задания:

Изучение основных факторы риска

Содержание работы обучающегося:

Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций

Код формируемой компетенции

ОК-1-13, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6, ПК-4.7, ПК-4.8, ПК-4.9

Задания для самостоятельной работы:

Контрольные задания

Форма контроля

Собеседование по контрольным заданиям

Источники:

Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы

      1. Задания на самостоятельную работу по разделу 4

Цель задания:

Изучение профилактики хронических неинфекционных заболеваний

Содержание работы обучающегося:

Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций

Код формируемой компетенции

ОК-1-13, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6, ПК-4.7, ПК-4.8, ПК-4.9

Задания для самостоятельной работы:

Контрольные задания

Форма контроля

Собеседование по контрольным заданиям

Источники:

Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы

      1. Задания на самостоятельную работу по разделу 5

Цель задания: 

 Изучение профилактики инфекционных заболеваний

Содержание работы обучающегося:

Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций

Код формируемой компетенции

ОК-1-13, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6, ПК-4.7, ПК-4.8, ПК-4.9

Задания для самостоятельной работы:

Контрольные задания

Форма контроля

Собеседование по контрольным заданиям

Источники:

Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы

      1. Задания на самостоятельную работу по разделу 6

Цель задания:

 

 

Изучение особенностей профилактики в отдельные возрастные периоды

Содержание работы обучающегося:

Изучение основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Написание рефератов, подготовка докладов, составление презентаций

Код формируемой компетенции

ОК-1-13, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ПК-4.6, ПК-4.7, ПК-4.8, ПК-4.9

Задания для самостоятельной работы:

Контрольные задания

Форма контроля

Собеседование по контрольным заданиям

Источники:

Рекомендованная основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы

    1. Методические указания для обучающихся по подготовке к самостоятельной работе

Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины (модуля). Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:

  • наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь преподавателя.

Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:

  • графиками самостоятельной работы, содержащими перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней
  • методическими указаниями для обучающихся по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логическими и графологическими схемами по изучаемым темам, списками основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины (модуля), теоретическими вопросами и вопросами для самоподготовки.

Методические указания разработаны для выполнения целевых видов деятельности при подготовке полученных заданий на занятиях семинарского типа и др.

Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.

Таблица 10. Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся

№ п/п

Наименование

  1.  

Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: Учебное пособие /под ред.: Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Практика, 2015. – 416 с.

  1.  

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья /К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант.- М.: ООО «Профессионал», 2010.- 240 с.

  1.  

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Т.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации: Учебное пособие.- М.: издательство «АлМи», 2010.- 240 с.

    1. Оценка самостоятельной работы обучающихся

Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.

Оценка самостоятельной работы учитывается при промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в период зачетно-экзаменационной сессии.

Таблица 11. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются

Форма контроля

Оценка

Критерии оценки

Собеседование по контрольным заданиям

Зачтено

Обучающийся показывает знание основного материала из задач дисциплины  или из табл.2 конкретизировать знания в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне.

Не зачтено

Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой

  1. Фонд оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Контрольные задания или иные оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлены в виде фонда оценочных средств.

Паспорт фонда оценочных средств дисциплины (модуля) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в Приложении к данной программе дисциплины (модуля).

Таблица 5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Оценочные средства

Количество

Ситуационные задачи

15

Контрольные задания

30

Тестовые задания

100

 

    1. Порядок проведения, критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится посредством тестирования и собеседования по контрольным заданиям и ситуационным задачам.

      1. Оценивание обучающегося на тестировании

Обучающимся предоставляются

4

вариантов тестов по

25

тестовых заданий в каждом.

Таблица 13. Оценивание на тестировании

Оценка

Количество верных ответов

Зачтено

15-25

Не зачтено

Менее 15

      1. Оценивание обучающегося на собеседовании

На собеседовании используются следующие оценочные средства:

Ситуационные задачи, Контрольные задания

Таблица 14. Оценивание знаний

Оценка

Критерии оценки

Зачтено

Обучающийся показывает знание основного материала в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы не допускает грубых ошибок, демонстрирует способность к систематизации знаний подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне

Не зачтено

Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые комиссией вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой

  1. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
    1. Основная литература

Таблица 15 . Список основной литературы

№ п/п

Наименование

  1.  

Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: Учебное пособие /под ред.: Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Практика, 2015. – 416 с.

    1. Дополнительная литература

Таблица 16. Список дополнительной литературы

№ п/п

Наименование

  1.  

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья /К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант.- М.: ООО «Профессионал»,  2010.- 240 с.

  1.  

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Т.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации: Учебное пособие.- М.: издательство «АлМи», 2010.- 240 с.

  1. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

Таблица17. Ресурсы сети Интернет

№ п/п

Наименование ресурса

Адрес сайта

  1.  

Дистанционная самоподготовка на основе курсов по разделам дисциплины в системе СДО Разработана с использованием СДО «Moodle»

http://кафедраюнеско.рф

  1.  

Официальный сайт МГМСУ им. А.И. Евдокимова, страница кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития»

http://www.msmsu.ru/subfaculty/single/108

  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

При изучении дисциплины (модуля) обучающиеся могут использовать материалы лекции, учебника и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсы.

Особое внимание при подготовке необходимо уделить первому практическому занятию, где закладываются основные принципы и методы освоения дисциплины (модуля), требования, предъявляемые к ним, порядок проведения занятий, критерии оценки их успеваемости.

Организация и методика проведения занятий постоянно совершенствуется с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

На каждом практическом занятии обучающиеся получают задания. Преподаватель объясняет ход выполнения заданий самостоятельной работы.

Преподаватель может использовать интерактивные  формы проведения занятий и педагогические приемы,  способствующие  освоению различных компетенций обучающихся.

Для максимального усвоения учебного материала проводятся письменные контрольные задания по материалам лекций и практических работ. Контрольные задания ориентированы на оценку сформированности компетенций, и мотивируют обучающихся к активной работе на занятиях лекционного и семинарского типа.

Дисциплина (модуль) является практикоориентированной.

Для развития навыков решения проблемных вопросов обучающиеся используют ситуационные задачи, типичные для будущей профессиональной деятельности. Критерии оценки определяются исходя из фонда оценочных средств дисциплины (модуля).

Обучение дисциплине (модулю) основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий, работа на которых обладает определенной спецификой.

Таблица 18. Организация деятельности обучающегося

Вид учебных занятий

Организация деятельности обучающегося

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксирование основных положений, выводов, формулировок. Обозначение вопросов, терминов, материала, который вызывает трудности.

Практические занятия, семинар

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным заданиям, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение ситуационных задач.

Реферат/доклад

Поиск литературы, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.

Самостоятельная работа

Работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; подготовка рефератов, докладов

  1. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

Информационные технологии, используемые в учебном процессе:

  • система дистанционного обучения «Moodle»
  • применение средств мультимедиа в образовательном процессе
  • доступность конспектов лекций через сеть Интернет
    1. Программное обеспечение

Для повышения качества подготовки и оценки полученных компетенций часть занятий проводится с использованием программного обеспечения:

  • Microsoft Office
    1. Информационные справочные системы
  • Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, многопрофильный образовательный ресурс "Консультант студента" (www.studentlibrary.ru)
  1. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

При реализации образовательной программы для изучения дисциплины (модуля)

  • Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения

Наименование дисциплины и Модуля (при наличии)

используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова: аудиторный фонд, материально-технический фонд, библиотечный фонд.

    1. Аудиторный фонд

Аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий включает специальные помещения:

  • учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа
  • учебные аудитории для проведения занятий семинарского типа
  • учебные аудитории для проведения групповых и индивидуальных консультаций
  • учебные аудитории для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Назначение помещений

Аудиторный фонд также включает специальные помещения:

  • помещения для самостоятельной работы
  • помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

Назначение помещений

Таблица19. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий

№ п/п

Местонахождения аудиторного фонда

  1.  

г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1

  1.  

г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 431

  1.  

г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 436

  1.  

г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 402

  1.  

г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, 404

  1.  

г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, алюминиевый зал

  1.  

г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4, малый зал

    1. Материально-технический фонд

Специальные помещения укомплектованы:

специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

аудитории оснащены столами, стульями, досками, техническим оборудованием.

 

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются:

 наборы демонстрационного оборудования соответствующие тематике дисциплины (модуля)

 наборы учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации

Материально-техническое обеспечение

Лаборатории оснащены лабораторным оборудованием:

  •      не предусмотрено

Материально-техническое обеспечение

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены:

компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Материально-техническое обеспечение

Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению включают в себя следующее.

Таблица20. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины (модуля).

№ п/п

Наименование темы занятия

Оборудование

  1.  

Введение. Государственная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний

Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000

  1.  

Общие принципы построения профилактических программ

Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000

  1.  

Основные факторы риска

Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000

4.

Профилактика хронических неинфекционных заболеваний

Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000

5.

Профилактика инфекционных заболеваний

Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000

6.

Особенности профилактики в отдельные возрастные периоды

Слайд-проектор Optoma ML-500, ноутбук ASUS M6000

    1. Библиотечный фонд

Дисциплина (модуль) обеспечена печатными изданиями фундаментальной библиотеки, электронными изданиями электронно-библиотечной системы и учебно-методической литературой кафедры.

Таблица 21. Комплектность библиотечного фонда

№ п/п

Состав библиотечного фонда

  1.  

Основная и дополнительная литература в библиотеке

  1.  

Интернет

  1.  

Плакаты и стенды кафедры

  1.  

Периодические журналы, выписываемыми кафедрой: «Профилактическая медицина» и др.

  1. Иные сведения и (или) материалы

Не предусмотрено.

 

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.

«Клиническая медицина и медицинские технологии»
16-17 мая 2023 года форум университетской науки – 2023